Поиск

Как научить ребенка читать по буквам

Учимся читать методики

Существует несколько методик, которые позволят научить малыша читать. Какую выбрать — зависит только от родителей. Если вы не обладаете специальными знаниями, найдите литературу, пообщайтесь с подругами и на форумах, узнайте, как другие мамы и папы занимаются с детьми. Приведем пример самых распространенных методик обучения чтению.

Азбука

Многие мамы учат малышей при помощи азбуки, пользуясь специальными мнемоническими картинками, где каждой букве полагается свое изображение, например, А — аист, Б — белка. Подобные плакаты могут сопровождаться и звуковым оформлением, где механический голос проговаривает название звуков. Такие плакаты вешаются в комнате малыша, например, над его кроваткой или столиком, и периодически проговариваются буквы, опираясь на изображение.

Используя этот метод, нужно просить малыша называть и другие слова, начинающиеся с заданных букв. Недостатком подобной системы может быть трудности, которые возникают после изучения всех букв при попытках слияния букв в слоги.

Кубики Зайцева

Педагог из Петербурга придумал свою систему, как легко научить ребенка читать по слогам, поместив буквы на таких привычных малышам игрушках, как кубики. При данном методе дети учат складные блоки. Кубики имеют различное оформление по цвету, объему, весу, звучанию. Так, при их встряхивании слышатся звуки определенного наполнителя. Подобное учение нравится ребятишкам, так как играть в кубики всегда весело и интересно. Дополнительно к системе прилагаются таблицы, аудиозаписи, учебное пособие для родителей, в котором подробно разъясняется методика.

Плюс такой системы в том, что ребенок легче запоминает сочетания букв в форме игры. Но недостатки методики Зайцева могут проявиться во время школьного обучения, потому что такие дети не всегда разбираются в составе слова, зачастую опуская окончания.

Традиционное обучение чтению

Его еще называют фонетическим, звуковым, потому что с его помощью малыши в детском саду и школе начинают изучать не буквы, а звуки. Дети приходят к выводу, что люди читают и общаются при помощи звуков, а их письменным выражением на бумаге являются буквы. Например, твердый и мягкий обозначаются одной буквой Н.

Этапы обучения чтению

  • Первоначально изучают гласные звуки, а потом уже согласные, в таком порядке: сонорные, позже глухие и шипящие. Гласные произносят четко и протяжно, поясняя, что их легко петь. Сначала изучают пять гласных: А, О, У, Э, Ы. Можно поиграть в различные игры, в которых малыш будет отыскивать эти буквы в книгах, на вывесках магазинов, плакатах и так далее. Далее изучают согласные. Показывая нужную букву, нужно называть звук: не МЭ, а коротко М, не Пэ, а коротко П.
  • Познакомившись с первыми звуками, гласными и согласными, переходят к их слиянию в слоги. Это достаточно сложный этап, но поняв, как соединяются два звука, малышу не составит труда объединять слоги в слова. Ребенку показывают первый слог, например, МА, и поясняют как к первому звуку М присоединяют гласный А, можно нарисовать схемку, где к букве М идет буква А. Предложите малышу спеть звук М с закрытыми губами и присоединить в звучании звук А, открывая при этом рот. Такая же работа идет со слогами МУ, МЫ, МО, МЭ.
  • А также на одном занятии знакомятся с каждым согласным звуком: СА, СУ, СЫ, СО, СЫ и так далее. Освоив подобные слоги, переходят к сочетаниям, которые начинаются с гласных букв: АМ, ОТ, УС. Следующим этапом становится соединение слогов в маленькие слова: МА-МА, МЫ-ЛО, а затем и У-СЫ, МАК и тому подобное. Тогда же происходит ознакомление с первыми простыми предложениями.
  • Следите, чтобы малыш при чтении обязательно водил по строчкам указкой или пальцем. Он еще не в состоянии отслеживать прочитанное, поэтому должен помогать себе.
  • Еще одно условие: в начале каждого занятия требуется повторить пройденное, а в конце — закрепить, обобщить изученное на данном уроке.

Когда ребенок готов к учебе

Итак, рассмотрим, как правильно и хорошо научить ребенка читать по слогам.

  • шепелявить или присвистывать,
  • проглатывать звуки или заменять их другими,
  • заикаться, говорить с придыханием,
  • общаться «мультяшной» речью.

Если вышеперечисленные проблемы существуют (хотя бы одна), то нужно срочно находить грамотного логопеда. В противном случае произойдет наслоение трудностей не только с чтением, но и с правильным написанием слов.

Опытные педагоги и психологи советуют осваивать чтение с 5 – 5,5 лет. Именно в этом возрасте малыш (морально и физиологически) чаще всего бывает готов к обучению азам грамотности.

Важными признаками готовности ребенка к обучению являются:

Любопытство ребенка и его желание изучать новое.
Обучающийся должен хорошо разбираться в пространстве и не путать понятия влево – вправо, вверх – вниз.
Если ребенок мало-мальски ориентируется в алфавите и большое количество разнообразных букв (гласных и согласных) не вызывают у него неподдельное чувство растерянности или паники, то можно подумать о переходе к чтению по слогам.
Немаловажное значение имеют навыки анализа и синтеза. Малыш должен быть уверен в том, что перед ним находится не изображение, а буква, передающая конкретный звук.. Родителям крохи следует отмести от себя советы некоторых умников, настаивающих на том, что обучать ребенка чтению следует с 2 или 3 лет, и забыть о знаменитой фразе «после трех уже поздно»

Не нужно отнимать детство у малышей и лучше периодически напоминать себе, что нет ни одного взрослого человека, который не умел бы читать и писать. Как говорил мудрый царь Соломон: «Всему свое время, и есть время всякому делу под небом»

Родителям крохи следует отмести от себя советы некоторых умников, настаивающих на том, что обучать ребенка чтению следует с 2 или 3 лет, и забыть о знаменитой фразе «после трех уже поздно». Не нужно отнимать детство у малышей и лучше периодически напоминать себе, что нет ни одного взрослого человека, который не умел бы читать и писать. Как говорил мудрый царь Соломон: «Всему свое время, и есть время всякому делу под небом».

Азбуку и букварь нужно открывать в том случае, если малыш более-менее усидчив и может сосредоточиться на одном деле в течение 10 – 15 минут. В противном случае обучение будет пустой тратой времени, сил и нервов.

С чего начать

Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.

1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.

2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.

3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?

4. «Повторение – мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.

5

Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил

Хочешь послушать?)

6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)

7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.

8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.

9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.

10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.

Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.

Изучение букв по азбуке

Чуть ли не обязательными покупками для малыша считаются азбуки, кубики и прочие игрушки, где каждая буква сопровождается картинкой. С их помощью многие родители довольно рано начинают знакомить малыша с буквами и уже года в два могут похвалиться друзьям, что их ребенок знает весь алфавит. Только после этого, дело дальше никак не продвигается, выучив все буквы, ребенок почему-то читать не начинает. «Буквы знает, но не читает» — должно быть, вы слышали о такой проблеме, а, может, и сами уже столкнулись с ней.

Дело в том, что когда вы вместе с малышом многократно просматриваете красивые картинки, помещенные в азбуке рядом с буквами, и повторяете  «А – арбуз», «Н – ножницы», в сознании ребенка появляются стойкие ассоциации между буквой и картинкой. За буквой закрепляется вполне конкретный образ, который потом мешает объединять буквы в слова. Так, простое слово «ЯМА» превращается в «Яблоко, Мяч, Арбуз».

Еще хуже, если показывая малышу буквы в азбуке, родители произносят не звук, который соответствует этой букве, а название буквы. То есть не «Л», а «Эль», не «Т», а «Тэ». Стоит ли говорить, что ребенок совершенно не понимает, почему «Эс-у-эм-ка-а» вдруг должно превратиться в «Сумка». Печально, но именно такое произнесение букв встречается во всевозможных «Живых азбуках» и звуковых плакатах. Если вы все-таки учите малыша отдельным буквам, то проговаривайте только звук, который этой букве соответствует. Но прежде, чем заучивать отдельные буквы ознакомьтесь и с другими методиками освоения чтения.

Как учить ребенка читать в конкретном возрасте

Для каждого возраста в обучении чтению существуют свои особенности.

Как научить ребенка читать в год

В таком раннем возрасте подразумевается то, что ребенок, параллельно осваивая навык речи, будет учиться и читать (распознавать отдельные буквы).

Не рекомендуется использовать буквари, алфавиты и детские книжки, так как в них много картинок, что может отвлекать малыша, не дав сосредоточиться на букве.

Обычно в таком возрасте обучение проходит так: малыша сажают и показывают таблички с буквами, проговаривая их по несколько раз. Так как малыш сам еще не говорит, он начнет повторять за вами звуки.

Но помните, что нужно повторять именно звуки букв, а не то, как они произносятся в алфавите. Когда ребенок сам уже начнет проговаривать первые слоги/звуки, родитель может найти карточку и показать ребенку то, что он произнес.

Как научить читать ребенка в 3 года

В 3 года можно подключать элементы игры в процесс учебы. Советуется также начинать с гласных, показывая их малышу и «пропевать» их, желательно совместно. Уже можно подключать ассоциации с различными предметами.

Далее следует учить простым словам из малого количества букв. Со временем ребенок будет чувствовать себя увереннее в тексте. Будет не лишним спрашивать, какое слово написано. После каждого «урока» малыша следует похвалить.

После каждого занятия обязательно хвалите ребенка

Этот такой возраст, когда детям интересно абсолютно все вокруг, поэтому чтение не будет исключением, но обычно в 3 года не хватает внимания и усидчивости, поэтому не следует требовать от ребенка больших результатов за короткий срок.

Как научить читать ребенка в 4 года

В 4 года у детей уже очень развито воображение, что следует учитывать при обучении чтению.

Уже будут не лишними буквари с картинками (например, «Букварь» Жуковой). В 4 года ребенку также будут очень интересны кубики с буквами.

Как научить читать ребенка в 5 лет

С 5 лет заниматься обучением уже оптимально. Ребенок перестает быть очень непоседливым и появляется больше внимательности и усидчивости. Поэтому если вы начали заниматься с ребенком в 5 лет, то следует делать это регулярно.

Как научить читать ребенка в 6 лет

Если в 1-3 года малыш не всегда может четко и правильно произносить звуки, то в 6 лет таких проблем обычно практически нет. Следует также регулярно учить каждый день, повторять выученное и постепенно переходить к более сложному.

Как научить читать ребенка в 7 лет

В 7 лет ребенка уже можно учить параллельно и читать, и писать. В таком возрасте можно разбудить интерес к книгам, что на определенном этапе научит ребенка читать быстро. Дети очень быстро осваивают и сами буквы, и слоги, поэтому акцент нужно делать уже на текстах, чтобы развивалось скорочтение.

Как быстро научить читать ребенка в 8 лет

В 8 лет можно невероятно быстро научиться читать, поэтому родителям нужно запастись временем и всем необходимым, и результат вскоре не заставит себя ждать.

Как научить ребенка читать в домашних условиях — в этом вам помогут также разные развивающие игры на компьютере либо телефоне

В таком возрасте современные дети уже очень хорошо дружат с техникой, поэтому хорошо помогут развивающие игры на телефоне или компьютере, благодаря которым можно научиться читать

Но нужно уделять и живое внимание, следить за правильностью чтения, за интонацией, темпом

Не забывайте давать читать книги, когда ребенок научится читать. В домашних условиях чтение удвоит результат от учебы в школе, что будет очень хорошо.

Хорошее дело мотивация

Ребенок, правильно настроенный родителями на обучение чтению, будет заниматься с усердием и желанием. Ведь даже у взрослых мотивация играет большую роль. Конечно, есть и такие малыши, которые уже в 3-4 года самостоятельно начинают читать после знакомства с буквами, но это скорее исключение, чем правило. В большинстве случаев требуется специальный настрой и помощь в овладении техникой знакомства со звуками и буквами. Средний возраст, когда ребенок готов обучаться —5 лет.

Приступая к занятиям нужно помнить, что в пятилетнем возрасте основным видом деятельности ребенка бывает игра. Поэтому не стоит сразу устраивать филиал школы на дому. Для занятий будет достаточно и 5-10 минут, но каждодневных. Родители должны понимать, что наказывать малыша чтением нельзя. Это может сформировать стойкое неприятие занятий и последующие проблемы в школе. Угрозы, упреки, нелестные сравнения с другими детьми запрещены. Подумайте, а вы сами смогли бы легко освоить новый вид деятельности?

Чтением нужно заинтересовать. А можно создать интригу: читать сказку или историю, каждый раз предупреждая, что следующая глава будет еще интереснее, а немного позже попробовать пропустить время для чтения по уважительной причине. Заинтересованный малыш будет вынужден сам брать книгу и пытаться в ней ориентироваться. В итоге он неизбежно придет к выводу, что проще самому читать, чем просить кого-то.

Днем вы учите ребенка читать, а перед сном продолжаете знакомить его с прекрасными сказками. Если вы плохо разбираетесь в детской литературе, посоветуйтесь с кем-нибудь или посмотрите списки в интернете, чтобы найти книги по возрасту. Чтение перед сном формирует и замечательную семейную традицию вечернего общения с малышом.

Типичные ошибки родителей при обучении детей чтению

Часто, стараясь подстегнуть ребенка к занятиям, родители совершают ошибки, отбивая у него вообще всякое желание к обучению. Рассмотрим наиболее распространенные среди них.

Негативные эмоции ребенка.

Как правило, процесс обучения часто сопровождается различными негативными эмоциями, которые возникают у ребенка
Нельзя забывать, что в 5-6 лет дети еще недостаточно взрослые и быстро утомляются.

Если он устал, не нужно настаивать на продолжении занятия, можно попытаться переключить внимание малыша или просто дать ему отдохнуть. Психологи рекомендуют договариваться с ребенком, тогда ему будет проще принять мысль, что учиться необходимо.

Звуки, а не буквы
Следующей ошибкой родителей, которые начинают своих детей учить читать, является то, что они обучают их буквам, а не звукам. Характеризуя звуки, не стоит сразу говорить, что это звук гласный или согласный, это только запутает малыша и напугает его. Можно дифференцировать их как «поющие» и «непоющие». «Поющие» – это протяжные звуки, а «непоющие» – это звуки с преградами. Так ребенку будет понятнее.
Также ошибкой родителей является то, что они заставляют ребенка учиться читать в принудительной форме. К примеру, он смотрит мультфильм, играет на компьютере, рисует или занимается какими-то другими своими делами, мама или папа начинают тащить его заниматься. У детей слова «заниматься» и «уроки» вызывают протест. Чтобы привлечь его внимание к учебному процессу, можно использовать различные упражнения и проводить занятия в игровой форме.

Запрещено кричать на ребенка, если процесс обучения ему дается с трудом. Лучше делать акцент на другом: если у него получилось сегодня хоть на капельку лучше, чем вчера, его нужно обязательно похвалить и поощрить

Родителям очень важно поддерживать ребенка, не критиковать, а наоборот, развивать в нем позитивность мышления.

Упражнения для обучения чтению

Плюсы и минусы обучения чтению ребенка дома:

Плюсы:

он будет идти впереди класса и легче усваивать материал, даже если адаптация в школе будет трудноватой;
когда скажут читать бегло, ребенок это уже будет уметь;
техника чтения не будет вызывать у вас ужас;
с легкостью будет успевать по другим предметам, так как прежде чем сделать задачу или упражнение их надо прочитать и понять;
сможет читать с удовольствием без негативных эмоций, криков и не важно как будет двигаться весь класс по буквам, ему останется научиться их правильно писать и развивать скорость;
не будет необходимости в индивидуальной работе с ребенком либо наем репетитора;
сможет читать и выполнять домашнее задания в разы быстрее, чем его одноклассники.

Минусы:

  • если вы переусердствуете и ребенок научится большему, чем просто чтению, то ему будет не интересно на уроках;
  • научить необходимо правильному чтению, отсюда называть буквы правильно не ВЕ, а В и т.п.

Почему важна скорость

Скорость чтения – непосредственный фактор, влияющий на успеваемость школьника. Считается, что нормальная, адекватная скорость чтения равна скорости разговорной речи, а это 120-150 слов в минуту. Почему же так необходимо обучающемуся стремиться к этому показателю? А дело в простой математике.

Было подсчитано, что в 6-7 классе общеобразовательной школы ученик ежедневно получает устное домашнее задание в размере 8 страниц (все устные задания). Это примерно 6,5 тысяч слов, на которые будет уходить около часа при средней скорости 110 слов в минуту.

Несложно сделать вывод, что плохо читающий школьник либо будет уделять большую часть дня только на уроки, либо попросту не станет себя ими мучить, что скажется на его оценках.

Помимо всего прочего, скорость чтения влияет на процесс развития: улучшается и внимание. А на скорость чтения влияет количество прочитанного: чем больше, тем быстрее

Упражнения и методики, обучающие чтению по слогам

Обучение чтению включает в себя различные упражнения и игры на концентрацию внимания, тренировку памяти. Родителям приходится прикладывать массу усилий, креатива и творчества, для того, чтобы занятие превратить в праздник.

Важно организовывать занятия таким образом, чтобы они превращались в игры

Тогда ребенку будет интереснее заниматься, он сможет дольше концентрировать внимание на том или ином упражнении и получит лучший результат от таких тренировок памяти и внимания.. Рассмотрим подобных несколько игр, которые положительно влияют на обучение чтению, тренировку памяти и внимания

Рассмотрим подобных несколько игр, которые положительно влияют на обучение чтению, тренировку памяти и внимания.

Одно из таких упражнения направлено на концентрацию внимания ребенка, которое к тому же позволяет развиваться оба полушария головного мозга.
Попросите ребенка одной рукой взяться за нос, а другой рукой скрестно взяться на ухо. Затем, отрывая руки, сделать хлопок

После этого нужно поменять положение рук и взяться перекрестно за другое ухо, а другой рукой – до кончика носа
Это упражнение поможет ребенку переключиться от игрушек в рабочий процесс и улучшит его внимание и координацию.
Как уже говорилось, важно учить ребенка не буквам, а звукам, необходимо научить малыша сливать звуки. Кроме того, он должен знать графическое написание звуков
Очень хорошо использовать буковки, изготовленные из разного материала и имеющие различную текстуру.
Например, для буквы «Ш» можно взять наждачную бумагу

Ребенок, проводя пальцами по ней, запомнить, что буква «Ш» – «шершавая». Эти буквы можно изготовить и подручных средств, которые есть дома. Не нужно за одно занятие давать ему для изучения и исследования сразу все буквы. Лучше делать это дозировано, по 3-5 букв за один раз.
Для того, чтобы ребенок быстрее запомнил произношение звуков и написание букв, важно включать в занятия не только упражнения на тактильность ощущений, но и тренировать зрительную и слуховую память. Слуховая память тренируется во время игр, когда ребенку говорится слово, и он должен «поймать» его хлопком, если в нем есть тот звук, который он изучает. Можно поиграть в игру, которая называется «рыболов».
Для нее следует подготовить несколько рыбок с буквами и петелькой из скрепки, за которую эту рыбку можно будет подцепить удочкой. Ребенок играя, ловит рыбок, и вслух проговаривает, какие буквы написаны на этих рыбках. Впоследствии из этих рыбок с буквами можно будет составлять целые слоги.

Игра в мяч. В нее можно играть, когда ребенок уже выучил звуки и теперь осваивает сложение их в слоги. Мама, бросая мячик ребенку, произносит два звука (например, «м», «а»). Ребенок, возвращая мяч назад, должен соединить эти звуки в слог (соответственно, «ма»).
Времени на такую игру нужно отвести совсем немного, малыш за это время даже не успеет устать, но регулярные ежедневные игры дадут очень хороший результат. К тому же занятия с мячом помогут развить моторику рук.

Закрепление чтения слогов. Для этого подойдет игра под названием Магазин». Для игры понадобятся обычные домашние вещи, игрушки и прочее. Придется заготовить импровизированные деньги, на которых вместо денежных знаков будут написаны различные слоги. Ребенку нужно будет выбрать любой предмет и найти в своих «деньгах» тот слог, который есть в названии этого предмета.
После того, как ребенок выучил слоги, звуки и буквы, следует переходить к чтению слов. Для того, чтобы научить этому, можно играть в игру «Повтори». На листе бумаги нужно написать длинное слово крупными печатными буквами, а также заготовить отдельные буквы этого слова, написанные на отдельных листочках. Ребенку нужно будет выложить слово из отдельных букв. Моно использовать специальные кубики с буквами на сторонах. В конце, слово нужно постараться прочитать.

Если у ребенка получаются все вышеперечисленные упражнения, то можно переходить к чтению несложных текстов. Здесь лучше выбирать тексты с красочными иллюстрациями, чтобы развивать у ребенка еще и образное мышление. Картинки в тексте дают возможность не только понимать, но и представлять прочитанное. Можно давать ребенку тексты с пропущенными буквами в словах, это закрепит его знания и умения в чтении.

Узнать о том, как научить ребенка читать быстро, вы можете здесь: Как научить ребенка читать быстро и правильно

С чего начать

Теперь определимся с пособием, по которому будем проводить обучение. Хорошо себя зарекомендовал «Букварь» Н.С. Жуковой, в котором классические методы перекликаются с логопедическим наполнением и уникальными авторскими разработками.

Н.С. Жукова, на вопрос: «Как быстро научить подрастающего ребенка читать?» отвечает — слитно, при этом необязательно знать все буквы. Достаточно нескольких гласных и согласных, из которых можно составить буквосочетания.

Вначале изучаем открытые гласные: «А», «У», «О», «Ы», «Э». Потом сонорные согласные – «М», «Н». На данном этапе по букварю Жуковой приступаем к объяснению, как из букв получаются слоги. В красочных иллюстрациях показано, как одна буква торопится к другой, сливаясь с ней в слог. Например, «М» спешит к «O», произносим слитно «М-м-м-о-о».

Ребёнку главное понять механизм их слияния, с новыми буквами у него будет получаться всё механически. Все изученные слоги нужно часто и регулярно повторять, чтобы их чтение было доведено до автоматизма.

Читайте не только простые открытые буквосочетания, в которых гласный идет за согласным («МА»), но и сложные «гласный-согласный» («АМ»), слияния трех звуков («АРО», «ПРА»).

Возьмём для примера с.18 из букваря.

— Назови первую букву – просит родитель.
— «Х»,- отвечает малыш.
— К какой букве бежит «Х»?
— К букве «А».
— Выходит: «Х-х-х-А». Пока буква «Х» бежит к «А» остановки делать нельзя – они звучат слитно.

Выучив всего несколько таких примеров, дошколёнок поймёт принцип построения слогов и сможет применить его на остальных звуках.

Обзор учебных пособий

Как показывает практика, классическим учебным пособием считаются буквари, среди которых наиболее интересными и результативными стали книги Н. Жуковой и Е. Бахтиной.

Букварь Н. Жуковой

Надежда Сергеевна Жукова – известный детский психолог и логопед с 30-летним стажем.

Букварь под ее редакцией показал успешные результаты при домашнем обучении.

Методика автора очень проста: она использовала традиционный подход к обучению и совместила его с собственными оригинальными дополнениями.

Блоки советов и методических указаний помогают родителям самостоятельно научить ребенка читать.

Все страницы букваря грамотно составлены, красиво проиллюстрированы и позволяют ребенку сконцентрироваться на изучении определенной буквы, слога, слова и простого предложения.

Методика обучения составлена от простого к сложному. Для родителей отведены отдельные подсказки, позволяющие понять, где следует остановиться, как объяснять и над чем нужно поработать, если учеба привела в тупик.

Букварь Е. Бахтиной

Елена Николаевна Бахтина – известный российский педагог, издатель и основатель «Школы гениев». Яркий и красочный букварь рассчитан на детей от 2 до 7 лет. Автор считает, что каждая буква – это определенный образ. Рекомендации родителям даются в самом начале книги.

Дети с помощью взрослых знакомятся с буквами и учатся с ними дружить (составлять слоги), читать наоборот, подкреплять свои знания наглядными изображениями и двигаться от простого к сложному.

От родителей не требуется наличия специальных педагогических навыков. Букварь составлен таким образом, что ни один малыш в конце не остается неучем.

Букварь Бахтиной

Буквари обоих авторов издаются в любом формате: есть и в форме альбома, и в виде мини-книжек, которые удобно брать с собой в поездки.

Обучение ребенка чтению по слогам – процесс, требующий от взрослых терпения и доброжелательного отношения к обучающемуся. Мамам и папам всегда следует помнить о возрасте малыша и не требовать от него моментальных результатов: при грамотном подходе можно обучить дочурку или сынишку читать за полгода или год.

Учим буквы

Начинать изучать буквы стоит с гласных «а», «о», «у», «э», «ы», «и». Расскажите ребенку, почему эти буквы называют гласными. Их можно пропеть голосом, согласные пропеть не получится.

После изучения гласных, начинаем учить звонкие согласные – «м», «л», «н»

Необходимо, чтобы ребенок фиксировал свое внимание именно на букве, ее графическом написании, а не ассоциирующейся с ней картинке (А- Аист, Б – бегемот)

После тщательного изучения малышом гласных и звонких согласных можно начинать учить глухие согласные («т», «п», и другие) и шипящих «ж», «ш», «ч», «щ».

Каждый раз закрепляйте ранее изученный материал. При изучении буквы обязательно вспомните те, которые кроха уже знает.

Проявляйте спокойствие и терпение. Даже взрослым ничего не дается сразу. Поймите, что мир букв для малыша очень сложный. Если сегодня он не может вспомнить букву, которую изучали вчера, то значит надо не ругать его за это, а следует повторить снова, и обязательно вспомнить ее на следующий день. Повторяйте пройденный материал до тех пор, пока ребенок не станет в нем хорошо ориентироваться.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий