Речь
Активный словарный запас ребенка достаточно велик и разнообразен. Его речь понятна окружающим. Многие шестилетние дети уже умеют читать по слогам, хотя назвать это абсолютной нормой нельзя. Однако в этом возрасте они должны знать все буквы и уметь отличать их от звуков, на названную букву называть слово. Речевые навыки, по которым определяют, что ребенок должен уметь говорить в 6 лет, сводятся к следующему:
- Использует слова всех частей речи, строит сложные синтаксические конструкции, используя однородные члены, сложные предложения, причастные обороты.
- Владеет синонимами, может образовывать уменьшительно-ласкательные слова, заменяет повторяющиеся слова местоимениями.
- Регулирует силу голоса, интонацию, эмоциональную выразительность своей речи.
- Находит названную букву в слове, показывает картинки или предметы, которые начинаются с нужной буквы.
- Делит слово на слоги. Распространенной ошибкой является то, что родители, не зная сами правила деления слов на слоги, учат детей, которых потом сложно переучивать. Все обучение, касающееся письма и чтения, лучше предоставить педагогам.
- Четко произносит все звуки, включая . Если какие-то звуки ребенок заменяет или вовсе пропускает в речи, нужны занятия с логопедом. Это тот возраст, когда проблемы с речью решаются достаточно быстро при правильном подходе, в более поздний период исправить произношение будет гораздо сложнее.
Диалоговая форма разговора все еще преобладает, однако малыш уже вполне способен произнести монолог. В процессе монолога можно заметить, что ребенок остановился, потерял мысль. Здесь желательно помочь продолжить речь, задавая вопросы, тем самым поддерживая разговор. Такие монологические рассказы нужно поощрять, стараясь, чтобы ребенок как можно дольше говорил сам. Развитие устной монологической речи – один из серьезных критериев оценки при прохождении собеседования для поступления в школу.
Особенности развития девочек в 9 лет
Уже с рождения девочки и мальчики развиваются по-разному. Девятилетний возраст – не исключения. На этом этапе юные леди во всем подражают мамам: помогают на кухне, ухаживают за своими «дочками», участвуют в решении семейных вопросов.
Эмоции для девочек стоят на первом плане
Именно поэтому специалисты рекомендуют обратить внимание на психическое и эмоциональное состояние дочери именно в девятилетнем возрасте. Девочка должна уметь сопереживать, заботиться и помогать близким – именно такие черты должны быть заложены в гармонично развивающимся ребенке
Хорошая физическая форма важна также, как и для юношей
Стоит уделить внимание закаливанию и физическим нагрузкам. Природа заложила в девушек грацию, гибкость и хороший контроль над собственным телом
Секцию нужно выбирать исходя их этих способностей.
Advertisement
В 9 лет девочки задаются первыми вопросами о сексе. Они уже достаточно сформированы, чтобы понять всю суть щекотливой темы. Поэтому родители не должны избегать подобных вопросов или переводить все в шутку. Разговоры о сексе с ребенком помогут наладить доверительные отношения, девочка будет знать, что в семье ее не высмеют.
Совместные игры с ребенком
Большой интерес вызывают пирамидки из разных фигур. Детки с удовольствием проводят время за возведением башенок, правда, не всегда соблюдая последовательность величин фигур.
Рисование также можно внедрять в программу развития ребенка. Малыши стараются выводить на бумаге не просто каракули, а осознанные круги, полоски, фигуры.
В играх с малышом можно использовать несколько предметов одинаковой формы. Ребенок должен без проблем находить подобные вещи, как в окружающем пространстве, так и по картинкам. Знать названия простых бытовых предметов (расческа, чашка, ложка).
Идеи для совместных игр и различных занятий – “развивашек” мы советуем поискать в интернете.
Ребенку будут интересны музыкальные игрушки и любые вещи, способные издавать звуки. Все бытовые вещи, одежда и кухонная утварь манят юного исследователя.
Игры детей становятся все более осознанными. Теперь во внимании малыша будет не одна игрушка, а сразу несколько. Кроха с удовольствием будет перевозить кубики в грузовике, одевать куклу, кормить игрушки.
Бытовые и социальные навыки ребенка 8 лет
Восьмилетний школьник способен помогать по дому, отлично обслуживает свои повседневные нужды. Обязательно научите ребенка 8 лет делать самостоятельно следующее:
- Собирать школьный портфель;
- Частично без помощи родителей делать домашние задания;
- Убирать кровать после сна;
- Наводить порядок в детской после игр, делать генеральную уборку вместе с взрослыми;
- Определять, что надевать, по погоде;
- Узнавать время по часам со стрелками;
- Разогревать еду;
- Накрывать на стол;
- Нарезать салаты, наливать чай;
- Мыть посуду;
- Вытирать пыль;
- Пылесосить;
- Мыть пол;
- Забивать гвоздики, шурупы;
- Заботиться о домашнем питомце;
- Помогать заботиться о младших сестрах, братьях;
- Выполнять несложную работу по уходу за скотом, в огороде.
Дети 8 лет умеют и знают уже достаточно много, чтобы доверить им важные и ответственные дела по дому, в школе. Главное, не скупиться на похвалу. Ласковое слово сближает родителей и детей, стимулирует школьника к развитию умений, приучает к труду, повышает самооценку.
Занятия для детей, определяющие развитие речи и социальную приспособленность
К 4-5 годам родители отмечают существенное увеличение словарного запаса малыша. Текст становится структурированным, предложения связаны между собой по смыслу. Малыш даёт ответы на заданные вопросы, поддерживает диалог, чётко произнося звуки; составляет описание к картинкам, может рассказать историю, состоящую из 5-6 предложений; помнит и называет своё имя и фамилию, домашний адрес, имена родителей и воспитателей; различает интонации, копирует чужие звуки и управляет собственным голосом. В занятия для детей необходимо включить уроки правильного произношения звуков, чтобы в дальнейшем не происходило западание шипящих и звука «р».
Хорошо, если ребёнок играет с другими детьми, может исполнить небольшую роль в спектакле или постановке, с удовольствием принимает похвалы. К пяти годам малыши начинают ощущать половые различия: девочки тянутся к женским занятиям по дому, украшениям и платьям; мальчики с удовольствием возятся с инструментами.
В бытовых вопросах намечается полная самостоятельность: чистка зубов, умывание рук и лица проходит без напоминаний. В процессе еды ребёнок пользуется столовыми приборами, на прогулку одевается самостоятельно.
Для развития ребёнка и закрепления этих навыков важен регулярный пример, нельзя пропускать гигиенические процедуры, необходимо давать малышу выбор в предметах гардероба, поощрять общение со сверстниками.
Психоэмоциональное развитие
В возрасте 6 месяцев дети уже живут по установленному режиму: спят, бодрствуют в положенное время. Малыши очень нуждаются во внимании родителей, капризничают и плачут, если им скучно.
Например, находясь на руках у мамы, ребенок может обнимать ее и прижиматься к груди. Малыши реагируют на похвалу, гнев, крик. Педиатры советуют общаться с маленькими детьми спокойно, будучи в хорошем настроении. В полугодовалом возрасте закладываются основы характера, проявляются первые личностные особенности ребенка.
Грудничок становится более целеустремленным, настойчивым. К игрушкам и невоодушевленным предметам он проявляет гораздо меньшую эмоциональность, чем к людям. У шестимесячного ребенка хорошо развито мышление: он может строить причинно-следственные связи.
Младенец понимает, как привлечь внимание матери, на какую кнопку надо нажать, чтобы игрушка издала звук. В полугодовалом возрасте дети начинают манипулировать родителями
Они уже понимают, что могут криком попроситься на руки. Малыши отличают речь родных людей от посторонних.
В 6 месяцев груднички пытаются делать свой первый осознанный выбор: к кому пойти на руки, какую взять игрушку. Малыш может играть самостоятельно около 10-15 минут. У него уже есть любимые вещи.
Он помногу раз повторяет то, что у него хорошо получается (открывает и закрывает коробку, бросает и поднимает игрушку). Но нервная система еще полностью не сформирована.
Важно не допускать переутомления. В день грудничку следует отдыхать около 2-3 раз.
Что должен уметь ребёнок в возрасте семи лет
- Самоидентификация. Ребёнок должен знать собственное имя, отчество, фамилию и адрес проживания.
- Семья. Семилетнему ребёнку следует знать состав своей семьи, полные имена, фамилии и возраст всех её членов. Неплохо, если он будет осведомлён и о профессии каждого члена семьи. Даже если у ребёнка нет мобильного, ему всё равно нужно выучить наизусть телефонные номера братьев, сестёр, родителей и бабушки с дедушкой.
- Понятие о пространстве и времени. Первоклассник должен хорошо знать, где расположен его дом, близлежащие улицы и магазины, уметь самостоятельно дойти (если это недалеко) или добраться домой на транспорте. Семилетние дети должны понимать, который час, и иметь представление о течении времени.
- Деньги. Это немаловажные сведения в современном обществе; впрочем, большинство детей в 7 лет уже и так отлично могут обращаться с деньгами. Разумеется, не стоит давать ребёнку свою кредитную карту.
- Телефон и компьютер. Этим сейчас никого не удивишь. Внушительная часть семилетних детей перед школой уже довольно неплохо владеет компьютером и смартфоном. Но лучше не давать им в школу дорогие гаджеты.
- Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ребёнок в 7 лет уже достаточно осведомлён об элементарных нормах безопасности и поведения в обществе. Но ему не хватает знаний о школьной этике и об отношениях с учителями и одноклассниками.
Видео развитие детей в возрасте 7 лет
Эти знания следует дать ему в полном объёме, иначе ребёнок получит их из других источников, зачастую в искажённом виде. По этой причине развивается хулиганство, вымогательство, неуважение к старшим и другое асоциальное поведение у школьников. Нужно научить ребёнка уважению, общительности, неагрессивному поведению и способности контактировать со сверстниками, а также умению постоять за себя и защитить слабого.
Данный список неполный, поэтому далее будет рассказано, какие знания должны иметь дети перед поступлением в школу.
Бытовые навыки
Что умеет ребенок в этом возрасте?
Малыш уверенно держит ложку и делает первые попытки самостоятельно кушать и пить. Для начала лучше предлагать густую пищу, пока навык не сформируется окончательно. Появляются и другие умения.
Чаще всего это относится к шапкам и варежкам. Родители должны поощрять самостоятельные попытки ребенка, проявлять терпение, даже если процесс одевания будет занимать около часа. После того, как малыш оденется сам, следует похвалить его.
Ребенок становится активным помощником в бытовых вопросах
Он может отнести предметы в мусорное ведро, протирать тряпкой пол, стирать со стола, стараться делать многие многие другие дела по дому. Все действия ребенка копируют деятельность взрослых. Многие полуторагодовалые дети уже просятся в туалет. С удовольствием моют руки или чистят зубы.
Мышление
Пятилетие считается наиболее подходящим возрастом, когда можно начинать подготовку к школе: у ребенка как никогда ранее развита познавательная активность, он способен запомнить и воспроизвести большой объем информации. Однако психологи советуют не перегружать малыша и не заходить далее его интересов, принудительные занятия приведут к переутомлению и надолго отобьют желание что-либо учить. Возможности ребенка во многом определяются интенсивностью занятий с ним:
- знает цифры от 1 до 10 и больше, умеет показывать графическое изображение каждой цифры, считать предметы и указывать на соответствующую цифру, называя ее;
- некоторые дети умеют выполнять простейшие примеры на сложение и вычитание, ограничиваясь, как правило, отниманием и сложением в пределах 1-2 единиц;
- знает простые и сложные геометрические фигуры, рисует их, самостоятельно делит на несколько равных частей;
- хорошо знает многие буквы и может назвать слова, которые начинаются на названную букву, найти ее среди остальных, написать самостоятельно;
- некоторые дети в этом возрасте могут уже читать по слогам, однако этот показатель нельзя назвать общепринятой нормой;
- знает многие цвета и некоторые оттенки, называет и показывает их;
- знает дни недели, название месяцев и времен года, название пальцев, но не всегда по порядку их называет;
- решает простые логические задачи, загадки, сам может составить подобные вопросы;
- собирает простые пазлы, состоящие из 8-10 элементов, без посторонней помощи, а также несложные сооружения из конструктора или кубиков по образцу;
- умеет делать обобщения, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, классифицировать предметы по общему признаку, легко находит «лишний» предмет, объясняя свой выбор.
К 5 годам начинает развиваться логическое мышление, однако решения ребенка не всегда правильны: логика в этом возрасте весьма своеобразна. Можно поправить его, но настаивать не стоит: со временем ребенок сам сделает нужные выводы. Рекомендуется больше читать, при этом предпочтение лучше отдать детским познавательным книгам, энциклопедиям, в которых доступным языком объяснятся явления окружающей среды, даются знания о животных и растениях, начальные сведения о географии и прочее.
Развитие речи у ребенка в 6 лет
6-летний ребенок:
- составляет сложносочиненные распространенные предложения, содержащие до 10 слов;
- понимает смысл обращенной к нему речи;
- способен внимательно, не отвлекаясь, слушать речь другого;
- способен вести диалог;
- понимает смысл практических и учебных задач;
- использует образные выражения, устойчивые словосочетания;
- замечает ошибки в своей и чужой речи;
- изменяет слова с помощью приставок и суффиксов;
- ориентируется в причинно-следственных, временных, пространственных понятиях;
- обобщает и классифицирует предметы по различным признакам.
Словарный запас у старшего дошкольника составляет 3500 слов и делится на активный (который используется постоянно в повседневной речи) и пассивный (понятия, которые ребенок знает, но не использует или применяет редко). Дошкольник не знает точного значения 30% слов в своем запасе. Задача развивающих занятий — развитие осознанности и управляемости речи. С ребенком играют в речевые игры («Города», «Составь рассказ»), читают книги и анализируют сюжет.
К 7 годам речь для дошкольников — средство полноценного общения, язык становится частью сознания. Ребенок уже не испытывает трудности с подбором слов и составлением предложений
Развиваются монологическая речь, языковое и речевое внимание, память. В младшем школьном возрасте дети овладевают письменной речью, которая строится на особенностях языка, сформированных в старшем дошкольном возрасте
Развитие грамотной речи — основная задача психолого-педагогических и логопедических занятий.
Как перестать делать все за ребенка
Первые два пункта в придуманном Стейси методе обучения жизненным навыкам — сначала делать за ребенка, а затем вместе с ним — выполнить довольно легко. Но пункт третий — наблюдать, как ребенок что-либо делает, — может оказаться прыжком в неизвестность.
В сентябре 2010 года мой сын Сойер перешел в шестой класс. За день до начала занятий ему нужно было зарегистрироваться, и все было бы просто, если бы явились только две сотни школьников. Но там же были родители, сотни родителей, а еще младшие братья и сестры. В еле ползущей очереди стояло в два или три раза больше людей, чем требовалось. Сами шестиклассники кучковались с друзьями и ждали, пока родители за них зарегистрируются.
Посреди ожидания я подозвала Сойера к себе, заставила его прочитать бланки и коротко объяснила, что может произойти, когда он вручит их человеку за столом в голове очереди. Когда мы наконец туда добралась, я была готова перейти к третьему пункту: вместо того чтобы стоять рядом и слушать вопросы и объяснения сотрудника, я сказала, что отойду, пока сын будет подавать бланки и разговаривать. После этого надо было пройти еще несколько этапов, отстоять другую очередь за ученической карточкой и ежегодной фотографией, и я объявила Сойеру, что он должен разобраться во всем сам.
Все прошло хорошо. Уже дома я отругала себя за то, что вообще туда пошла. Если шестой класс кажется таким важным, чтобы лично регистрировать ученика, а ставки только растут, не подписываюсь ли я играть эту роль всю жизнь?
Воспитывая второго ребенка, мы часто начинаем уделять больше времени себе. Нам становится проще отпустить — быстрее перейти ко второму, третьему и четвертому пункту. Так было в случае с нашей младшей дочерью Эвери. Вечером перед регистрацией шестиклассников мы всё проговорили дома, и она почувствовала, что справится, поэтому пошла туда одна (пункт номер четыре). У нее — и у меня — все прекрасно получилось.
У нас есть соседи, Лори и Эрик. У них четверо детей в возрасте от 10 до 16 лет, старший из которых, Закари, — друг Сойера. Эта семья далеко опередила нас с мужем с точки зрения обучения детей жизненным навыкам. Несколько лет назад, когда Закари пришел к нам в гости, он сказал, что и он, и все остальные дети у них в семье должны по утрам самостоятельно готовить завтрак, а потом упаковывать коробку со школьным обедом.
Я чуть не выронила чашку с кофе. Не может быть, что самого младшего — тогда ему было лет пять — заставляют делать такие вещи! Я ошибалась. Как потом объяснила мне Лори, мама Закари, начиная с четырехлетнего возраста дети должны были сами готовить себе завтрак. Благодаря этому у них с мужем освобождалось время для зарядки, душа и подготовки к предстоящему дню.
Я просто не могла себе это представить. Как же малыш дотянется до продуктов? Закари буднично ответил: «Сухой завтрак стоит в нижнем шкафу, тарелки и чашки там же, а молоко на нижней полке холодильника. Когда я был маленький, родители мне все показали, а брат и сестры учились уже у меня». Он с гордостью рассказывал о том, что должен — и умеет — делать самостоятельно. С гордостью и уверенностью. А мои собственные дети были скорее рады, что взрослые все готовят, решают и делают за них.
Искусство для ребенка в семь лет
Зачастую этот аспект развития ребёнка в дошкольном возрасте остается без внимания, и зря, потому что занятия искусством — важный фактор гармоничного развития личности.
С самых ранних лет ребёнок должен слушать прекрасную музыку, а не дикий эстрадный «суррогат», которым нас «пичкают» современное телевидение и интернет. Обучение музыке формирует хороший вкус.
Если дети не проявляют интереса к самостоятельному музицированию, их можно обучать пению или танцам, особенно это касается девочек. Зачастую и мальчики проявляют большой интерес к танцевальному искусству, это нельзя оставлять без внимания.
Воспитанию хорошего вкуса способствует и изобразительное искусство. С ранних лет детей следует приобщать к нему, посещать музеи и выставки, рассматривать полотна или скульптуры настоящих мастеров в интернет-галереях.
Если вы хотите воспитать по-настоящему гармонично развитого и успешного человека, то роль искусства трудно переоценить. Будет прекрасно, если ребёнок ещё до школы научится основам рисования или музыки.
Дорогие родители, помните: занятия с дошкольником обязательны каждый день, но ни в коем случае не должны быть похожи на урок, это должно напоминать, скорее, веселую игру. И всё у вас получится. Желаем удачи!
Advertisement
Навыки социального общения
Навыки общения с другими людьми приобретают для ребенка все большее значение. Если раньше он довольствовался общением с родителями, то теперь все больше стремится быть в кругу сверстников. Еще недавно дети играли рядом, в возрасте же 3 лет они начинают играть вместе, делясь игрушками, с удовольствием осваивая совместные ролевые игры:
- ребенок легко знакомится с другими детьми, хотя некоторые все еще предпочитают самостоятельные игры коллективным;
- воспринимает и подчиняется правилам определенной игры;
- во время игры видит и понимает опасность, может предотвратить ее;
- в общении с окружающими употребляет слова «спасибо» и «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания».
Перечисленные умения и навыки – результат познавательных и развивающих игр, активного общения с близкими людьми и сверстниками. День ребенка в этот период должен быть насыщенным и разнообразным, наполненным новыми эмоциональными и тактильными ощущениями. Однако не стоит переусердствовать, иначе не избежать перевозбуждения и плохого сна. Режим для малыша все еще очень важен, а активные игры к концу дня желательно сменять спокойными, не оставляя без внимания чтение на ночь.
Физические характеристики
Перечень общих показателей физической активности связан не с ростом или весом ребёнка, а со степенью развития координации, реакций и умения владеть своим телом. Физические критерии в развитии детей 6 лет рано делить по гендерному признаку: девочки и мальчики ещё имеют в запасе 5-6 лет до наступления первых гормональных перемен.
Активность. Считается нормальным, если дошкольник очень подвижен и неусидчив. К его излюбленным играм могут относиться те, которые связаны с бегом или прыжками: догонялки, салки и др. Будущий школьник должен уметь:
- обходить, оббегать или перепрыгивать препятствия, не задев их;
- ходить по перекладине, удерживая баланс;
- уверенно играть с мячом: подавать его без промахов и ловить.
Особенностью телесного развития ребёнка может быть активный рост
Опорно-двигательный аппарат перестраивается к новым условиям, и родителям важно следить в этот период за осанкой своего чада
Мелкая моторика рук. Перед тем как стать первоклассником, малыш должен уверенно владеть руками, и умело выполнять несложные задания:
- держать карандаш или ручку в руке, рисовать прямую и кривую линии на листке бумаги;
- составлять аппликации без посторонней помощи: вырезать фигурки ножницами и приклеивать их;
- обращаться с пластилином, солёным тестом или другими видами материалов для лепки.
Мелкая моторика рук тесно связана с обучением чистописанию, которое ждёт всех первоклассников
С первого сентября важно не отставать в этом умении от класса. Необходимо предварительно организовать творческие занятия для развития ребёнка 6 лет
Заинтересуйте малыша рисованием, скульптурой или вязанием. Найдите его любимое занятие методом проб и ошибок. Пишите вместе буквы и цифры.
Физическое развитие ребенка в 6 лет
У дошкольников 6-7 лет развиваются дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, эндокринная, мышечная системы. Ребенок становится выносливее, его сердце по размерам похоже на сердце взрослого человека. Это позволяет выдерживать высокие нагрузки.
Заканчивается формирование костной системы, меняются пропорции тела, увеличиваются руки и ноги, вытягивается туловище. К 6 годам у ребенка развиваются навыки крупной моторики: координация движений, ловкость, точность и скорость реакции, способность управлять своим телом.
Особенности физической подготовки ребенка шести лет.
Он умеет:
- ходить по прямой линии и тонкой перекладине;
- различать понятия «право» и «влево»;
- перепрыгивать через препятствия, прыгать в длину, в высоту;
- прыгать на одной ноге;
- ориентироваться в пространстве;
- координировать движения частей тела для решения задач.
У шестилетних детей начинают возникать проблемы с осанкой. Это связано с тем, что детей усаживают за школьные парты для развивающих занятий. Для профилактики болезней позвоночника старшим дошкольникам необходимы физическая нагрузка и специальные упражнения.
Рост и вес
Нормы веса и роста разные для мальчиков и девочек.
Рост дошкольников (см)
Возраст | Мальчики | Девочки |
6 | 105-123 | 104-120 |
6,5 | 108-127 | 108-125 |
7 | 110-128 | 109-128 |
Вес дошкольников (кг)
Возраст | Мальчики | Девочки |
6 | 16-29 | 15,5-28 |
6,5 | 18-29 | 17-29 |
7 | 18-30 | 18-30 |
Занятия с ребенком в 5 лет
Дети, которым исполнилось 5 лет, умеют и знают многое. Они хорошо говорят, анализируют, фантазируют, умеют считать. Необходимо понимать, что они познают окружающую жизнь через игру, общение с родителями и сверстниками.
Развитие речи
Следует, прежде всего, понаблюдать за ребёнком, правильно ли он произносит буквы и звуки.
Для улучшения произношения можно проводить простые логопедические занятия, доступные в домашних условиях:
- гимнастика для языка;
- воздушный футбол (логопедическое упражнение);
- упражнения для языка «мостик» и «балалайка».
Хорошо развивают детей настольные игры, в процессе которых он знакомится:
- с профессиями;
- названиями марок автомобилей;
- животными;
- птицами;
- странами;
- кулинарными продуктами;
- растениями.
Следует предлагать словесные игры, помогающие освоить художественный образ языка. Например, придумать рифму, противоположное значение слова, подобрать несколько похожих слов. Обучая речи, не стоит забывать о сложных предлогах, которые есть в русском языке: из-под, из-за и других, подобных. Ребёнок должен знать, что такие конструкции имеются в языке и для чего они применяются.
Хорошо развивают речь словесные игры:
- Опиши одним словом (лапа собаки, чашка для чая).
- Кому что нужно (почтальону, продавцу).
- Как можно узнать (холодно ли на улице, интересная ли книга).
- Часть – целое (лепесток – цветок).
- Лишние слова (сортировка предметов по назначению).
- Скажи по-другому (употребляя синонимы)
- Скажи наоборот (употребляя антонимы).
Постепенно надо расширять тематику игр и подкреплять знания конкретными примерами.
Мышление и память
Образное и пространственное мышление развивается с помощью конструкторов, пазлов, строительных игровых материалов.
Игры на развитие памяти:
- запоминаем фигуры;
- что изменилось (игра с карточками);
- найди пару;
- продолжи логический ряд;
- подбери узор;
- определи на ощупь.
Творческое развитие
Фантазии детей в этом возрасте – обычное явление, но её надо направить в творческое русло.
Что должен уметь ребёнок в 5 лет:
- лепить из пластилина, теста, пластической массы;
- делать аппликации из бумаги;
- составлять мозаики;
- рисовать всеми доступными средствами.
Занятия математикой
Поскольку ребёнок в этом возрасте умеет и с удовольствием пользуется счётом, то занятия математические будут нелишними.
Его надо учить в игровой форме:
- знать цифры в правильном порядке;
- складывать и отнимать;
- решать простейшие математические задачи;
- знакомить с геометрическими фигурами;
- узнавать маленькие и большие числа.
Ознакомление с окружающим миром
Игры на знакомство с окружающим миром развивают логическое мышление, память, знакомят с повседневностью, формируют взаимоотношения:
- Кто где живёт.
- Кто чем питается.
- Магазин.
- Библиотека.
- Строитель.
- Продавец.
- Путешествие по городам.
Благодаря играм, ребёнок в этом возрасте может:
- Различать фрукты, овощи, знать, где они растут и когда.
- Знать названия многих насекомых, способы их передвижения.
- Угадывать по картинкам времена года, описывать присущие им явления.
- Различать домашних и диких животных, их повадки, уметь их классифицировать.
Психическое развитие детей в 5 лет
В 5 лет ребёнок невероятно восприимчив к обучению, схватывает всё буквально на лету. К этому возрасту ребёнок должен уметь отгадывать несложные загадки, понимать смысл простых пословиц, находить сходства и отличия окружающих предметов и определять последовательность происходящих событий.
У пятилеток начинает развиваться логическое мышление, хотя логика малыша ещё не вполне соответствует логике взрослого человека, поэтому родителям не стоит рьяно доказывать свою правоту.
Что должен знать и уметь ребенок в возрасте пяти лет?
Знать цифры от 1 до 10;
Уметь различать и рисовать геометрические фигуры, делить их на части;
Знать и различать основные цвета;
Знать все или почти все буквы, называть слова на эти буквы;
Знать своё имя, фамилию и адрес;
Знать дни недели;
Находить различия в предметах;
Пересказывать сюжеты картинок;
Знать названия овощей и фруктов, различать их;
Концентрировать своё внимание на одном занятии не менее 10 минут.
Как уже упоминалось, именно сейчас можно начинать подготовку ребёнка к школе, но желательно делать это ненавязчиво, деликатно, опираясь на его предпочтения. В противном случае можно навсегда отбить охоту учиться, а нам этого не надо, не так ли?
Advertisement
Словарный запас у пятилетних детей уже достаточно велик для того, чтобы общаться со взрослыми и ровесниками на любую тему. У них получается строить достаточно длинные фразы — по 6-8 слов, а также чётко произносить все звуки, разве что кроме звука «р», с выражением читать небольшие стихи. Речь у пятилеток становится образной.
Основные навыки малыша в полгода
Укрепление костно-мышечной ткани, исчезновение гипертонуса, улучшение зрения, слуха, моторики – все это способствует формированию новых умений и навыков. Движения малыша в 6 месяцев становятся более уверенными.
Развиваются коммуникативные способности. Заботливые родители задаются вопросом, что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Полугодовалый малыш может легко самостоятельно переворачиваться со спины набок или живот.
Также он делает первые попытки ползти. У многих детей в 6 месяцев очень хорошо получается передвигаться таким образом. Грудничок способен отрывать тело от пола либо кровати при помощи вытянутых рук (при этом ладонями он опирается о поверхность). Некоторые могут приподниматься, вставать на ноги с помощью родителей либо держась за диван, стул.
Дети в таком возрасте уже подолгу сидят с опорой. Малыш может перекладывать вещи из одной руки в другую, тянуться за далеко расположенным предметом. Также ребенок способен одновременно в двух руках держать по игрушке. Пальцы в 6 месяцев становятся более подвижными.
Благодаря этому, малыш может уверенно брать и удерживать в руках не только средние, но и мелкие предметы. Улучшается координация движений. Пытаясь достать либо поднять небольшую вещь, ребенок делает это лучше и увереннее.
Он способен крепко держать за руки взрослого, поднимаясь из лежачего в сидячее положение. Шестимесячный грудничок хорошо выражает свои желания жестами. Если он хочет, чтобы его забрали из кроватки, он тянет руки к родителям.
Малыш указывает на те предметы, которые желает получить, пальчиком. В этом возрасте ребенок может повторять простые действия за взрослыми. Общается грудничок в 6 месяцев при помощи лепета. Малыш овладевает артикуляцией, поэтому его “речь” становится более разнообразной и отчетливой. Он произносит около 40 разных гласных и согласных звуков, пытается их сочетать.
Родители могут услышать «ба-ба», «ма-ма». В этом возрасте малыш способен связывать предмет с его названием. Ребенок активно подражает речи взрослых, копируя не только звучанием, но и интонацией. В полгода дети понимают смысл простых слов. Активно формируется пассивный словарный запас.
Развитие слуховых, зрительных и вкусовых анализаторов позволяют малышу более активно познавать внешний мир. Шестимесячные дети пытаются получить максимальную информацию об интересующем их предмете: они могут подолгу его рассматривать, тянуть в рот, лизать или покусывать.
Каждый ребенок индивидуален. Поэтому не стоит расценивать как физическую отсталость, неспособность переворачиваться на живот либо ползать.
На развитие навыков и умений большое влияние оказывает рост, вес, эмоциональное состояние. Важную роль в становлении ребенка играют родители.
Социальное поведение
Поведение детей в возрасте 1,5 лет становится все более спокойным. Конечно, истерики и капризы еще могут случаться, но малыш учится выражать свои эмоции другими методами.
При гармоничных отношениях детей и родителей, в этом возрасте кроха становится очень ласковым и заботливым. Он может пожалеть и обнять маму, нежно держать ее за руку.
Появляется первый интерес детей к совместным играм. Малыши с удовольствием наблюдают друг за другом. Но в процесс такого общения нередко возникают драки и обиды, т.к. дети еще не умеют правильно общаться, делиться, уступать. Выйти из сложной ситуации всегда поможет отвлекающий маневр
Переключить внимание малыша не составит труда.
В этот период детям все равно интересней играть с взрослыми, потому что пока отсутствует должный уровень речевого развития. Но в дальнейшем, будет проявляться все больший интерес к другим детям.