Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
Данная
готовностьсвязана с
развитием мыслительных процессов —
способностью обобщать, сравнивать
объекты, классифицировать их, выделять
существенные признаки, определять
причинно-следственные зависимости,
делать выводы. У ребенка должны быть
определенная широта представлений, в
том числе образных и пространственных,
соответствующее речевое развитие,
познавательная активность. Перечислим
некоторые, наиболее распространенные
диагностические методики, позволяющие
выявить разные стороны интеллектуальной
готовности к школе.
Иногда изучение
особенностей интеллекта начинают с
исследования памяти — психического
процесса, неразрывно связанного с
мыслительным. Мышление б-летнего ребенка
образно и достаточно конкретно. Уровень
развития наглядно-образного мышления
обычно определяется с помощью методики
разрезных картинок. Ребенку даются
части рисунка, которые нужно так сложить,
чтобы получилось целостное изображение
— ослик, или петух, или чайник и т.п.
Уровень развития пространственного
мышления выявляется разными способами.
Эффективна и удобна методика А.Л. Венгера
«лабиринт». Ребенку нужно найти путь к
определенному домику среди других,
неверных путей и тупиков лабиринта. В
этом ему помогают образно заданные
указания — мимо каких объектов (деревьев,
кустов, цветов, грибов) он пройдет.
Методик,
диагностирующих уровень развития
понятийного или словесно-логичесного
мышления, много. При отборе детей в
школы, учебные программы которых
значительно усложнены и к интеллекту
поступающих предъявляются повышенные
требования (гимназии, лицеи, некоторые
спецшколы), используются более трудные
методики. Сложные мыслительные процессы
анализа и синтеза изучаются при
определении детьми понятий, интерпретации
пословиц и т.п. Известная методика
интерпретации пословиц имеет интересный
вариант, предложенный Б.В. Зейгарник.
Кроме пословиц («Не все то золото, что
блестит», «Не рой яму другому, сам в нее
попадешь» и др.) ребенку даются фразы,
одна из которых по смыслу соответствует
пословице, а вторая, не соответствуя по
смыслу, внешне ее напоминает. Например,
к пословице «Не в свои сани не садись»
даются фразы:
«Не нужно браться
за дело, которого ты не знаешь» и «Зимой
ездят на санях, а летом на телеге».
Ребенок, выбирая одну из этих фраз,
объясняет, почему она подходит к
пословице, но уже сам выбор ярко
показывает, на содержательные или
внешние признаки ориентируется ребенок,
анализируя суждение.
Практическая
работа требует исключения дублирующих
методик, создание такого методического
блока, который отвечал бы конкретным
задачам отбора и теоретическим позициям
школьного психолога.