ТИПИЧНАЯ ОШИБКА РЕАЛИЗАЦИЯ СОБСТВЕНЫХ МЕЧТАНИЙ
Нередко ребенок для родителей становится инструментом реализации собственных желаний, поэтому с настойчивостью, достойной лучшего применения, они таскают чадо в балетную школу, на музыкальные курсы, в спортивную секцию или кружок математики, после чего также целенаправленно запихивают в технический ВУЗ или Иняз, не озаботившись тем, что ребенка это не привлекает. Девиз таких родителей звучит примерно одинаково «Я знаю, как лучше. Вот если бы мне в свое время предоставили такие возможности, я бы…». Дело в том, что ребёнок не клон родителей ꟷ он может иметь не только другие мечтания и стремления, но и другой склад характера, ума, таланты, более того, ценности нового поколения кардинально отличаются от ценностей поколения родителей, поэтому реализовывая собственные мечты, такие родители губят мечты своего чада.
Читайте далее:
Сексуальное и половое воспитание детей дошкольников и подростков в семье, школе
Воспитание детей в японии до 5 лет — как воспитывают в японской семье (методика)?
Воспитание близнецов и двойняшек — особенности мальчиков и девочек (психология)
Воспитание ребенка от 0 до года — как правильно воспитывать детей с рождения (психология)
Развитие ребенка от 1 года до 2 лет по месяцам — психология, воспитание
Книги по воспитанию и психологии детей с рождения — список лучших
Трудный подросток какой он
Как правило, кризис подросткового возраста воспринимается большинством родителей как один из самых сложных в развитии ребёнка, поэтому автоматически каждый, кто в него вступает, становится «трудным». И всё же если на более ранних стадиях взрослым и детям удалось наладить тесный психологический контакт, установить здоровую привязанность и доверительные отношения, то этот период в жизни подростка и старшего поколения будет более спокойным и гармоничным.
Наиболее трудными выступают две категории подростков. К первой относятся те, кто выбирает путь бунтарства, противостояния взрослым, использует в качестве защиты агрессию и недоверие. Вторая категория состоит из тех, кто замыкается в себе, впадает в апатию, отгораживается от внешнего мира собственными фантазиями.
В том и в другом случае воспитание трудных подростков требует приложения особых усилий со стороны взрослых, готовности понять, принять и поддержать своё чадо, каким бы ни было его поведение. В особо сложных ситуациях имеет смысл обратиться к психологу, чтобы получить квалифицированную помощь и наладить общение с ребёнком.
Распространенные педагогические ошибки родителей
Не имеет значения, что говорят окружающие о поведении ребенка
Однако то, что происходит в семье, очень важно. Поскольку специального кодекса воспитания нет, следует ознакомиться с типичными ошибками многих родителей
Они предотвратят внутрисемейные конфликты и трудности во время взросления младшего поколения.
Многочисленные запреты
Маленькие дети имеют массу желаний и часто о них говорят. Например, ребенок любит конфеты, но взрослые справедливо ограничивают его в сладком. Однако вазу не убирают, поэтому дитя в их отсутствие обязательно берет несколько конфет. Когда родители начинают его за это ругать, малыш спрашивает о том, почему нельзя. Однако старшие не утруждают себя полным ответом, говоря: «Потому что я так сказал».
Подобная воспитательная модель ошибочна. Родителям необходимо аргументировать запреты, а не отделываться пустыми фразами
Ребенку важно знать, к каким последствиям приводят его действия. Это позволит задумываться о словах и поступках, научит правильно воспринимать отказы
Нельзя строить воспитание на бесконечных запретах, иначе ребенок вырастет нервным и дерганым
Физическое воздействие
Порой взрослые считают, что физическое насилие оказывает воспитательное воздействие на дошкольников и подростков. В действительности методы «ремня, угла и подзатыльника» приводят к тому, что малыш начинает бояться старших в семье. В домах, где рукоприкладство по отношению к младшим является нормой, наблюдается напряженная атмосфера. Ребята в такой семье часто вырастают агрессивными, считают нормой без причины демонстрировать свою силу
Чтобы этого не произошло, важно сразу оградить дошкольников от физического воздействия
Демонстративная холодность
Некоторые родители убеждены, что излишняя эмоциональность в отношениях с ребенком приводит к взращиванию эгоистичной и избалованной личности. Однако это не совсем так, поэтому не нужно впадать в крайности (демонстративная эмоциональность и чрезмерная холодность)
Есть моменты, когда ребенку особенно важно семейное тепло. В это время нужно проявлять деликатность и стараться быть максимально ближе, вникая в его проблемы
Особого внимания заслуживают «возрастные кризисы», поступление в начальную школу, переход в другой класс, подростковый возраст, смена места жительства (города, района). В будничной занятости взрослым непросто найти время на то, чтобы ощутить душевную близость с дошкольником. При этом малыш остается один на один со своими проблемами, авторитет взрослых падает в его глазах. Впоследствии он вряд ли обратится к близким людям за помощью, что приведет к разрушению доверительных отношений.
Родителю нужно находить время и возможности выслушать ребенка, поговорить с ним
Унижение
Непростительная ошибка, которую, увы, допускают даже опытные и интеллигентные родители. Поводом может стать любая ситуация: выпала из рук чашка – штамп «неуклюжий», в кои-то веки получил плохую отметку – штамп «двоечник», и прочее. Когда дети растут в атмосфере постоянных оскорблений в свой адрес, они теряют веру в себя и замыкаются.
Бывает, что взрослые не желают или финансово не могут поддержать увлечения отпрыска. Например, ему хочется учиться играть на пианино, но родители считают игру бесполезной или не могут оплатить обучение
Важно найти компромисс, поощрить детку в этом стремлении и при возможности отдать в музыкальную школу, арендовав пианино на первое время. Родителям важно научиться слышать потребности детей и хвалить за достижения
Избалованность
«Поздним» деткам часто достается много родительской любви. Решившись родить малыша в старшем возрасте, взрослые, как правило, крепко стоят на ногах. Они готовы посвящать все время отпрыску, потакая его капризам. Такая ситуация приведет к тому, что дитя вырастет избалованным эгоистом
Важно уметь вовремя сказать «нет». Это заставит маленького эгоиста задуматься, что планета не вертится вокруг него
Чтобы ребенок не вырос избалованным, нужно уметь отказывать ему при необходимости
Непостоянство в воспитании
Семей, в которых ласка и наказание шагают бок о бок, также немало. Перемены в настроении родителей не лучшим образом влияют на психику дошкольника – он просто не будет знать, чего ждать от взрослых через 5 минут, замкнется в себе
Важно воспитывать детей последовательно, не заставляя их гадать, какую реакцию ждать от родителей в этот раз
ТИПИЧНАЯ ОШИБКА ОТСУТСТВИЕ ЗАПРЕТОВ
Ни в чём не отказывая собственному ребёнку, родители также не приносят ничего хорошего маленькому человеку – он привыкает добиваться желаемого с помощью капризов. Конечно, получение самостоятельности важный элемент воспитания, но если самостоятельность граничит со вседозволенностью, то такие дети превращают в манипуляторов, а нередко и в деспотов, которые терроризируют всю семью. Понятно, что такое отношение к окружающим провоцирует проблемы с коллективом, учителями. Любая ситуация, в которой ребенок получает ограничение своей деятельности или отказ, вызывает протест, непонимание и конфликт.
Откуда берутся детские неврозы
Неврозы – распространенный вид нервно-психической патологии, наблюдаемый у дошколят и ребят младшего школьного возраста. Они возникают как эмоциональное расстройство, вследствие нарушения внутрисемейных отношений. Очень трудно малыши переносят ухудшение взаимоотношений с матерью, которая является самым близким человеком в первые годы жизни.
Мать может отстраниться по многим причинам: ухудшение отношений с мужем, устройство личной жизни, уклонение от семейных обязанностей вследствие эмансипации («деловая мама»), болезнь и прочее. Она также может страдать неврозом, придерживаться привитых ее семьей взглядов на воспитательный процесс, неприемлемых для современных малышей и подростков.
Редким женщинам удается совмещать карьеру с полноценным воспитанием детей
Под влиянием неблагоприятного микроклимата в семье общее состояние ребенка ухудшается. Он плохо засыпает, становится тревожным, постепенно проявляются такие симптомы:
- обкусывание ногтей;
- сосание пальцев, воротника одежды;
- ночное недержание мочи;
- чувствительность, слезы без видимых причин;
- нарушение сердцебиения, дыхания, потливость;
- отрицательное отношение к учебе;
- периодические головные боли.
Факторы возникновения невроза
Неврозы – своеобразный ответ на неправильное воспитание (обиды, непризнание, непостоянство, игнорирование детских потребностей). У мальчиков они могут проявляться уже в 3 года, у девочек – в 4 года и позже. Неврозы могут быть связаны с доминированием и единоличной властью одного из родителей, гиперопекой, завышенными ожиданиями.
Выделяют 5 факторов, провоцирующих неврозы:
Отсутствие режима дня. Враги детского здоровья – неконтролируемое время трапез, отхода ко сну, занятий. Если периоды активности и отдыха не регламентированы в соответствии с возрастом (ограничение времени прогулок, физической активности), ребенок находится в состоянии нервного напряжения.
Несоблюдение режима дня ведет к расхлябанности и недисциплинированности
Особенности характера ребенка
Важно учитывать психотип детской личности. Чувствительному меланхолику противопоказаны крик и физические методы воздействия
Подвижный холерик тяжело реагирует на гиперопеку.
Смена привычного образа жизни, окружения. Неврозы часто возникают у ребят после переезда, перехода в другую школу, наблюдаются в семьях, где ребенок не получает поддержки старших.
Ошибки в воспитании детей дошкольников и подростков. Специалисты отмечают негативно влияющие на детскую психику модели: гиперопека, неприятие, авторитарнное поведение взрослых, вседозволенность. Отрицательно также влияют ситуации, когда родители не могут договориться, как воспитывать ребенка.
Психотравмы. Если на глазах ребенка произошло негативное событие (пожар, стихийное бедствие, родительская брань), в дальнейшем возможно развитие фобий, комплексов, панических атак.
Доктор Комаровский отмечает, что родителям не следует игнорировать мнение о ребенке, высказанное его учителями и друзьями. Когда жалобы поступают от нескольких людей, нужно разобраться в ситуации
Если подросток ведет себя неадекватно, важно смотреть ему в глаза и сказать коротко: «давай разберемся, что не так», «чего ты хочешь?», «что я должна сделать сейчас?»
Когда ребенок систематически пытается навредить своему здоровью, важно искать помощи у специалиста. Переход в новую школу или переезд — сильный стресс для любого ребенка
Переход в новую школу или переезд — сильный стресс для любого ребенка
Ошибка 5. Отсутствие запретов
Отсутствие запретов
Ребенок-кумир – еще одна крайность в воспитании. Мы уже говорили о вседозволенности, когда упоминали о гипертрофированной любви к ребенку, но здесь ситуация иная. Родители отказываются от каких-либо запретов в принципе, сознательно выбирая такую модель воспитания, еще и с гордостью говорят окружающим: «Я своему ничего не запрещаю».
Ребенку дозволено все, и он активно пользуется своей свободой, доставляя неудобство и проблемы окружающим. Помните, что именно родители отвечают за включение ребенка в социум, и только с вашей помощью он сможет усвоить, что можно и что нельзя, как следует вести себя дома, а как на улице.
Нередко наблюдается более сглаженная ситуация, когда родители пытаются запретить ребенку что-то, но делают это очень мягко, с помощью уговоров, когда нужно проявить твердость и решительность. Например, ребенок в магазине клянчит у матери очередную игрушку, а она объясняет ему, что у него уже есть игрушки, что нет денег, в общем, придумывает всевозможные отговорки, в конце концов, устает от морального давления и покупает то, что просит ребенок. Такое поведение в корне неправильно: ребенок будет выпрашивать желаемое каждый раз, зная, что своего он добьется. Можно бесконечно долго объяснять ребенку что-либо и увещевать его, а можно сразу пресечь «нытье» категоричным «нет».
Неумение разговаривать.
Общение — это процесс передачи, обмена информации, а также установление контакта между людьми
Детям очень важно открытое общение со своими родителями. Эффективная коммуникация нужна каждому члену семьи для улучшения отношения между ними
И наоборот, отрицательное общение заставляет детей думать, что они не услышаны, не поняты и не важны. Очень часто общение сводится к тому, что родители задают не сложные вопросы: “Уроки сделал? Портфель сложил? Кушал?”. Однако, сыну или дочери просто необходимо, чтобы близкие интересовались и обсуждали планы на выходные, последнюю игру, фильм и прочее. И очень важно уметь слушать с интересом, не перебивая.
Особенности сп помощи молодой семье.
С
целью поддержки молодой семьи в
соответствии с Федеральной целевой
программой «Молодежь России», утвержденной
постановлением Правительства РФ от 25
ноября 1994г. №12 предусматриваются
следующие мероприятия:
—
расширение различных форм кредита
специально для молодых семей.;
—
приобретение кредитов на образование
взрослых членов семьи и их детей;
—
создание условий для занятости,
первоочередного повышения квалификации
и переподготовки молодых женщин, имеющих
детей;
—
создание благоприятных условий для
домашнего воспитания дошкольников;
—
разработка система льгот в области
охраны здоровья граждан;
—
создание сети разнообразных консультаций
для молодых.
Путин
в своём послании Федеральному собранию
10 мая 2006 года изложил программу поддержки
молодой семьи, направленную на повышение
рождаемости в стране. Президент предложил
увеличить размер пособий по уходу за
ребёнком до 1,5 лет: на первого ребёнка
с 700 рублей – до 1,5 тысяч рублей, а на
второго ребёнка – до 3 тысяч ежемесячно.
Женщины, ушедшие в отпуск по беременности,
должны получать не менее 40% от прежнего
заработка. В рамках данной программы
был введён базовый материнский капитал
женщинам, родившим второго ребёнка (250
тысяч рублей). Им женщина может
распорядиться следующим образом вложить
его в приобретение жилья по достижению
ребёнком трёхлетнего возраста, либо
направить эти средства на образование
детей или положить эти деньги в
накопительную часть своей собственной
пенсии.
Существует
несколько типов молодых семей:
1.
Традиционный: ориентация супругов на
семейные ценности, на двухдетную семью.
Лидером является муж. Круг друзей
ограничен, досуг чаще совместный,
закрытый.
2.
Муж и жена ориентированы на развитие
личности. Супруги имеют установку на
многодетную семью. Наблюдается
социально-ролевое равновесие.
3.
Молодые супруги ориентированы на
развлечения. При этом муж и жена имеют
как общих друзей, так и каждый своих.
Установка на бездетную или малодетную
семью.
Особенности
и проблемы, подлежащие учету в социальной
работе
—
межличностная адаптация супругов:
первичная и вторичная,
—
распределение социальных ролей и
освоение различных функций семьи;
—
адаптация к условиям жизнедеятельности
в новом социуме;
—
формирование представлений супругов
о семье,
—
трудности начального периода воспитания
детей и подготовки их к школе и др.
Основные
направления и формы социальной работы.
—
организация медико-психолого-педагогических
консультаций по проблемам формирования
брачного союза,
—
создание и организация работы клубов
«Молодая семья», «Молодожены»,
—
различные культурно-досуговые секции
и оздоровительные группы,
—
патронажная помощь молодым родителям,
—
просветительская работа по вопросам
супружеской адаптации и взаимоотношения
с родителями, другими семьями,
—
психологическая диагностика семейных
взаимоотношений на ранних стадиях
развития ребенка,
—
оказание помощи в поиске необходимых
специалистов.
Воспитание подростков по половому признаку
На этом возрастном этапе различия между мальчиками и девочками усиливаются. Соответственно, и в воспитании их есть свои особенности.
Воспитание дочери
- Помните, что девочка в подростковом возрасте особо восприимчива к мнениям о своей внешности. Не высказывайте никаких негативных суждений в её адрес, не позволяйте себе насмешек. Поддерживайте дочь и аккуратно давайте советы о том, как ей лучше выглядеть. Комплименты должны быть искренними, фальшь будет вредна, поскольку девочка её сразу же почувствует.
- Если замечаете, что дочь выглядит вызывающе, не обрушивайте сразу же свою критику на неё и не тащите в ванную умываться. Спокойно объясните юной леди, что окружающие (в том числе сверстники) не будут воспринимать её всерьёз, открыто или втайне «наградят» насмешками. Кроме того, такое поведение и внешность привлекают тех, кто может сделать больно и причинить вред.
- Маме необходимо быть для дочери примером успешной женщины: иметь ухоженный внешний вид, проявлять заботу о семье, следить за уютом в доме, демонстрировать позитивный настрой.
- Приобщайте девочку к домашним делам, прививайте любовь к чистоте, красоте и порядку.
- Создавайте условия для того, чтобы дочь сама хотела с вами общаться и делиться мыслями и чувствами. Будьте понимающими, терпеливыми и поддерживающими родителями.
Воспитание сына
- Особо опасно в этом возрасте оказывать на мальчика чрезмерное давление и ломать его. Протест в таком случае неизбежен. Общение в спокойной строгой манере будет более эффективным, чем крик, подавление воли и физические наказания. Давайте сыну понять, что общаетесь с ним как со взрослым человеком.
- Чаще возлагайте на него ответственность за выполнение определённых дел (по учёбе, по дому и др.)
- Хвалите сына за любые успехи и достижения, за старания и за попытки чего-то добиться. Это повышает его самооценку.
- Не игнорируйте попытки подростка блеснуть интеллектом: слушайте внимательно то, о чём он вам рассказывает и о чём размышляет (факты из интернета, случаи из жизни), сами задавайте вопросы, побуждайте к дискуссиям. Всячески подчёркивайте то, что воспринимаете его всерьёз.
- Если хотите призвать сына к дисциплине, разработайте свод правил, которые на 100% необходимо соблюдать. Их нарушение должно повлечь определённые санкции (физические наказания не применяются).
- Отец – пример для мальчика в том, как должен вести себя мужчина, что ему нужно уметь и как относиться к женщинам.
Почему возникают сложности в воспитании подростка
Проблемы в воспитании и общении с современными подростками могут быть связаны со следующими факторами:
- Различие в темпах развития детей и родителей.
- Трудности, которые возникали в воспитании и развитии на предыдущих возрастных этапах, особенно если со стороны взрослых не было проявлено должной любви и заботы к ребёнку.
- Во многих семьях уже задолго до подросткового возраста ослабляется контакт между поколениями, родители уделяют детям меньше внимания, а дети всё больше тянутся к компаниям сверстников.
- Стремление всё запрещать ребёнку, жёстко ограничивать его свободу, подавлять его чувства.
- Вспыльчивость подростков, желание показать своё «Я», протестовать против запретов и ограничений. Это характерно для развития подростков в этот период, поскольку есть сильное стремление показать свою самостоятельность и взрослость.
- Ослабление доверия между детьми и родителями. Оба поколения закрываются друг от друга, снижается взаимопонимание и искренность в общении.
Ошибки в воспитании: особенности разных возрастов
Дошкольники
Родители растят малышей, опираясь на свой опыт и обычно не задумываются, почему в определенных ситуациях поступают именно так. Бывает, что впоследствии они ощущают стыд за слова и поступки в адрес крохи. Однако типичных ошибок семейного воспитания вполне можно избежать. Среди них:
- угроза не любить ребенка: «если ты так будешь себя вести, я тебе не буду любить»;
- много строгости: «делай, как я тебе сказала, потому что я главнее»;
- равнодушие: «делай, что хочешь»;
- обсуждение с детьми взрослых проблем: «ты мой лучший друг»;
- наполеоновские планы: «ты должен заниматься музыкой, плаванием, теннисом и все успевать»;
- мало ласки: «хватит уже этих нежностей и поцелуев»;
- мало времени на общение с ребенком: «я занята, у меня нет времени на тебя».
Излишняя строгость родителей деструктивно действует на детскую психику
Время младших классов
Школьная нагрузка и новый коллектив – серьезный стресс для вчерашних дошколят. Особенно трудно адаптироваться «домашним» деткам и тем, кто имеет меланхолический темперамент. В начальных классах уже можно заметить ранние ошибки воспитания – индивидуализм, грубость, агрессивность, неуважение к сверстникам и старшим. Однако школа выявляет и положительные качества, если они были заложены в дошкольном периоде.
Младшему школьнику важно усвоить, что первоисточником всех благ является труд. Следует внимательно отнестись к опасениям ребенка и не допускать таких ошибок родительского воспитания:
без нужды предлагать помощь ребенку (важно поощрять стремление к самостоятельности);
подчеркивать зависимое положение детей;
освобождать от домашней помощи по принципу: «твоя задача учиться, а мы с папой все сделаем сами»;
игнорирование темперамента ребенка (сангвиникам и холерикам обычно легче даются адаптация к коллективу и школьные нагрузки);
игнорирование жалоб на здоровье: возможны обострения хронических заболеваний, ухудшение зрения, изменение осанки;
курить и пить алкоголь в присутствии ребенка: не стоит подавать плохой пример.
Приучать ребенка помогать родителям нужно с самого детства
Подростковый возраст
С 12 лет дети вступают в период полового созревания, который характеризуется интенсивным ростом и изменением гормонального фона. Физиологические процессы вызывают смены настроения, импульсивность, агрессивность. Взрослым нелегко избежать ошибок в воспитании подростков, однако они должны стремиться подавать только положительный пример.
Нельзя допускать, чтобы слова родителей расходились с делом. Например, отец курит, но запрещает это сыну-подростку. Доминирование карьеры отца и матери над семейными интересами также искажает представления детей о крепкой семье, они отдаляются. Однако недопустима и излишняя опека.
Особенности подросткового возраста
У детей примерно с 12-13 лет (иногда чуть позже) начинаются серьёзные физиологические изменения, которыми руководят гормоны. Наступает период полового созревания.
Гормональные изменения часто приводят к перепадам в настроении: подросток может проявлять то бурную активность, то агрессию, то вдруг погрузиться в апатию.
Изменения во внешности могут отражаться на самооценке подростков: нередко они начинают хуже к себе относиться, испытывают неуверенность, которую стараются спрятать под маской грубости, протеста и смелости. При этом внутренне они становятся очень ранимыми и боятся критики.
В силу бурного желания стать взрослым ребёнок часто раздражительно реагирует на советы родителей, их попытки опекать и защищать его.
Подросток стремится к общению со сверстниками, их мнение становится для него очень значимым
Ребёнку в этот период важно чувствовать свою принадлежность к группе таких же, как он (или к нескольким группам).
В этом возрасте у детей могут сильно меняться вкусы, стиль в одежде, увлечения. Но обычно это временное явление
Через несколько лет всё снова может вернуться на круги своя.
В подростковом возрасте импульсивность поведения. Механизм контроля действий не всегда успевает срабатывать, чтобы унять бурную энергию.
Влияние социального окружения на подростка
В подростковом возрасте ребёнок становится очень открытым к восприятию информации из разных источников. Влияние на него оказывают следующие социальные группы:
Семья (родители, братья и сёстры и другие родственники): несмотря на то что в этот период дети психологически отдаляются от взрослых, родители остаются для него самым близким окружением. Для подростка важны принятие себя и доверие с их стороны. Наиболее значимо то, какие отношения сложились между родителями и детьми на предыдущих стадиях развития. На поведение, мышление и самосознание подростков влияют ценности и установки, привитые им ранее взрослыми; чувства, которые родители проявляли к детям
Оказывали ли взрослые должное внимание ребёнку? Не расходились ли их действия со словами? Стремились ли всегда услышать его, принять и поддержать?
Сверстники: друзья и просто знакомые, в чьих компаниях оказывается подросток. В этот период начинает казаться, что по-настоящему понять его смогут только такие же, как он (по возрасту, вкусам и взглядам)
Появляются молодёжные субкультуры, принадлежностью к которым подросток обычно насыщается к юношескому возрасту и впоследствии выбирает себе более «взрослый» образ.
Средства массовой информации (интернет, телевидение, радио, журналы, кино): становятся мощным каналом воздействия, задавая подростку различные ориентиры. Желание следовать моде, выделяться, менять свою внешность, посвящать время развлечениям, быть всегда «в тренде» всего и т. д. – те струны, на которых играет этот социальный институт.
На стыке двух последних факторов возник мощный канал воздействия на подростков – социальные сети. Они позволяют реализовывать им множество мотивов: знакомства, общение, принадлежность к различным группам, стремление получить признание и одобрение, возможность выделиться и быть на виду и др. К сожалению, этот канал в наше время часто используется злоумышленниками с целью втянуть подростков в неблагоприятные занятия и сообщества.
Школа: влияние оказывают сам процесс обучения, педагоги и класс. Наиболее благоприятная ситуация складывается, когда у подростка сохраняется хорошая успеваемость и интерес к познанию, ему комфортно в школьном коллективе и в общении с учителями. Эти характеристики обычно неразрывно связаны. На желание ребёнка учиться влияет не только интерес к конкретным предметам, но и ощущение того, что в классе к нему хорошо относятся, принимают и уважают.