Поиск

Лечение детских неврозов

Особенности разных видов неврозов

Симптомы помогают определить конкретный вид отклонения. Неврозы у детей бывают нескольких видов, каждый из которых имеет свои особенности:

  1. Тревожный тип заболевания чаще всего проявляет себя перед засыпанием в одиночестве. Патология может быть вызвана видениями. Наиболее часто эта разновидность возникает у дошкольников, когда из-за незрелости психики ребенка мучают страхи темноты, боязнь героев сказок или ранее просмотренных фильмов. Аккумулируют опасения малыша взрослые, пугая неслуха Бабой Ягой, Лешим и другой нечистью. Младшие школьники чаще всего подвергаются тревожными отклонениями из-за боязни не соответствовать требованиям. Они пугаются плохих оценок, проблем с обучением. Часто невроз становится причиной пропусков учебы. Симптомы этого типа реакции: изменение поведения, нежелание оставаться в одиночестве, недержание мочи. Подвержены этой патологии чувствительные дети, которые до школы не посещали детские коллективы.
  2. Невроз навязчивых состояний у детей характеризуется стрессовыми патологическими действиями. Это очень устойчивая форма, которая может давать о себе знать во взрослом возрасте при помощи нервных тиков и навязчивых действий. Чаще всего в основе лежат фобии: замкнутого пространства, грозы, публичных выступлений и прочие. Человек в момент стресса начинает кусать ногти, накручивать волосы на пальцы, притопывать ногой, моргать, шмыгать носом, раскачивать туловище или производить другие действия. Также первопричиной может стать болезнь. Например, при близорукости дети начинают щуриться в момент стресса, при частых простудах покашливать или шмыгать носом. Запустить процесс навязчивого состояния могут мысли противоречащие нормам морали или воспитания. Не редко симптомы компульсивной патологии проявляются в подростковом возрасте. 
  3. Ипохондрия характерна для часто болеющих детей. Они постоянно выискивают у себя симптомы заболеваний и жалуются взрослым.
  4. В период полового созревания может проявить себя депрессивная невротическая реакция. Ребенок начинает сторониться сверстников, плачет, худеет, тихо и невыразительно говорит, редко улыбается. Это очень опасный вид, который требует обязательно корректировки. Причиной обычно становится низкая самооценка, неудачи.
  5. Истерический невроз у детей случается в моменты расхождения желаемого с действительным. Не редко таких малышей называют избалованными. В момент приступов они могут нанести себе вред, так как перестают чувствовать боль и бьются об твердые поверхности.
  6. Логоневроз или заикание не редко обнаруживается у мальчиков до 5 лет. Причиной его является острая психотравма, испуг, страх, чрезмерно активное занятие родителями развитием речи, учебные перегрузки.
  7. Неврастения у детей также становится следствием учебных перегрузок. При ней школьник начинает плохо спать и есть, становится вялым. Главный принцип лечения – сокращение дополнительных занятий.
  8. Нервная анорексия встречается не только у взрослых. В жизни практически каждого ребенка наступает период избирательности к пище. Он случается по многим причинам: совпадение момента кормления с семейными ссорами, насильное кормление, слишком большие порции. При этом дети начинают избирательно относится к пище, плохо пережевывают ее, капризничают за столом, плачут, устраивают истерики, резко меняют свое настроение. У подростков анорексия более устойчива, она подстегивается желанием походить на похудевшего кумира или стать привлекательнее. В возрасте 14-15 лет к ней склонны девочки.
  9. Лунатизм или сомнамбулизм связаны с особенностями работы нервной системы. Обычно возникают при эмоциональных или физических перегрузках. Чаще всего их можно заметить у дошкольников в возрасте 4-5 лет. На утро кроха не будет помнить, что говорили или ходил во вне. Во взрослом возрасте эта патология даже после лечения может проявляться в моменты стресса.

Недержание мочи и кала выделяют в отдельные виды невротических реакций. Они требуют более тщательного лечения, так как могут стать причиной новых страхов, стеснения и заболеваний. Обычно к недержаниям разного вида приводят наследственные предрасположенности и хронические заболевания. Иногда они сами становятся симптомами фобий и страхов.

Неврастения: в чем суть

В такой форме невроз у ребенка проявляется раздражительностью, слабостью. Малыш склонен плакать, при малейшем поводе возможно состояние аффекта, бурное выражение эмоций, после чего наступает период раскаяния. Иногда ребенок вялый, пассивен, но такие периоды сменяются беспокойством, двигательной активностью. Довольно часты смены настроения, высока вероятность депрессионного состояния. Многие дети страдают от недостатка внимательности, быстро устают. Работоспособность при неврастении понижена, а по утрам болит голова. Свойственна головная боль и перенапряжению – психическому, умственному, усталости в целом. Нередко головные боли постоянные, словно бы сжимают голову.

Дети школьного периода, подросткового возраста и старше при неврастении склонны к ипохондрии, считают болезнь неизлечимой и очень тяжелой. Нередко течение усложняется проблемами со сном: сложно уснуть, сам отдых неглубокий, часты кошмары, больной постоянно просыпается. Неврастения в достаточно большом проценте случаев сопровождается ночными страхами. Чаще всего они связаны с пережитым днем. Возможны вегетативные нарушения – дрожь, бледность, краснота кожных покровов, нарушение ритма биения сердца.

Это важно

СДВГ (синдром дефицита внимания, гиперактивности) – психическая патология, относительно которой официальная медицина пока не выработала единой позиции. В то время как одни специалисты с уверенностью диагностируют заболевание и выписывают препараты для его устранения, другие отрицают сам факт существования такой проблемы, объясняя все проявления индивидуальными личностными особенностями, то есть отрицают патологическую природу. Подобные споры ведутся уже не первое десятилетие по всему миру, в полемику вступают самые видные деятели психиатрического сообщества, но окончательного решения сформулировать пока так и не удалось.

Есть все шансы, что один доктор диагностирует у ребенка СДВГ и предположит повышенный риск развития нервных патологий, а для профилактики неврозов у детей выпишет сильнодействующий препарат, в то время как иной специалист сформулирует заключение как полное отсутствие нарушений психического здоровья. В некоторой степени оба будут правы, но одновременно с этим оба ошибаются.

Диагностика и лечение детских неврозов

Поскольку потребности и проблемы юных пациентов существенно отличаются от таковых у взрослых людей, диагностика детских неврозов также имеет свои особенности. Ребенок не всегда может внятно объяснить, что с ним происходит, чего он боится и чего именно ему не хватает. Поэтому беседы с доктором не могут быть основным методом для постановки правильного диагноза.

Первое, что необходимо сделать родителям в тех случаях, когда у их чада выявляются признаки невротического расстройства – это всесторонне обследовать ребенка. Зачастую то, что окружающие принимают за невроз, может быть симптомом соматического заболевания, гормональной недостаточности, мозговых нарушений и так далее. Если при обследовании выявляются какие-то проблемы, то в первую очередь необходимо заняться лечением обнаруженного заболевания.

В то же время нелеченный невроз может стать причиной серьезных проблем со здоровьем в будущем. Например, если мальчик писается в кровать до пяти лет, избавиться от этой привычки будет очень сложно в более взрослом возрасте, а значит, не удастся избежать насмешек сверстников, которые в итоге могут привести от энуреза уже к депрессии.

Диагностика невроза у детей подразумевает тщательный сбор семейного анамнеза, выяснение условий жизни и развития ребенка, ситуации в родительской семье. Также будут учитываться перенесенные серьезные заболевания и возможные психологические потрясения. Всю эту информацию врач получит от родителей. А с самим ребенком будет работать при помощи игровых методов, арт-терапии, сказкотерапии и так далее, поскольку такой подход позволяет легко «разговорить» маленького пациента, который в игре сможет выразить свои переживания и потребности.

Итак, диагноз установлен, и перед родителями встает новый вопрос: «как лечить невроз у ребенка?». Можно сразу сказать, что для полного возвращения юного больного к нормальной жизни потребуется довольно значительное время и согласованная работа врача и родителей.

Стоит помнить, что внимательные родители не только узнают у врача, как лечить детский невроз, но и сами должны принять активное участие в процессе психотерапии. Поскольку невротические расстройства – заболевание «семейное», зачастую помощь психотерапевта или даже прием медикаментов может потребоваться и кому-то из родителей. Причины детских неврозов почти всегда идут из семьи, и если старшее поколение меняет привычные схемы поведения, то и ребенок автоматически перенимает новые «правила жизни», становясь более уверенным в себе.

Как уже было сказано, основным методом лечения является регулярная и долговременная психотерапия под руководством грамотного врача

Но в то же время важно обеспечить маленькому пациенту комфортную обстановку дома, ограничить время, проводимое за компьютером (который сильно «раскачивает» нервную систему даже у взрослых). Творческие занятия, четкий режим дня, отдых на свежем воздухе, общение с друзьями и членами семьи, дозирование учебной нагрузки играют важную роль в лечении невроза у детей

Симптомы при таком подходе быстро пойдут на спад даже без применения специальных препаратов.

Почему при неврозах у детей нужно в первую очередь работать с родителями – рассказывает психолог Вероника Степанова.

Эти же советы будут актуальны и для профилактики неврозов у детей – даже если врач скажет, что ваш ребенок полностью здоров, старайтесь по-прежнему выполнять все рекомендации, чтобы расстройство не вернулось с новой силой.

Общая симптоматика

Если в вашей семье произошла ситуация, являющаяся фактором риска, стоит обратить внимание на симптомы и лечение этой патологии. У малыша можно заметить следующие признаки невроза:

  • изменение черт характера и поведения;
  • проявление агрессии или отчаяния;
  • ранимость, повышенная тревожность;
  • слезы, истерики без причины.

Проявления стресса и невротических отклонений могут проявляться физически:

изменение уровня артериального давления;
тахикардия;
расстройства пищеварения в моменты стрессов;
невозможность длительно концентрировать внимание;
ухудшение памяти; 

чрезмерная потливость;
нарушения дыхательной функции;
острые реакции на раздражители (вздрагивания, плач);
тревожность во сне, проблемы с пробуждением утром.

Симптоматика невроза у детей зачастую принимается за небольшой испуг или кратковременное расстройство из-за иных внешних факторов. Чтобы точно определить детский невроз, необходимо показать малыша врачу. Предварительно проанализируйте его поведение, чтобы специалист получил более полную картину недуга.

Особенности невроза у детей

Неврозы у детей — группа заболеваний с не резко выраженными нарушениями психической деятельности, возникновение, течение, компенсация и декомпенсация которых определяются преимущественно психогенными факторами. Невротический срыв может быть у любого ребенка, однако его характер и форма тесно связаны с индивидуальными предрасположенностями и особенностями характера и формирования личности ребенка. Длительное стрессовое воздействие на «благодатной» почве, с наличием еще не окрепшей нервной системой формируют нарушение высшей нервной деятельности у детей различной возрастной группы. Перенапряжение нервных процессов в корковых структурах больших полушарий мозга, под действием неадекватных по силе или длительности внешних раздражителей, формирует различные детские неврозы.

Причины детских неврозов

Современные исследования и достижения в области психологии и психиатрии позволяют с уверенностью сказать, что детство является определяющим в развитии, как здоровья, так и болезни.

Поэтому наша задача, как взрослых, помочь нашим детям, быть внимательными к ним.

Вовремя полученная компетентная консультация врача позволяет распознать детский невроз на ранней стадии и обеспечить психическое здоровье ребенку на многие годы..

Не случайно говорят, что легче предотвратить, чем лечить невроз. В противном случае, последствия могут усугублять болезнь, искажать развитие и требуют длительного и кропотливого лечения.

Возникновение детских неврозов

В основе развития детских неврозов лежат нарушения высшей нервной деятельности в виде срыва работы головного мозга, который сопровождается различными болезненными переживаниями. Они имеют обратимый характер независимо от их длительности и интенсивности.
Как правило, детские неврозы возникают психогенно, на органическо-неполноценной базе в виде последствий минимальной мозговой дисфункции (ММД) или перенатальной энцефаллопатии (ПЭП), которые компенсируются с взрослением.
В клинической картине неврозов преобладают эмоциональные, соматовегетативные расстройства, истощаемость, раздражительная слабость с утомляемость и медленным восстановлением сил.
Возникновение неврозов многофакторно, основанная на комплексной роли биологических (наследственность, конституциональные особенности, протекание беременности и родов), психологических (личностные, характерологические, психотравмирующие ситуации их актуальность и длительность) и социальные (родительская семья, условия воспитания и т.д.) факторов.
При детских неврозах большое значение имеет влияние среды: это и детско-родительские отношения, и климат в семье, и климат в школьном или детском коллективе

Невроз у детей может возникнуть из-за наследственных причин или психотравмирующих ситуаций (внезапная смерть близкого человека, конфликтная обстановка в семье, в детском саду, школе и т.д.).

Методы психотерапевтического лечения

Лучшим способом лечения любых видов неврозов является психотерапия. Она может быть нескольких видов.

Несколько этапов работы со всей семьей. Начинается все с обследования и совместного обсуждения проблем. На приеме должны присутствовать взрослые вместе с ребенком. После того как специалист выяснит причины невротического расстройства, он назначается совместные занятия для терапии. Они являются завершающим этапом работы со всей семьей.

При сложных расстройствах или при определенных причинах проводятся индивидуальные занятия по методикам:

  • разъясняющим;
  • игровым;
  • арт-терапии;
  • аутогенных тренировок;
  • внушения (суггестивной терапии);
  • гипнотического воздействия (только при сложных случаях).

Специалист подбирает наиболее подходящий метод воздействия, исходя из особенностей малыша. Для дошкольников чаще всего используют арт-терапию и игровые методы. Для школьников подходят разъясняющие и прочие методики. Чем старше ребенок, тем сложнее будут построены занятия.

При особых случаях невротических патологий предполагается использовать групповую терапию. Показаниями к ней может быть: эгоцентричность, завышенные требования к себе, трудности в общении со сверстниками (подходит для робких, застенчивых, мнительных, стеснительных и скромных малышей), сложные семейные конфликты. Длительность одного группового сеанса у дошкольников должна быть не менее 45 минут, а у более взрослых чад до 90 минут. При прохождении курса малышам предлагают поиграть, заняться совместным творчеством, разобрать сложные ситуации.

Многие родители отказываются от групповых тренингов, что совершенно напрасно. Они помогают раскрыть характеры каждого ребенка, научить их общаться, снять комплексы и стеснение при нахождении в окружении других людей. Этот метод хорошо лечит неврозы и имеет высокую доказанную эффективность.

Диагностика заболевания

Для установления правильного диагноза следует обратиться за консультацией к специалисту (психотерапевту или психологу).

Диагностика состоит из нескольких последовательных этапов:

  • опрос близких родственников, участвующих в процессе воспитания, для выяснения психологической обстановки, анализа взаимоотношений, анализа отношений пациента со сверстниками и другими людьми;
  • в процессе игры или других отвлекающих занятий детям задаются ранее подготовленные вопросы;
  • наблюдение за поведением пациента во время спонтанной игры, анализ его рисунков;
  • обследование родителей или других близких родственников, задействованных в воспитательном процессе, анализ ошибок в их поведении;
  • назначение обследований пациенту (допплерография сосудов мозга, электроэнцефалограмма, компьютерная томография);
  • разработка психотерапии.

Медикаментозная коррекция

Медикаментозная терапия в лечении неврозов имеет второстепенное значение, при этом она воздействует на те или иные симптомы. Препараты снимают напряжение, излишнюю возбудимость или депрессию, уменьшают проявления астении. Лекарства обычно предваряет психотерапию, но возможно и комплексное лечение, когда психотерапия проводится совместно с физиотерапией и медикаментами

Особенно важно медикаментозное лечение неврозов на фоне энцефалопатии, астении, невропатии:

  • общеукрепляющие препараты — витамин С, группы В
  • дегидратационная фитотерапия — мочегонные сборы, почечный чай
  • ноотропные препараты — ноотропил, пирацетам
  • препараты, уменьшающие астению — в зависимости от причина и типа подберет врач
  • фитотерапия (см. успокоительные средства для детей), настойки из лекарственных трав могут назначаться длительностью до полутора месяцев. Большинство препаратов оказывает седативный эффект – пустырник, валериана.

При астенических проявлениях рекомендуется тонизирующее и общеукрепляющее лечение: препараты кальция, витамины, настойка китайского лимонника или заманихи, липоцербин, ноотропные (ноотропил, пантогам).

При субдепрессивных проявлениях могут быть показаны настойки женьшеня, аралии, элеутерококка.

При раздражительности и слабости хорошим эффектом обладают микстура Павлова и настойки пустырника и валерианы, применяют хвойные ванны, физиотерапию в виде электрофореза с препаратами кальция и магния, электросон.

С антидепрессантами и транквилизаторами будет сложнее, они могут затруднять психотерапию. Их применяют при гиперактивности и расторможенности исходя из особенностей ребенка и диагноза:

  • гиперстенический синдром – препараты с седативным действием (эуноктин, элениум)
  • при гипостении – препараты транквилизаторов с активирующим эффектом (триоксазин или седуксен).
  • при подпороговых депрессиях могут назначаться маленькие дозы антидепрессантов: амитриптилин, мелипрамин.
  • при сильной возбудимости может применяться сонопакс.

Все препараты назначаются исключительно врачом, и применяются строго под его контролем.

Что такое детский невроз и почему он возникает

У малышей до трех лет невротическое расстройство возникает по физиологическим причинам, а позднее, по море взросления ребёнка, подключаются и психологический факторы. Причины неврозов у детей младшего возраста могут быть:

  • Гипоксия плода во время беременности, возникшая в результате тяжелого протекания беременности или наличия других хронических заболеваний будущей мамы;
  • Поражение центральной нервной системы младенца во время родов;
  • Частые болезни малыша в младенческом возрасте, пониженный иммунитет.

Психологическое расстройство у детей после трех лет возникает под влиянием не только физиологических причин, но и психологических:

  • Неблагоприятная обстановка в семье, частые скандалы и ссоры родителей. По статистике, развод родителей является одним из главных факторов возникновения детского невроза;
  • Долгое и тяжелое привыкание к детскому саду.

Психологи утверждают, что невротическое состояние чаще всего возникает у детей, с определенными особенностями психологического состояния:

  • Гиперчувствительность и эмоциональность. Такие дети слишком тяжело переносят расставание с мамой даже на короткий период.
  • Беззащитность.
  • Склонность к страхам и беспокойствам.
  • Замкнутость. Все обиды и переживания малыш прячет глубоко внутри себя, не выплескивая эмоции наружу.
  • Впечатлительность.
  • Потребность самоутвердиться.

Дети именно с такими особенностям характера более подвержены психологическим расстройствам.

Неврозы у детей и подростов возникают аналогичным способом: на основе психоэмоциональных и физиологических факторов. Физиологические причины у подростков следующие: тяжелые роды, хронические заболевания нервной системы, низкий иммунитет. А вот психологические причины невроза у подростка зависит от возрастной группы, в котором он пребывает.

Первый возрастной кризис у ребенка наступает примерно в три года, когда маленькая личность начинает себя осознавать, как отдельного человека, со своими потребностями и желаниями. Также в этом возрасте дети обычно начинают посещать детский сад, что является своеобразным эмоциональным испытанием. По данным статистики, именно на этот период жизни ребенка чаще всего выпадает развод родителей

В возрасте трех лет ребенок наиболее уязвим, и ему как никогда требуется забота и внимание родителей

Неврозы у детей и подростков после двенадцати лет в основном возникают на фоне гормонального перестроения организма. Постоянные смены настроения, конфликты с окружающими, депрессии – наиболее частые признаки этого возраста.

Таким образом, невроз у детей может возникнуть под влиянием следующих факторов:

  • Нежелание взрослых находить компромисс в общении с подрастающим поколением;
  • Избыток или дефицит внимания со стороны родителей;
  • Сложная семейная обстановка;
  • Навязывание взрослыми своей модели поведения, чрезмерная опека;
  • Запугивание в детском возрасте сказочными героями;
  • Отсутствие полноценного отдыха;
  • Проживание в плохих жилищных условиях;
  • Круглосуточная занятость родителей, воспитание посторонними людьми;
  • Неполная семья;
  • Хронические заболевания, в том числе и нервной системы;
  • Генетическая предрасположенность к неврастении;
  • Умственные и физические перенапряжения, недосыпание.

Что это такое

Неврозы (или, иначе говоря, невротические расстройства) — совокупность психических отклонений, которым свойственно хроническое течение.

Если не начать лечение невроза, состояние пациента будет усугубляться, могут возникать другие психические заболевания, такие как депрессия, обсессивно-компульсивное расстройство, тревожное расстройство.

При этом невротические расстройства достаточно хорошо поддаются лечению.

Чаще всего неврозы развиваются под влиянием хронического стресса либо острой стрессовой ситуации. Они могут возникать у людей любого возраста, даже у маленьких детей.

Важно не путать невротические расстройства с неврологическими. Неврологические расстройства — это болезни, связанные с нервной системой в целом, той самой системой, благодаря которой все структуры организма работают слаженно и точно

Разновидностей неврологических расстройств огромное количество. К ним относятся, к примеру, болезнь Паркинсона, Альцгеймера, инсульт, эпилепсия. При некоторых неврологических заболеваниях развиваются и болезни психики, к которым относятся невротические расстройства.

В детском возрасте часто встречается неврастения — заболевание, относящееся к невротическим расстройствам, для которого характерны повышенная степень утомляемости, неспособность долгое время заниматься физическим и умственным трудом, апатичность, чувство слабости. Другое название неврастении — астено-невротический синдром.

Наиболее высока вероятность развития неврастении у детей в тех случаях, когда в их жизни есть факторы, вызывающие регулярное умственное переутомление (большое количество кружков, секций, чрезмерная нагрузка в школе, слишком высокие требования родителей).

Также существует заболевание, которое называется «синдром ранней детской невропатии» и относится как к психическим, так и к неврологическим болезням.

У детей, имеющих такое заболевание, наблюдаются неустойчивость настроения, чрезмерная чувствительность к звукам, освещению, какому-либо физическому дискомфорту, тревожность, слезливость.

При неврозах обычно наблюдаются различные невротические реакции, и у детей они могут быть выражены сильнее, чем у взрослых, страдающих сходными расстройстами.

К невротическим реакциям относятся такие патологические состояния, как заикание, нервные тики, недержание мочи, кала.

При определенных органических нарушениях у ребенка могут возникать симптомы, свойственные невротическим расстройствам (например, при болезнях сердца и сосудов, при бронхиальной астме, травматических и инфекционных повреждениях мозга, гормональных отклонениях).

Психическое состояние ребенка нормализуется, если органическое заболевание было взято под контроль. Такие «псевдоневротические» расстройства называются неврозоподобным синдромом.

Поэтому родителям, заметившим у ребенка признаки невроза, необходимо как можно раньше обратиться к доктору, поскольку под маской невротического расстройства могут скрываться более серьезные патологии.

Виды неврозов

В медицине принято подразделять невроз на несколько видов и каждый из них характеризуется особыми чертами и своими особенностями.

  1. Невроз навязчивых движений. При таком виде невроза подростку свойственны движения (тики, сокращения мышц) под действием дискомфорта, который возникает в моменты переживания. За детьми замечены следующие проявления: грызет ногти, кусает кожу губ, дергает конечностями, то есть любые бесконтрольные движения. Такие действия повторяются на протяжении длительного времени, иногда утихают, а иногда возобновляются в более тяжелой форме.
  2. Истерический невроз. Характеризуется появлением истерик, сильного плача, криков, так же тремор или дрожание конечностей, энурез, заикание, боли головы, невралгия. Подростком такая клиническая картина контролируется плохо, он не в силах сдерживать эмоции и любые действия становятся беспокойными и агрессивными.
  3. Невроз страха. Ни для кого не секрет, что проявление страха в период детского развития – это весьма популярное проявление невроза. Стрессы и депрессии, которые могут возникать дают толчок к тому, что ребенку становится страшно в том или ином месте, ситуации или жизненном процессе. Появляется внутренняя боязнь. Остальные симптомы слегка погашаются, на передний план выходит страх. Обычно, в таких ситуация груз ложиться на плечи родителей. Они должны поддерживать и направлять, помочь справиться с неприятным явлением. Дети дошкольного и школьного возраста бояться новых знакомств и нового круга общения, поэтому в первую очередь играет приспособленность и адаптация.
  4. Депрессивный невроз. Основной симптом – это желание побыть одному. Встречается он после 10 лет. Постепенно у человека сужается круг общения, он становится замкнутым, мало разговаривает, перестает интересоваться чем-то у близких людей. Сопровождаться такое состояние может истериками, плачем, нестабильностью в эмоциях, заторможенностью. В детском возрасте это чревато серьезными последствиями, например, потерей интереса к жизни.
  5. Детская неврастения. В таком случае детям ставят диагноз – вегето-сосудистая дистония. Апатия, проблемы с желудочно-кишечным трактом, потеря концентрации, резкие изменения в эмоциях – вот основные симптомы.
  6. Ипохондрия. Она часто затрагивает уже людей в возрасте, но и детский организм не застрахован. Проявляется в основном в выдуманных болезнях, поиске информации о них и симптомов у себя.

Невроз – это довольно широкая болезнь в медицине. Симптоматика разных видов невроза похожая, один и тот же симптом может встречаться в нескольких видов сразу.

Виды неврозных состояний

Какие формы невроза у детей любого возраста существуют? Рассмотрим основные виды заболевания.

Истерия

Истерический невроз характеризуется неустойчивостью настроения и эгоцентризмом. Дети младшего возраста могут показывать аффективно-респираторные припадки, то есть задерживать дыхание. Делать это они могут очень правдоподобно. Это часто проявляются при системе воспитания «кумир семьи». Припадки характеризуются театральностью, эмоциональными перепадами. У школьника, например, в восемь-девять лет, истерия может принимать характер соматической болезни. Могут быть жалобы на головную боль, спазмы желудка.

Неврастения

Неврастенические проявления характеризуются депрессивными признаками, их не спутаешь с истерическими приступами. Так, у малыша трех лет присутствует потребность спать длительное время, он не интересуется игрушками, не радуется подаркам и сладостям. В старшем возрасте, например, в 13 лет, подросток жалуется на боли в сердце и желудке, ему кажется, что он неизлечимо болен. Основные признаки неврастении – нарушения, связанные со сном.

Невроз навязчивых состояний

Особенности неврозов у детей этого вида – страхи, под которыми нет реальных причин. Например, малыш четырех-пяти лет боится пауков, их представителей в любой форме. Подросток старшего возраста уже боится сложных вещей. Это может быть конец света, который объявили псевдоученые или их последователи.

Основное проявление невроза навязчивых состояний – различные повторяющиеся движения. У каждого страдающего ребенка они индивидуальны. Это может быть потирание рук или их постоянное скрещение. Малыш шмыгает носом, покашливает, чешет затылок

Если обратить его внимание на эту особенность, то он не сможет контролировать движения. Не делать и не повторять навязчивости очень сложно, так как не устранена причина

Если невротическая личность перестала, к примеру, передергивать плечами, то навязчивость может перерасти в другое действие.

Любое волнение или тревога усугубляют темп навязчивых движений. Тики и заикание входят в группу навязчивых проявлений.

Энурез

Иногда энурез бывает единственным признаком невроза. Его следует относить к болезни, если он возникает под влиянием травмирующих ситуаций и их последствий. Если лечение отсутствует, то уже подросток, переживающий такую проблему, может страдать озлобленностью, ранимостью и замкнутостью.

Пищевой невроз

Данные невроз проявляется тем, что ребенок отказывается от пищи, его часто рвет. Пищевой невроз может возникнуть как у грудных детей, так и у подростков. Основные последствия отказа от еды – проблемы со здоровьем, нехватка витаминов, анорексия.

В большинстве случаев виновниками подобного состояния являются родители. Основная причина – насильственное кормление. Это формирует отвращение к продуктам, ритуалу еды. Но дети могут отказываться от пищи и по причине конфликтов в семье. Отсутствие аппетита может сигнализировать о внутренних переживаниях и проблемах.

Проблема: как проявляется

Конечно, сам малыш не может рассказать, что ему нужно лечение невроза. У детей такое состояние могут заметить лишь старшие

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на ребенка и обратиться за квалифицированной помощью, а также исключить факторы, ставшие причиной такого нарушения. Ключевое явление, провоцирующее нарушение психики – противостояние личности и мира, окружающего ее

Это приводит к истерии, представляет собой мощный фундамент для психологического конфликта. Как правило, ребенок отличается завышенным уровнем притязаний, в то время как окружающее пространство не в силах удовлетворить такие запросы.

Известно, что неврозы у детей и подростков часто сопровождаются склонностью к усилиям сверх меры, хотя такие значительно выше, нежели реальные возможности конкретного человека. Из числа частых причин, провоцирующих такое состояние, особенно нужно отметить родительское влияние. Старшие стимулируют детей на новые и новые свершения, призывают добиваться успеха, совершенно не учитывая, как велики возможности конкретной личности, насколько сильно чадо. Долг и собственные желания вступают в конфликт, что приводит к психическим расстройствам. Нередко в тяжелой ситуации оказываются детишки, чьи индивидуальные стремления идут вразрез с преподаваемыми им нормами морали. Немалое значение имеют и личные привязанности конкретного индивидуума.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий