Разбираемся с причиной
Множество запретов. Малыш скован запретами и не может естественным образом удовлетворять естественные познавательные потребности
Дети не могут рассказать, что для них важно быть активными, поэтому они выражают свой протест доступными способами – криком, стуком, яростным сопротивлением.
Любопытство. Ребенок дерется, швыряет предметы, кричит, обзывается, чтобы посмотреть на реакцию родителей
Например, карапуз в полтора года изучает таким способом мир и реакции взрослых на свои поступки.
Ревность. Детская ревность к кому-либо может выражаться драками и агрессией по отношению к «сопернику»
Так выражается борьба за внимание мамы, папы или воспитательницы.
Утомляемость. У маленьких детей эмоциональное возбуждение наступает быстрее, чем у взрослых
Большая эмоциональная нагрузка приводит к агрессивной разрядке, у ребенка нет другого способа выразить свою усталость. Его поведение не говорит о том, что он не слушается (рекомендуем прочитать: что делать, если ребенок в 2 года не слушается родителей по мнению Комаровского?).
Безделье. От скуки ребенок может искать себе развлечение, он не может себя занимать. Например, двухлетний карапуз не умеет самостоятельно играть, он ищет развлечения.
Пример семьи. Авторитарное поведение в семье копируется детьми быстро и на бессознательном уровне. Если у родителей принято решать проблемы неконструктивным способом, то у чада формируется стойкая привычка поступать так же. Пример старших может спровоцировать на драку. «Дай ему сдачи», «Ударь его в ответ», «Покажи ему, кто сильней» (рекомендуем прочитать: как научить ребенка давать сдачи, когда его обижают?). Взрослые хвалят за агрессию, оправдывают его сомнительные победы.
Способ быть услышанным. Ребенок до года и старше не может объяснить словами свои чувства, его не понимают близкие. От отчаяния он бросается в крайности. С пяти-шести лет дети могут осознавать свои поступки и рассказывать о причинах своего поведения.
Регрессия. Резкая смена обстановки возвращает старую привычку. Неблагоприятные обстоятельства, переезд, развод вызывают защитные обстоятельства. Одни дети могут начать грызть ногти, сосать палец, другие справляются со стрессом драками. Это своеобразный способ вспомнить о хороших спокойных временах.
Если ребенок сталкивается с агрессией дома, то она также становится основой его взаимодействия с другими
Психологические советы
Вот что советует психолог Бердникова Анна: «Чтобы верно отреагировать на агрессивный поступок своего ребенка нужно прислушаться к своим чувствам
Что я ощущаю? Это важно, так как наши чувства помогут нам понять, что же происходит в реальности. Во время агрессивной вспышки стоит прислушаться к себе
Что вы ощущаете? Обиду? Злость и стремление победить маленького негодяя, показать ему, кто здесь первый и главный?
Родителям очень важно отследить, какие чувства у них вызывает поведение ребенка
Когда чувствуется обида, нужно разобраться, что заставило малыша причинить ее вам? Что на душе у него самого? Чем вы его обидели или регулярно обижаете? Когда чувствуете злость, то между вами деструктивные отношения, присутствует борьба за власть
В этой ситуации важно сделать первый шаг навстречу – перестать бороться за лидерство. Только поняв причину, можно решить проблему с драчуном»
Развитие малыша в психологическом плане
Для того чтобы лучше понимать свое чадо, стоит ознакомиться с этапами его психического развития в два года. Это поможет не только понять его и осознать, как лучше строить с ним отношения, и какие меры в воспитании лучше всего использовать.
Итак, у ребенка в этом периоде происходят следующие изменения в развитии:
- Зарождаются зачатки самосознания и принятия себя, как отдельного человека. Понять это просто: в младенчестве малыш и мама — это одно целое, и ребенок не воспринимает, даже нет и зачатка мысли, что мама существует отдельно, а он отдельно. Если длительно происходит грудное вскармливание, то эта связь пролонгируется. Но начиная с момента, как только чадо учится ходить и появляются первые попытки говорить, возникает кризис. Происходит отделение от мамы, и начинается процесс самосознания.
- В этом возрасте развивается активная речь. Еще один очень сложный и важный для малыша момент, когда он осваивает речь и уже сейчас учится взаимодействовать и приходить к взаимопониманию. Ведь довольно часто родители встречаются с агрессией и даже слезами малыша, когда его не понимают. Он запросто может от негодования подойти и ударить. Родителям в этом случае стоит взять малыша за руку и объяснить, что это очень плохое поведение, и маме или папе это совсем не нравится. А для того чтобы были понятны его желания, необходимо чадо просить показывать или задавать наводящие вопросы, но только не стремится угадать. Иначе ожидания малыша будут всегда настроены на то, что родители должны сразу догадаться, что ему надо.
- Мышление у детей с 1-3 лет является наглядно-действенным и здесь, пожалуй, и сокрыт весь секрет. Видеть и делать, повторять по несколько раз одни те же действия, закреплять свои знания через действия. Постепенно происходит интеллектуальное развитие, и в возрасте 2-2,5 лет у малыша уже проявляется внутренний план действий. Мамам и папам стоит четко понимать, что для малыша мыслить, значит, понимать эмоциональную связь и предпринимать в определенной ситуации, как ее воспринимает он сам, определенные действия.
- И конечно, же эмоциональное развитие на этом возрастном этапе играет большую роль не только во взаимоотношении, но и понимании своих желаний. Малыши этого возраста все эгоцентричны, иными словами, для них существуют только их желания. Родителям необходимо с пониманием и терпением относится к этому, но методично и без негатива объяснять, как стоит поступать и реагировать малышу в той или иной ситуации. Да, не стоит ожидать, что сразу мама и папа будут услышаны, но многократное повторение и одна и та же реакция родителей на поведение малыша помогут выработать правильный рефлекс и со временем понимание самой ситуации.
Если родители будут понимать, как воспринимает малыш данную ситуацию, как именно он ее видит, то им будет намного легче подбирать слова и, соответственно, реагировать на его поведение.
Необходимо разобраться в некоторых часто встречающихся ситуациях агрессивного поведения двухлетних детей, и как родитель должен реагировать на них.
Что делать при проявлениях агрессивности у ребенка
Как же родителям вести себя с ребенком, проявляющим агрессию?
Для обучения ребенка в возрасте до 4 лет умению справляться с гневом, злостью, обидой, родители могут продемонстрировать на примере животного, куклы, сказочного персонажа, мультяшного героя, других людей, что влечет за собой проявление злости. В сказке зачастую агрессивными показаны Волк, Кощей, Карабас-Барабас, разбойники и др.
Для обучения распознавания эмоций и управления ими необходимо называть свои предположения, как он себя чувствует, а также принимать его состояния: «Вижу, что ты разозлилась!», «Тебе тоскливо? Понимаю тебя» и т. д. Действует простой закон: эмоция, которую ты разделил с кем-то, усиливается, а сила отрицательной — становится слабее.
Если мать или отец отругали детей или кого-то при ребенке, продемонстрируйте, какую досаду испытываете по этому поводу, раскайтесь и попросите прощения. Чем раньше это сделаете, признав, что были неправы, тем лучше. Именно у родителей ребята перенимают правила поведения в обществе и в семье.
Если вы обнаружили, что у ребенка повышен уровень скрытой агрессии, следует учесть, что разрядка происходит посредством активных спортивных игр, упражнений, действий. Давно обнаружено, что, когда дети начинают тренировки одним из силовых видов спорта, практиковаться в плавании или играть в командные игры (баскетбол, футбол и пр.), он постепенно становится более сдержанным, чутким к людям, учится не обижать слабых, стоять горой за беззащитного человека.
Изоляция, а также запрет на подвижные игры в качестве наказания разозлят ребенка, заставят его затаить обиду, эффективнее поручить ему дополнительную домашнюю работу.
Причины детской агрессии
В попытках найти причины подобного поведения родители могут считать, что ребенок переживает кризисный период, либо считать, что это возрастная особенность и процесс формирования личности
Названий этого периода много, но важно знать, что изменения в поведении малыша тесно связаны с его психологией, и важно разбираться в поведении малыша и его проблемах, учиться слушать и расшифровывать те сигналы, что посылает малыш, и помогать ему справляться с тяжелыми для него периодами. Тогда можно будет быстро пресечь подобное агрессивное поведение и прекратить драки
Как таковой единой и универсальной, подходящей для всех детей и ситуаций причины для детской агрессии и драк не существует. Выделена целая группа определенных факторов, а в сложных ситуациях они могут влиять одновременно, создавая сложный клубок взаимосвязей, который нужно разобрать
Важно понимать и объяснять ребенку, что подобный стиль поведения недопустим, искать причины подобной агрессии и помогать малышу справиться с собой, изменить поведение, пока это не зашло далеко и не нанесло вреда окружающим детям и взрослым
Важно
Если самостоятельно проблемы не решаются, стоит подключать к их решению психолога, чтобы найти пути решения и «лечения» агрессии.
Почему ребенок проявляет агрессию
Чтобы бороться с проблемой, изначально родителям стоит подумать о ее первопричинах. Дети открыты и бесхитростны, они редко притворяются, а все их эмоции являются выражением внутреннего состояния. Задумайтесь, что могло послужить поводом для такого поведения! Самых распространенных причин несколько:
Малыш привлекает внимание. Многие дети проявляют агрессивное поведение еще до того, как начали разговаривать
Если ваш ребенок еще совсем маленький, то вполне вероятно, что он бьет вас, чтобы добиться «дозы» вашего времени. Когда родители часто заняты домашними делами, подолгу могут находиться за компьютером или просмотром телевизора, то ребенок, заскучав без родительской ласки, может легко «напомнить» о себе шлепками, укусами и т.п. При этом действии малыш может не и понимать, что делает взрослым больно или неприятно. Ему важен результат любой ценой, а именно получение родительского внимания.
Ребенок хочет получить то, что для него запретно. Ребенок увидел что-то интересное для себя, у него появилось желание получить какой-то предмет «здесь и сейчас», но родители отвечают отказом. Малыш вне состоянии контролировать эмоции, и с проявлением агрессии он выказывает свое недовольство по поводу сложившейся ситуации.
Изучает границы дозволенного поведения, проверяет уровень «критической точки». Эта причина чаще всего характерна для поведения детей младшего дошкольного возраста. «Что будет, если я так сделаю?».
Ребенок воспитывается в железной дисциплине, слышит большое количество запретов от родителей. Если ребенок здоров, хорошо и по возрасту развивается физически и морально, то он будет активным, «живым», любознательным малышом. Таким детям просто необходимо выплескивать накопившиеся за день эмоции. Поэтому им показано прыгать, бегать, лазать, проявлять активность. Такое состояние является нормальным, особенно для детей дошкольного возраста. Если же в семье практикуется строгая дисциплина, ребенку не позволяют быть полноценным «ребенком», требуют от него спокойного поведения, постоянного послушания, постоянно делают замечания и одергивают, то рано или поздно малыш обязательно «сорвется». Агрессия, направленная на родителей, в такой ситуации будет ничем иным, как выплеском накопившейся энергии и протестом против чрезмерно строгого отношения.
Ребенок повторяет поведение родителей. Если родители часто конфликтуют при детях, проявляют агрессию по отношению друг к другу или же часто шлепают ребенка, то почти наверняка, что эта модель поведения будет скопирована и им самим. Притом обижать, «поднимать руку» он чаще всего будет на более слабых, например, на младших братьев-сестер или на домашних животных.
Родители постоянно мотивируют ребенка «давать сдачу». Часто взрослые, видя, что их ребенка обидел другой ребенок, требуют подойти и поколотить обидчика, «не отступать», ответить тем же. Ребенок подсознательно запомнит, что таким образом нужно всегда решать конфликтные ситуации и впоследствии легко станет применять эту модель поведения и с родителями.
Малыш демонстрирует радость. Иногда ребенок в порыве положительных эмоций может начать драться, кусаться или щипаться.
Если ваш сын или дочь дерутся из-за вышеперечисленных причин, то не пускайте развитие дальнейших событий на самотек. Помните, что детей необходимо научить достойному поведению и аккуратному, бережному отношению к окружающим людям.
Что делать. Как отучить годовалого ребенка драться
Итак, ребенок 1 год дерется что делать родителям? Вот несколько советов, как отучить ребенка в год драться.
1 Говорите кратко и четко. Повторяйте одно и ту же мысль много раз. Твердо и уверенно, не переходя на крик. Не только запрещайте, но и учите, что можно делать. Лучше всего ребенок усвоит запрет, если вы соединяете слова и действия, покажете пример.
2 Помогите понять, что драться неэффективно. И научите другим способам договорится с сверстником или взрослым: поменяться, подождать и т д.
3 Предлагайте альтернативу. Если ребенок в игре замахнулся, чтобы ударить, поймайте его руку и скажите: «Нельзя. Береги меня. Можно бить мяч». И покажите, как это делается. Если ребенок замахивается в приступе охватившей его злости, лучше отойти и сказать: «Нельзя. Береги меня. Ты злишься. Потопай и покричи, чтобы злость ушла».
4 Не наказывайте. Даже, если малыш лезет в драку снова и снова, не стоит шлепать его или громко кричать. Ребенок совсем запутается: почему словами родитель запрещает бить, а сам делает это? Примеру взрослого дети верят больше, чем речи. Если малыш проявляет настойчивость, можно увеличить расстояние с ним, но не более того.
5 Следите за своими чувствами. Злиться на малыша за драки всерьез глупо. Со своими эмоциями ребенок рано или поздно начнет справляться. А родительская несдержанность может привести к самым печальным последствиям.
6 Давайте позитивные оценки. Ребенок чувствителен к родительским словам. Если говорить: «Жадный», «бандит», «драчун», таким и будет. Попробуйте внушать, что он «щедрый» и «Дружелюбный».
А если ребенок дал сдачи обидчику? Тут мнения психологов расходятся, но большинство считает, что давать сдачу надо учить ближе к семи годам. До этого возраста малыши не могут соотнести силу воздействия на них и силу ответа — из-за этого «сдачу» они могут дать гораздо сильнее обиды.
Как отучить от драк в детском саду
- Первое – это ваша реакция на происходящее. Не надо самим демонстрировать агрессию: накричать, отшлепать. Постарайтесь взять себя в руки и спокойно поговорите с ребенком, выясните, почему он обижает товарищей по садику.
Возможно, действительно есть серьезные причины: не принимают в коллектив, обзывают и прочее. В таком случае надо устранить причину: поговорить с воспитателем, родителями обидчиков.
- Не демонстрируйте ярость, покажите лишь, что ситуация вас расстроила.
- Ни в коем случае перегибайте палку, используя фразы:« Ты меня не любишь», «Ты плохой мальчик» и прочее. Это может вызвать серьезные переживания у ребенка.
Объясните малышу его чувства
Порой ребенок и сам не понимает, почему он вступил в драку. Постарайтесь почаще разговаривать с малышом. Подсказывайте как лучше себя вести,чтобы не огорчать близких.
Очень действенный способ – обыграть ситуацию в виде сказки, где главными героями будут ваш ребенок и его сверстники. Расскажите о чувствах каждого героя, что он переживает, если его обижают. Игровые моменты всегда лучше воспринимаются малышами, нежели привычные нравоучения.
Придерживайтесь установленных правил
Для поддержания эмоционального спокойствия важен режим дня и соблюдение определенных правил. Заведите свои добрые семейные традиции: обсуждать вечером, как прошел день, добрая сказка на ночь, игры с мамой и папой.
Если установили запрет, то не отступайтесь от него ни при каких обстоятельствах. Просмотр мультфильма или компьютерная игра – обозначили время 30 мин, значит именно столько, даже если друзья пришли или праздник семейный. Правило есть правило и его надо соблюдать.
Научите управлять эмоциями
Малышу трудно разобраться в своих эмоциях, часто реакция в виде агрессии – это призыв о помощи. Учите ребенка понимать свои чувства. Когда он плачет или капризничает, задавайте ему простые вопросы: «Тебе больно?», «Ты обижен?» и подобные по ситуации. Он должен видеть вашу заботу и готовность в любой момент прийти на помощь.
Что делать дальше
Запоминаем основные правила борьбы с кусачестью и не отходим от них ни на шаг:
- Строго и справедливо реагируем на все «фортели» карапуза. Любые негативные действия и попытки кусить, толкнуть, пнуть и проч., следует пресекать мгновенно.
- Изучаем причины поведения малыша. Этот пункт, наверное, даже можно поставить первым. Анализируйте ситуацию! Если вы поймете, в чем причина кусачести чада, то вам будет проще исправить ситуацию.
- Если ребенок демонстративно игнорирует родительское «это нехорошо», ищите компромисс. Не опускайте руки.
- Если вы что-то запретили чаду, доводите воспитательный процесс до его логического завершения в обязательном порядке. Слово «нет» должно быть железным. Запретить и сказать «ай-яй-яй», а потом махнуть рукой, потому что некогда или «ничего страшного» — это ваш проигрыш.
- Проводите беседы с ребенком. Чаще объясняйте про «хорошо и плохо», искореняйте вредные привычки в зачатке, тогда не придется их выкорчевывать потом.
- Будьте строгими, но любящими. Ребенок не должен вас испугаться, ребенок должен вас понять.
- Если кусачесть – это реакция чада на обиду, нанесенную сверстниками, то научите малыша не давать себя в обиду и отвечать обидчиками иными способами. Используйте ролевые игры, разыгрывайте сценки, с помощью которых малыш научится реагировать правильно.
- Присмотритесь к группе, которую посещает карапуз, а также к его сверстникам. Возможно, его учит кусаться кто-то из окружения. Понаблюдайте и за самим малышом – как именно он общается с другими детьми в детском саду, не обижают ли его, не задирает ли он сам всех.
- Обязательно попросите малыша пожалеть того, кого он укусил, и попросить прощения.
- Если кусачесть наиболее активна в детском саду, а воспитатель не в силах усмотреть за вашим чадом по причине большого количества детей, рассмотрите вариант перевода крохи в другой сад. Возможно, частный, где практикуют индивидуальный подход.
- Дайте малышу больше свободного места: личного пространства должно быть много. У вашего чада должна быть возможность выразить себя, сбросить негативные эмоции, остудить чувства.
- Чередуйте активные занятия с ребенком со спокойными. А перед сном не перегружайте нервную систему малыша: за 2 часа до сна – только спокойные игры, за час до сна – купание с лавандой, потом теплое молоко, сказка и спать.
- Всегда поощряйте хорошее поведение малыша. Основные принципы воспитания детей без наказаний
Важно понимать, что кусачесть – это только в первый раз шалость. А потом она может обернуться не только слезами покусанного товарища вашего чада, но и серьезной травмой с наложением швов
Ну, а там недалеко и до судебного иска, поданного родителями пострадавшего.
Зачем же все-таки нужны запреты и правила
Итак, не должно быть много «нельзя», но и совсем без них тоже никак! И не только потому, что при отсутствии ограничений ребенок вырастет эгоистом, а в первую очередь потому что дети, сами того не подозревая, сильно нуждаются в четкой структуре во всем. Вводя в жизнь ребенка определенные правила и запреты, родители тем самым делают мир более понятным и предсказуемым, а значит – безопасным.
Для спокойного и гармоничного развития ребенку необходима уверенность во внешнем мире. А чтобы быть уверенным во внешнем мире, ребенку нужно знать, что окружающий мир стабилен, что в нем есть четкие правила, которые действуют одинаково и сегодня и завтра. Так, например, ребенок должен знать, что конфеты можно есть только после того, как пообедаешь, а после соблюдения вечернего ритуала (чтение книжек, чистка зубов и т.д.) уже больше ничего не последует, только сон. Конкретные правила, которые в первую очередь будут соблюдать и сами родители, ребенку просто необходимы, только их количество должно быть разумным! По той же причине ребенок нуждается в своей собственной комнате и кроватке, в режиме дня, т.к. это тоже дает ему ощущение стабильности.
Причины детской агрессии в садике
Некоторые родители сталкиваются с проблемой агрессивного поведения ребенка в детском саду. Воспитатель может жаловаться на то, что малыш кусается, инициирует драки, ругается. Существуют разные причины того, почему дети дерутся в детском саду.
Все они объединяются в две группы: внутренние и внешние. Первые связаны с переживаниями, особенностями темперамента и нервной системы, характера, психики, вторые – с негативным влиянием факторов окружающей среды.
Среди внутренних причин детской агрессии в учебно-воспитательном заведении, стоит выделить:
кризис возраста. Малыши, подрастая, осознают, что могут совершать многие действия самостоятельно. Если не давать им проявлять инициативу, то они начинают показывать свое недовольство. У одних детей это выражается в плаче, у других – в агрессивном поведении;
дефицит физической активности;
страх и тревога. В этом случае агрессия выступает в качестве защитной реакции;
индивидуальные особенности психики. Человек может иметь низкий уровень активного торможения. Любая неприятная ему ситуация быстро выводит его из себя;
недостаток внимания
Проявлением агрессии малыш может привлекать к себе внимание;
неумение адаптироваться в коллективе, выражать свои эмоции. Если ребенка не научили общаться со сверстниками и взрослыми людьми, он будет вести себя неправильно, невоспитанно;
внутренний конфликт, обида
В таком случае детсадовец может бить и обзывать более слабых. Этим он выплескивает свои негативные эмоции.
К внешним причинам агрессии у дошкольников относятся:
- развод родителей;
- конфликт в семье;
- негативное влияние СМИ (компьютерных игр, фильмов, передач);
- плохое отношение воспитателя, детей. Путем агрессивного поведения малыш пытается добиться признания, стабилизации. Он защищает себя;
- инициирование драки другим ребенком;
- гипо- или гиперопека со стороны родителей;
- ребенка в семье постоянно бьют. Малыш понимает, что все проблемы следует решать путем применения физической силы;
- непоследовательность родителей в формировании у малыша нравственных ценностей.
Как правило, к агрессии предрасположены такие категории детей:
- инвалиды;
- эгоистичные малыши;
- с наличием психических патологий;
- с завышенной самооценкой;
- из неблагополучных семей.
Чтобы понять, почему ребенок ведет себя в садике агрессивно, необходимо проанализировать его поведение, отношение со сверстниками, особенности характера. Выяснить причину частых драк может грамотный психолог.
Представители разных полов выражают агрессию по-своему. Девочки являются более эмоциональными и свое недовольство они обычно высказывают. Мальчики склонны демонстрировать физическую силу.
Что делать, если ребенок дерется с родителями
С раннего возраста ребенок ищет границы дозволенного. Чаще всего это случается с 1 года до 3 лет. Если в вашей семье в порядке вещей, когда близкие кричать друг на друга или грудничка постоянно шлепают, то не удивляйтесь, почему ребенок в год дерется. В подобной обстановке дети становятся озлобленными. Если ребенка часто критиковать, то это тоже может спровоцировать драку. Ее иногда вызывают нехватка внимания со стороны старших, очень строгое отношение к ребенку, многочисленные запреты. Нельзя хвалить малыша, если он дал сдачи кому-то. Иногда взрослые сами применяют метод «дам сдачи», когда малыш их ударил. Нельзя этого делать. Обмен ударами ребенок может воспринять как игру.
Не будьте равнодушны к собственному малышу. Проявляйте к нему любовь. Хвалите ребенка за его успехи.
Когда дети в год дерутся, они не осознают, что делают больно. Это надо малышу доходчиво объяснить. Злиться иногда может любой ребенок
Важно в этот момент разговаривать с ребенком о чувствах. Говорите с ним с помощью я-сообщений
Например, «я расстроен, потому что…» или «я разозлился, потому что…». Если ребенок злится, то необходимо предложить ему способ выражения гнева, который будет безопасным. Например, укусить или помесить подушку, порвать бумагу на мелкие кусочки. Злость ребенка можно направить на занятие спортом. Это могут быть волейбол, футбол, теннис. Снимать напряжение помогают удары по мячу. Играйте вместе в ролевые игры с игрушками. С ними можно придумать конфликтные сцены и способы их разрешения. Читайте с ребенком сказки, в которых добро побеждает зло
Детям необходимо внимание. Если вы будете проявлять любовь и терпение, ребенок перестанет драться
Нередки ситуации, когда ребенок начинает драться с родными. Что делать, если ребенок дерется с родителями? Годовалого малыша, как и более старших, необходимо лишить внимания. Когда ребенок ударил, взрослый должен ему сказать, что он сделал больно. Если попытка повторилась, то надо сразу же еще раз объяснить, что так нельзя делать. Надо говорить так, чтобы ребенок понимал, что его поведение плохое, но не сам малыш. Не нужно наказывать. Если годовалый ребенок заплакал, то возьмите его на руки. Если в этот момент малыш ударил, то обратно его посадите. Если ребенок дерется в присутствии других членов семьи, то можно попросить кого-нибудь из них пожалеть маму, которую малыш ударил. Причем, кроху лучше игнорировать. А пострадавшего человека жалеть и говорить ему хорошие слова.
Почему дети дерутся дома и в детском саду
Ребенок начал ползать и ходить, и на него обрушилось множество запретов: туда ходить нельзя, это открывать нельзя, совать пальцы в розетку нельзя, провода трогать нельзя и т.п. Ребенок протестует против такого числа запретов и может проявить агрессию по отношению к их источнику — родителям и другим взрослым. Чтобы справиться с этой агрессией, не нужно запрещать ребенку все на свете: направьте его энергию в другое русло, отвлеките, дайте те вещи, которые можно трогать и исследовать.
Ребенок дерется, потому что не умеет выражать свои мысли и желания словами, он не может ответить на слова взрослого, что-то попросить. В этом возрасте ребенок еще не умеет контролировать себя, и навыки общения только развиваются. Взрослым нужно учить ребенка общаться, проговаривать чувства ребенка вслух, показывать, как можно повести себя в этой ситуации по-другому, без агрессии: «Ты хочешь игрушку? Давай попросим Машу дать ее поиграть? — Маша, дай, пожалуйста, нам игрушку, мы с ней поиграем. Спасибо, Маша. — Вот видишь, Маша дала игрушку, потому что мы ее попросили и сказали волшебное слово».
Ребенок проверяет родителей и границы дозволенного
Это тоже способ понять, как устроен мир
А можно кусаться? А лежать на полу и биться ногами и руками? А трогать эти провода? А что мне будет, если я так сделаю? В этом случае родителям важно показать свое отношение к такому поведению и проявить свою волю: твердо сказать, что так вести себя нельзя, переключить внимание на другое дело и т.д. Родители могут умиляться такому поведению ребенка, не запрещать капризы и драки — и это сыграет злую шутку: ребенок убедится, что такое поведение нормально, родители одобряют такое поведение, а, значит, можно и дальше себя так вести
Потом начнутся «выходки» в магазинах, детском саде и даже школе
Ребенка нужно учить себя вести, а не наблюдать за его истериками и драками.
Для детей старшего возраста к этим причинам добавляются новые:
Ребенок привлекает к себе внимание. С рождения ребенок хочет внимания родителей к себе, он должен чувствовать себя защищенным, в безопасности
Если родители не обращают внимание на него в кроватке, то проще покричать, пореветь, побиться всем телом — глядишь, кто-то и подойдет, успокоит. В старшем возрасте за плохое поведение ругают, причем, более эмоционально, чем хвалят, и ребенок получает свою «дозу» внимания, пусть и негативного. Для избегания проявления агрессии нужно своевременно уделять внимание ребенку, его проблемам, хвалить его.
Ребенок самоутверждается, выплескивает свою негативную энергию. Привыкнув к постоянному насилию в семье, дети могут быть жестокими по отношению к слабым и незащищенным детям, животным и даже взрослым, это может быть признаком психического заболевания, деградации личности. Такое поведение может быть зачатком преступного поведения в будущем: расправы над животными, избиение до смерти инвалидов и стариков — современная история знает множество примеров такого поведения детей и подростков.
Решаем проблему по годам
Задумываясь над вопросом о том, как отучить ребенка драться в 1 год или в 6 лет, сначала проанализируйте свое поведение. Подумайте над тем, какая атмосфера в вашей семье, не являетесь ли вы сами источником агрессии. Прекратите любое проявление насилия, даже морального.
Чтобы отучить драться ребенка в 1 год или в 1,5 года используйте всего одно правило:
Не нужно много разговаривать. Ребенок должен услышать всего лишь короткое – «Драться нельзя». Даже в 2 года кроху пока достаточно остановить физическим воздействием, просто взять за руку и отвести от объекта его злости. Если ребенок начинает бить вас, то просто встаньте и отойдите. В этом возрасте ребенок может и не понимать, что он поступает плохо, он ещё только ищет грани дозволенного. Поэтому мягко пресекайте агрессию в этом возрасте, без криков и битья по рукам.
Как отучить ребенка драться в 3-4 года?
В 3 года малыш уже понимает всё. Он умеет отличать добро от зла, и если дерется, то делает это намеренно.
- Не злоупотребляйте силой в отношении него, прекратите конфликты в семье. Ребенок не должен быть свидетелем сцен насилия или скандалов.
- Вести воспитательные разговоры с малышом нужно лишь тогда, когда он спокоен и слушает вас. В этом может помочь и придуманная вами история или сказка на ночь, где главный герой ведет себя так же как и ваш кроха. После прочтения или рассказа обязательно спросите малыша, понравился ли ему персонаж, хотел бы он быть похожим на него?
- Давайте ребенку «выпускать пар». Довольно часто родители думают лишь над тем, как отучить ребенка драться. И совершенно не понимают, что данный возраст является пиком психического развития малыша. И в этот момент нужно не наказывать, а переводить агрессию крохи в нужное русло. Объясните ребенку, что бить можно по мячу или по подушке, а кричать можно дома, где его не слышат окружающие. Не бойтесь и сами становиться драчунами – начните бой с подушками, покидайтесь мягкими кубиками друг в друга, разорвите парочку газет на мелкие кусочки.
- Любите малыша, чаще обнимайте его. В этом возрасте ребенку всё еще нужны ласки и нежность родителей, хотя он и выглядит уже достаточно большим. Распространенной ошибкой является то, что взрослые боятся проявлять нежные чувства по отношению к мальчикам, считают, что это недостойно «мужчины». Это абсолютно неверно. Ребенок вырастет и сам откажется от «обнимашек», а вот лишать его ласки намеренно, значит показать ему, что он больше нелюбим. И именно это ведет к агрессии.
Отучаем драться ребенка в 5-6 лет
«Дети, которые больше всего нуждаются в ободрении, меньше всего его получают». Альфред Адлер, австрийский психолог, психиатр и мыслитель, создатель системы индивидуальной психологии.
В этом возрасте дети активно социализируются. Даже если в 5 лет ребенок не ходит в детский сад, он ищет друзей во дворе. И пытается установить свои правила в компании детей, иногда посредством силы. Что делать?
- Будьте настороже. Если ваш маленький драчун находится в компании детей, старайтесь предугадывать его действия. Как только вы заметили, что ребенок хочет нанести удар, возьмите его за руку и постарайтесь терпеливо объяснить, как можно по-другому поступить в данной ситуации.
- Не ставьте на собственном ребенке «клеймо». Довольно часто можно услышать от мам на детской площадке: «В кого ты такой бестолковый? Дерутся только плохие дети! Ты бессовестный драчун и хулиган!». Такие высказывания пользы не принесут. А вот психику ребенка можно испортить.
- Заведите домашнего питомца. Любовь и забота о маленьком существе способна смягчить любое сердце.
- Направьте агрессию ребенка «в мирное русло». И тут беспроигрышным вариантом станут спортивные секции – гимнастика, плавание. И не бойтесь отдавать ребенка в группы боевых искусств. Предпочтение стоит отдать «мягким» стилям – японские айкидо, тайки-кэн или китайские тайцзи-цюань, син-и, багуа-чжан. Там работают опытные педагоги, они обязательно научат ребенка как справляться с агрессией, трезво мыслить, научиться управлять собой. Техники восточных единоборств помогают лучше понять себя, ведь это постоянная практика и дисциплина. Занятия единоборствами подходят как мальчикам, так и девочкам. Девочкам они будут полезны еще и для укрепления здоровья и фигуры.