Поиск

Кризис 7 лет у ребенка

Кризис 6-7 лет его симптомы и психологический смысл.

Методическая работа

Ваш ребенок уже почти совсем взрослый, на следующий год ему уже в школу. Но вот резко он начинает вести себя плохо, совершенно не слушает вас и хочет все делать по-своему. По мнению психологов у детей несколько кризисов, которые говорят о том, что психика ребенка развивается правильно.

Поэтому не нужно пугаться кризиса 6–7 лет. У каждого ребенка он наступает в свое время, но не стоит сильно переживать из-за него. Просто надо набраться терпения и помочь пережить его ребенку. Эта статья вам расскажет о кризисе 6-7 лет, его симптомах и психологическом смысле. А также в конце статьи будут даны советы как лучше вести себя родителям по отношению к ребенку.

Симптомы кризиса 6–7 лет

  • ребенок отказывается делать то, что раньше ему нравилось;Он перестает слушаться;
  • пытается специально вас передразнивать;
  • какие-то мелочи могут довести его до истерики;
  • на любую тему ребенок готов спорить с вами часами;
  • становится капризным, плаксивым;
  • проявляется стеснительность, сильная неуверенность в себе.
  • Нередко ребенок становится перед сверстниками эдаким шутом, что весьма раздражает взрослых.

Психологический смысл кризиса 6–7 лет у ребенка

  • именно в этот период у ребенка формируется понятие о том, какие последствия может вызвать тот или иной поступок. Раньше он не мог оценить исход своих действий, то теперь он понимает, что если будет плескаться в луже – он будет весь мокрый и грязный. Если уронит чашку, то она разобьется;
  • ребенок ищет свое место в этом мире. Он пытается примерять на себя роли взрослого, но если раньше это было по-детски, то сейчас видно, что делается специально. Может казаться немного грубо и некрасиво, но это ему нужно;
  • в этот период у ребенка формируется самооценка. Если раньше он считал себя хорошим и все должны были с ним общаться. То сейчас он понимает, что отношение детей к нему различно, он знает, что в нем хорошего, а что плохого;
  • ребенок хочет жить совсем по-другому, но пока не понимает, как именно. У него есть желание, но он не знает, как ему дальше жить и что делать;
  • дети начинают понимать свои чувства и переживания;
  • ребенок с интересом хочет познавать и изучать что-то новое. Ему уже неинтересно играть как раньше, он хочет что-то новое;
  • он хочет быть самостоятельным. Ему хочется делать все по-своему, а не так, как вы ему говорите. Необязательно за это ругать его, ведь, возможно, его способ выполнения действия ничем не хуже вашего;
  • теперь ребенок способен контролировать свое поведение, сознательно выполняет все правила и может вести себя так, как надо в общественных местах;
  • память ребенка также становится намного лучше. Если раньше она была «короткой», то теперь он уже вспоминает все что с ним происходит и может об этом помнить всю жизнь;
  • ребенка все так же радуют сказки, но он уже не будет верить в реальность волшебных персонажей;
  • ребенок теперь может объяснить, почему он радуется, а почему грустит.

Полезные советы родителям, как себя вести с детьмиЕсли вы будете постоянно напирать со своими правилами, запретами и криками на ребенка, то только усугубите положение. Ведь именно сейчас формируется самооценка ребенка, и какая она будет зависеть от вас.

Почитайте побольше литературы о том, как лучше себя вести с ребенком в этот период. Старое общение с ребенком, становится невозможным, поэтому теперь нужен другой подход к вашему чаду.

Старайтесь постоянно поддерживать ребенка, помогать ему, когда он просит. Не надо устанавливать каких-то жестких запретов, ведь всегда можно найти компромиссы.

Давайте ребенка высказаться, не надо его прерывать и кричать. Он должен выражать свои чувства, объяснять их вам. Если даже что-то не так старайтесь спокойно и без криков объяснять детям, как надо делать и почему именно так правильно.

Дайте ребенку больше свободы. Он же уже почти взрослый. Возможно, настало время, когда он может посидеть дома пару часов один. Или, может, сам себя накормить, научите его пользоваться микроволновой печью. Доверьте ему какие-нибудь домашние дела

Он должен чувствовать себя нужным, подчеркивайте важность дел, которые он выполняет. Так он поймет, что нужен вам и почувствует ответственность

Если ребенок хочет куда-то сходить, что-то сделать вместе, то не отказывайте ему. Постарайтесь выделять как можно больше времени на совместные развлечения. Ведь ребенку все интересно, он хочет найти свое место и для этого стремиться познавать все как можно больше.

Все привычки и самооценка формируется с детства, поэтому только от вас зависит, то каким вырастет ваш ребенок.

  • ← Родителям о ФГОС ДО
  • Экскурсия в музей старины. →

Как себя вести взрослому

«Новое» поведение ребенка усложняет его взаимоотношения с родителями. Ранее спокойные и терпеливые мама и папа все чаще не выдерживают и срываются на крик. Пытаясь «вернуть» прежнего малыша, родители только усугубляют ситуацию, поскольку ребенок теперь нуждается в кардинально новом подходе.

Сравнивая себя со старшими и авторитетными, дитя подвергает сомнению ранее удовлетворявшие его правила. Под угрозой оказываются принятые в семье роли: что делает мама, какие обязанности лежат на старших и младших детях. Глядя на старшего брата, ребенок пытается подражать ему, к примеру, не надевая шапку или тайком используя помаду сестры.

Советы, как вести себя родителям, согласно возрастной психологии:

В первую очередь — не паникуйте. Перемены уже наступили, и отменить их невозможно. Следовательно, нужно отмести панику и приняться за «обновления».
Если кроха пробует на зуб самостоятельность, предоставьте ему ее. Пусть попытается сам справиться со своими проблемами, не навязывайте взрослые советы, если ситуация это позволяет. Правильно подобрав мотивацию к действию, а также разобрав последующие ошибки вместе с крохой, вы направите действия ребенка в корзину опыта, а не в лужу неудач.
Вступайте в грамотные споры с чадом. Выслушивайте его мнение, озвучивайте свою сторону, не переживайте из-за разногласий, они обязательно возникнут. Постарайтесь пояснить ребенку на деле, что все требования должны быть обоснованными.
Не пытайтесь усаживать маленького за тетради в качестве наказания. Его охота к учебе и так находится на грани, поэтому малыша нужно заинтересовать, а не отбить у него желание познавать.
Отныне общайтесь с ребенком на равных, не акцентируя внимания на его возрасте. Если кроха пытается казаться взрослым, предоставьте ему такую возможность: пусть выполняет мелкие поручения по дому, успевает в назначенное время закончить уроки.
Помогите ребенку в поиске авторитета. Обсудите его новых друзей и их успехи. Озвучьте свое мнение относительно этих ребят, вызвав тем самым у ребенка желание брать пример с «успешных» сверстников

Также обсуждайте героев мультфильмов во время просмотра, акцентируйте внимание на сильных сторонах персонажей, невзначай напомните ребенку его собственные схожие с героем черты.

Признаки

Родителям полезно знать, как проявляется кризис 7 лет, чтобы быть уверенными, что он наступил, и не спутать с другими, кратковременными и контекстными личными проблемами.

Типичные симптомы:

  • не слушается, не выполняет просьбы, своевольничает;
  • хочет казаться взрослее (подражает старшим, отказывается играть с маленькими);
  • капризничает, становится упрямым и строптивым;
  • болезненно реагирует на любую критику;
  • воспринимает всё в негативном свете;
  • подвержен резкой смене настроения;
  • целенаправленно что-то делает и говорит (обзывается не из-за состояния детского аффекта, а осознанно причиняет боль), открыто выражает своё недовольство и протест;
  • обесценивает прежние идеалы: ломает любимые игрушки, говорит запретные фразы, становится жестоким и деспотичным.

При этом в наборе должно идти не менее 3-4 симптомов возрастного кризиса. В ином случае они будут продиктованы лишь контекстной ситуацией. Например, если у ребёнка был трудный день, он переутомился и устал, он может вечером покапризничать и отказаться лечь спать вовремя. Но это вовсе не будет означать наступление переломного момента.

Нередко в 7 лет при неправильном отношении родителей к кризису или общей неподготовленности ребёнка к школе у последнего может развиться определённый симптомокомплекс. Если его вовремя не заметить, он доставит в будущем немало хлопот.

В ответ на кризис сначала формируется внутренний протест (против новых социальных ролей, непривычного режима жизни, школы, поведения родителей, личности учителя). Страдания ищут выхода и выливаются в активный протест (отказ делать домашние задания, идти на уроки, выполнять требования учителя). Это сказывается на соматике (скачки давления, холодный пот, учащённое сердцебиение, тремор конечностей, снижение работоспособности и концентрации внимания). Заканчивается данная цепочка общей невротизацией, с которой приходится обращаться к профильному специалисту.

Как наладить контакт с малышом

Не наказывайте ребёнка, всегда пробуйте договриться

Для того чтобы кризисный семилетний возраст прошёл максимально безболезненно, взрослым следует несколько пересмотреть свои отношения с ребёнком

Психологи советуют обратить особое внимание на ряд моментов:

Позволяйте проявлять самостоятельность. Безусловно, у каждого члена семьи есть определённый круг обязанностей, и чадо может выполнять их наравне с взрослыми. Подросший младший школьник вполне справится, например, с уходом за домашним животным (насыпет корм попугаю, выгуляет собаку и т. д.) Так он почувствует, что он такой же взрослый, что от него зависит определённая сторона жизни семьи. При этом иногда напоминайте ребёнку, что главные в доме – мама и папа, которых никто не может заменить. Чтобы малыш наглядно в этом убедился, устройте день наоборот – родители станут детьми, а дети родителями.
Признавайте право ребёнка на настроение. Малыш, как и любой взрослый, повержен эмоциональным перепадам. У него, как и у мамы или папы, может случиться день, когда всё валится из рук, хочется побыть одному и даже поплакать. В этом случае не мешайте проявить эмоции, а через какое-то время поговорите об этой ситуации, выясните причину такого упадка. Наверняка, это реакция на чьё-то недоброе слово или проблему в школе, с учителем или одноклассниками.
Договаривайтесь. 7 лет – это возраст, когда малыш уже прекрасно понимает ценность обещаний. Он помнит, что обещали ему, так же хорошо, как и то, что пообещал сам. Поэтому если что-то пообещали – обязательно выполняйте, если такой возможности нет – доступно объясните своему чаду причины, по которым обещание откладывается, а также оговорите время, когда вы сможете его выполнить. В противном случае, ребёнок поймёт, что слово можно нарушать, что не существует обязательств, которые нельзя было бы обойти.
Дозируйте давление. Существуют ситуации, когда просто договориться не получится, так как у малыша ещё отсутствуют некоторые границы поведения (например, нельзя поднимать руку на девочку, взрослого человека или общаться с мамой как со сверстницей). В этом случае, конечно, без авторитарного подхода не обойтись («Мы сделаем так, потому что это правильно. Ты этого ещё не понимаешь, потому что маленький»)

Но самое важное в формулировке требований – это спокойный тон голоса. Услышав ровный тон маминого или папиного голоса, которые напоминают малышу, что он ещё не всё улавливает в силу возраста, в сознании ребёнка возникнет желание понять причины того или иного действия, а это, в свою очередь, отвлечёт от капризов и непослушания

Только включать такой подход нужно как можно реже, иначе ребёнок привыкнет делать всё только под давлением.
Привлекайте чувство юмора. Лучший способ заставить ребёнка что-то сделать – это начать делать вместе с ним. А чтобы он с удовольствием выполнял те или иные действия, например, мыл посуду, в процессе совместной работы ищите смешные моменты (можно придумать забавные прозвища кухонной утвари или сочинить целый рассказ о приключениях ложки и чашки и т. д.)
Полностью откажитесь от наказаний. Учёными доказано, что физические наказания не несут в себе никакой педагогической ценности. Равно как и психологическое давление. Дело в том, что малыш заведомо слабее взрослого, поэтому сопротивляться прессингу не может. Но даже сделав всё так, как вам надо, он не поймёт, почему его заставляли против воли. И впоследствии из него вырастит человек, убеждённый, что превосходство силы или возраста играет ключевую роль в решении любых вопросов.
Дайте возможность выплёскивать свою агрессию. Для этого можно, например, повесить в комнате боксёрскую грушу или заменить её подушкой. В качестве альтернативы силовому выплеску эмоций можно комкать бумагу, газеты и бросать в корзину. Полезно также иногда давать возможность малышу покричать.
Разговаривайте с малышом. Говорите с ребёнком на равных, рассказывайте о том, что и у вас в жизни был такой сложный период. Делитесь опытом, каким способом вы находили выход из ситуации.
Периодически «отдыхайте» друг от друга. Если вы чувствуете, что страсти накаляются до предела, ребёнок вас не слушает, не воспринимает, попробуйте пару дней пожить отдельно. Только важно, чтобы именно вы уехали, а не отправили малыша. Так в привычной домашней обстановке он сильнее почувствует, насколько нуждается в вас, и, воспользовавшись ситуацией, можно будет без труда найти взаимопонимание.
Нагружайте. Давайте малышу специальные задания, связанные с проявлением творческой инициативы. Так вы подготовите его к новой учебной деятельности. Также периодически включайтесь в занятия со своим чадом: это не только укрепит ваши эмоциональные связи, но и добавит вам авторитета в глазах ребёнка.

Признаки

Родители должны знать, в чём проявляется кризис 3 лет, чтобы отличить его симптомы от обычных контекстных ситуаций. Например, если ребёнок отказывается своевременно ложиться спать, это может быть продиктовано тем, что он перевозбудился перед сном, переиграл в шумные игры или пересидел перед телевизором. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.

Комплекс симптомов кризиса 3 лет психологи называют «семизвездием».

Негативизм — «Делаю назло!»

Отказываются от собственных желаний, совпадающих с требованиями родителей. Не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от взрослого. Негативная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на конкретного человека. Например, мама зовёт малыша с улицы на обед. Несмотря на то, что он уже сам давно проголодался и хочет домой, он отказывается это делать только ради противостояния матери.

Строптивость — «Не хочу подчиняться!»

В отличие от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено на бытовой уклад и режим дня, к которым родители стараются приучить малыша. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.

Упрямство — «Я так решил!»

«Не хочу!» и «Не буду!» без всяких объяснений — самые частые признаки кризиса 3 лет. Преодолеть их не способны ни уговоры, ни угрозы.

Бунт (протест) — «Мне всё надоело!»

Похож на предыдущие проявления кризиса. Однако бунт — самый страшный из них. Во-первых, включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство. Во-вторых, носит постоянный характер. Ребёнок ежедневно отказывается от завтрака или от дневного сна. В-третьих, проявляется ярче всех. Дело доходит до неконтролируемых вспышек гнева и настоящей истерики. Это чревато сильнейшим стрессом и аутоагрессией.

Деспотизм — «Делайте так, как я хочу! Я хозяин и повелитель!»

Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами. Особенно это действует на мам и бабушек. Капризничают, кричат и даже демонстративно катаются по полу, лишь бы желание выполнили (купили игрушку, отпустили гулять, дали конфету).

Обесценивание — «Не люблю вас! Вы плохие!»

Злятся на то, что им дорого, пытаясь избавиться от зависимости. Тихий, воспитанный ребёнок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних (в общественном транспорте, например). Ломают любимые игрушки. Мама становится врагом №1, её перестают слушаться и даже могут ударить.

Своеволие — «Я могу сам!»

Не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда малыш пытается сам снова и снова завязать шнурок или взболтать яйцо в тарелке, но при этом прислушивается к советам взрослым и не отказывается от помощи. И совершенно другое — когда он при этом злится, никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителей. Нередко это заканчивается печальными ситуациями: без разрешения включаются в сеть бытовые приборы, портятся ценные вещи, ребёнок уходит далеко от дома.

Это основные симптомы кризиса 3 лет, которые проявляются регулярно, достаточно ярко, чаще всего комплексно. Они могут сопровождаться и другими эмоционально-поведенческими отклонениями. Последние наблюдаются далеко не у всех и не всегда, но способны усугубить и затянуть течение кризиса. К ним относятся:

  • отдаление от родителей, которые теряют доверие ребёнка и даже могут перестать быть для него авторитетом;
  • жадность: подобно взрослым, детям хочется иметь что-нибудь своё, и они яростно охраняют свою собственность;
  • вредность — основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обусловлена наследственной чертой характера;
  • ревность: ребёнок требует к себе внимания близкого человека 24/7 и не хочет его делить ни с кем другим;
  • необоснованная агрессия: в 3 года малыш ещё не понимает, что с ним происходит, и винит во всех своих бедах окружающих, что приводит к дракам, царапанию, кусанию.

Родители должны понимать, что у каждого ребёнка кризис проявляется по-разному, но он в любом случае происходит. У одних сглаженно и более спокойно, у других — с ежедневными бурными протестами и истериками. Если симптомы не наблюдаются до 4 лет, необходимо обратиться к психотерапевту, потому что это может свидетельствовать о задержке в развитии.

Кризис 7 лет

Кризис 7 лет, в отличие от кризиса 3 лет, может наступить раньше или позже. В целом он приходится на время, когда меняются первые молочные зубы на первые коренные. Если зубы меняются рано, — это может быть особенность семьи. Если зубы выпадают рано у одного ребенка из всех – может быть, он ранний по созреванию. Кризис 7 лет во многом имеет социальное происхождение и связан с началом школьного обучения.

Новообразования кризиса 7 лет:

— это, во-первых, произвольное внимание, которое ребенок может удерживать столько, сколько он хочет, на том, на чем он хочет. До этого внимание было более неподвластным ребенку

Это один из признаков, почему не стоит отдавать детей шестилетних в школу – очень важны полгода между 6,5 – 7, когда назревает внимание и еще множество вещей, связанных со зрительно-моторной координацией и с координацией глаз – рука. Педагоги всегда знали, что классы шестилетних и семилетних детей – это небо и земля.

— это, во-вторых, ученическая позиция, которая состоит из возможности адекватно реагировать на порицание, связанное с успехами, и умение принимать авторитет учителя. До прохождения кризиса 7 лет ребенок на любой упрек обижается и расстраивается. После этого кризиса ребенок понимает, что мама так говорит не для того чтобы обидеть, а чтобы умение ребенка стало лучше (т.е. буква «А» стала более красивой).

— Кроме того, ребенок хочет, может и стремится к тому, чтобы перенимать образцы поведения, образцы мысли, образцы действия от другого взрослого, т.е. от учителя. И тут ребенку гораздо проще, если этот учитель не является родителем, потому что один из признаков кризиса 7 лет – это противопоставление себя родителям, негативизм и мысли о том, что родители понимают что-то хуже, чем новый авторитет.

Появление «Марьиванны, которая сказала» — нормальная примета новообразования, того, что теперь учитель будет для ребенка главным человеком в плане учебы. Это нельзя переламывать, это бесполезно. Спускать с небес этот невероятно прекрасный образ учительницы можно только в самых крайних случаях – при явном негативном настрое педагога к вашему ребенку.

Такое бывает, потому что у всех педагогов бывают любимчики и те, кого они не переносят на дух. Этого не должно быть видно, но так бывает редко: удобных и симпатичных себе детей педагог выбирает, шумных, активных, драчливых – не выбирает. Мальчикам здесь сложнее, чем девочкам, потому что девочки в начальной школе – очень удобные ученики.

Фото: JustLooking, photosight.ru

Система образования в начальной школе подстроена под человека быстро реагирующего, быстро адаптирующегося, выносливого, способного быстро менять виды деятельности. Индивидуальный подход возможен только в маленьких классах частных школ либо в малокомплектных школах.

Если ваш ребенок выпадает из нормы по особенностям темпа, надо готовиться к тому, что он может не очень успешно это обрамлять, потому что ребенку очень важно, чтобы новый авторитет (учительница) к нему одобрительно относился. Неодобрительное отношение может разрушающе действовать

Сделать с этим ничего нельзя. Критическая оценка появится потом, в средней школе. В начальной школе учитель – божество.

В целом, кризис 7 лет подвигает ребенка к освоению новых социальных ролей. Учитель – ученик – вертикальные отношения. Подчиняться и уметь подчинять себе младших – горизонтальные отношения. Все, что ребенок освоил в школе, он принесет в семью и будет проигрывать на младших братьях и сестрах, на куклах. Если ребенок пошел в школу, стоит очень внимательно наблюдать, что же он такое им говорит, и вы тогда узнаете, что и как говорит «Марьиванна», какие слова употребляет.

Поиграть в школу можно заранее, в дошкольном возрасте. Можно сходить в школу и посмотреть, как там шумно на переменках, какие там парты. Нужно рассказывать истории про разных учительниц, вообще больше рассказывать историй из своей жизни про школу.

Мысль о том, что учительница – это человек со своими недостатками, достоинствами и слабостями, — в кризисе 7 лет ребенку не близка. Для него она божество в это время. Если божество милостивое – то вам повезло. Если нет – злобное, несправедливое, изрыгающее громы и молнии, — то не очень. Лучше готовить ребенка немного заранее к тому, что учительницы бывают разные.

Преодоление кризисов

Чтобы облегчить переживания родителей, психологи подробно прописывают особенности взаимодействия с ребенком в период кризисов по годам:

1 год:

  • всесторонне развивать;
  • обеспечить бытовую безопасность;
  • обучать самостоятельности;
  • отрабатывать категоричные запреты с помощью слов «надо» и «нельзя».

Настоятельно не рекомендуется в этом возрасте отучать от груди, выходить маме на работу и отдавать малыша в детский сад, пока кризисный период не закончится.

3 года:

уметь переключать внимание ребёнка;
ругать только за какое-то конкретное действие, сделанное здесь и сейчас;
не оперировать сложными категориями вроде совести, чести, долга;
избегать «ярлыков»;
не навязывать помощь.

7 лет:

  • заменять игровую деятельность учебной постепенно;
  • предоставлять право выбора;
  • корректно указывать на совершённые ошибки;
  • помогать с домашними заданиями;
  • постоянно быть на связи с учителем;
  • не критиковать взрослых в их присутствии;
  • поощрять общение со сверстниками;
  • не сравнивать с остальными;
  • помогать в решении школьных проблем.

Подростковый период:

  • искать во всех ситуациях компромиссы, «точки соприкосновения»;
  • вовлекать в обсуждение семейных планов, давать им возможность высказаться, учитывать их мнение;
  • поддерживать доброжелательные, доверительные отношения;
  • искренне интересоваться их увлечениями;
  • делегировать ряд обязанностей как выражение доверия;
  • не требовать немедленного выполнения просьбы: давать время на обдумывание;
  • контролировать круг общения.

Несмотря на отдельные особенности воспитания детей в периоды возрастных кризисов, есть и ряд общих моментов:

  1. Уделяйте им больше внимания, проводите с ними много времени.
  2. Чаще меняйте обстановку: ездите в путешествия, ходите в походы, участвуйте в мероприятиях, гуляйте по разным местам.
  3. Не наказывайте физически.
  4. Не повышайте голос, не устраивайте открытых конфликтов, не вступайте в перепалки.
  5. Каждый раз расширяйте круг их прав, давайте больше самостоятельности, но постепенно.
  6. Не идите на поводу.
  7. Обеспечьте чёткий режим дня с обязательными физическими нагрузками.
  8. Обсуждайте проблемные ситуации, делайте выводы.
  9. Объясните всем остальным членам семьи, что система воспитания должна быть единой.
  10. Демонстрируйте собственным примером правильное поведение.

Родители должны обязательно учитывать все эти моменты, чтобы не накалять ситуацию и помочь ребёнку пережить все кризисы взросления с минимальными потерями.

Тактика поведения родителей главный инструмент помощи ребёнку

Длительность и сила кризиса у ребёнка во многом зависит от того, как поведут себя мама и папа. Прежде всего, родителям нужно успокоиться и понять, что данное явление является нормой и практически неизбежно. Просто нужно помочь школьнику пережить непростой период:

  1. Постараться принять ребёнка таким, каков он есть, общаться с ним на равных, понять, что он, действительно стал взрослее. Следует чаще советоваться со школьником, прислушиваться к его мнению, смотреть вместе фильмы, передачи, обсуждать их.

  2. Не идти на конфликт с сыном или дочерью, а находить компромиссы (например, пусть сделает уроки в то время, когда считает нужным, или вечером чуть позже ляжет спать). Но если агрессия переходит в хамство, то это, конечно же, надо пресекать.
  3. Чтобы подчеркнуть взрослость школьника, нужно давать ему различные поручения (купить продукты в магазине по списку), посильные домашние обязанности. При этом хорошо подчеркнуть его самостоятельность («Раньше ты не мыл свою тарелку, потому что мог её разбить, а теперь ты уже взрослый»).

  4. Уважать право ребёнка на личное пространство. В идеале у него должна быть отдельная комната, где он может почитать в одиночестве, порисовать, поиграть с друзьями.
  5. Активно интересоваться школьными делами ребёнка, его увлечениями, мыслями. Однако при этом не следует проявлять назойливость.

  6. Поощрять общение с друзьями, как старыми, так и новыми (одноклассниками), приглашать их к себе домой. Кстати, это даст возможность проанализировать, как протекает кризис семилетнего возраста у других детей-ровесников.
  7. Дать школьнику почувствовать последствия своих поступков (ведь он же взрослый). К примеру, если он не желает выполнять домашнее задание, пусть не делает: когда учитель сделает замечание перед всем классом, он сам дома примется за уроки.
  8. Хвалить сына или дочь даже за самые небольшие достижения («Твой почерк постепенно становится всё лучше»).

Какие ошибки часто допускают взрослые, не понимающие детскую психологию

В период возрастного кризиса у ребёнка многие взрослые совершают распространённые ошибки, которые могут только усугубить ситуацию:

  1. Слишком опекают свой чадо, каждый день докучают учителю с расспросами, дома следят за каждым шагом ребёнка, контролируют общение с друзьями, постоянно названивают другим родителям, чтобы уточнить домашнее задание и пр.
  2. Наказывают школьника за упрямство, возражения и пр., особенно физически. Это путь в никуда: ребёнок так ведёт себя, потому что растерян, пытается самоутвердиться, свыкнуться с новой жизнью, он подсознательно ждёт от родителей понимания, поддержки, а получает такую реакцию.
  3. Критикуют малыша, сравнивают его с другими, благополучными на вид ровесниками.
  4. Слишком категоричны в требованиях, не идут на компромиссы («Я сказала идти спать в девять часов, и точка!» или «Началась школа — всё, теперь никаких гулянок!»).

Иногда родители наказывают детей за проявление упрямство, не пытаясь найти компромисс или изначально слишком категоричны в своих требованиях

Основные симптомы

Возрастные кризисы развития характеризуются определёнными симптомами.

1 год:

  • громкий плач без слёз;
  • резкие движения: машут руками, топают ногами, мотают головой, замахиваются для удара;
  • чрезмерно живая мимика: хмурят брови, плотно сжимают губы, сужают глаза;
  • требовательные интонации;
  • опасное любопытство, когда тянет ко всему запретному;
  • непоседливость;
  • протесты против действий взрослых (срывают одежду) и привычного режима (отказываются есть);
  • назойливость.

3 года:

  • негативизм;
  • строптивость;
  • упрямство;
  • бунт;
  • деспотизм;
  • обесценивание;
  • своеволие.

Дополнительно к вышеперечисленному «семизвездию»:

  • отдаление от родителей;
  • патологическая, ничем не объяснимая жадность;
  • вредность;
  • ревность;
  • необоснованная агрессия: могут кусаться, царапаться, драться.

7 лет:

  • не слушаются;
  • хотят быть взрослыми: подражают кому-то из старших, отказываются играть с теми, кто младше;
  • не воспринимают критику;
  • осознанно обижают окружающих.

Подростковый кризис:

  • враждебность, конфликтность;
  • грубые нарушения дисциплины, правил, запретов;
  • стремление к одиночеству и изоляции, замена реального общения виртуальным;
  • вспыльчивость, импульсивность;
  • снижение успеваемости в школе;
  • повышенная чувствительность к критике.

Есть и общие моменты для всех возрастных скачков: непослушание, протесты и даже бунты против рамок и ограничений, закрытость, потеря авторитета взрослых и доверия к ним, резкая смена настроения, раздражительность, агрессия.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий