Поиск

Активизация словаря детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи

Причины возникновения

Возникновение общего недоразвития речи 3 уровня может быть связано с различными причинами, которые имеют либо биологическое, либо социальное происхождение. Время воздействия биологических факторов может происходить в любой период жизни малыша − от внутриутробного периода до поступления на обучение в школу. Социальные причины, как правило, влияют на формирование речевых навыков в первые годы жизни.

К биологическим факторам относят большое количество состояний, сопровождающихся повреждением головного мозга, приводящих к изменению речевой артикуляции и восприятия речи на слух. К ним относятся родовые травмы, перинатальная энцефалопатия, черепно-мозговые травмы, нарушенное течение беременности в результате токсикоза или вредных привычек. При обследовании у логопеда, дошкольнику могут быть выставлены различные клинические диагнозы: дизартрия, афазия, заикание и др.

ОНР 3 уровня формируется и при неблагополучном окружении ребенка в семье. Частые стрессовые ситуации, низкий уровень социальных контактов с родителями и другими детьми, низкий уровень внимания воспитателей в детском саду, а также неграмотность речи окружающих, приводят к речевым дефектам и замедляют психическое развитие. Подобная ситуация может возникнуть при многоязычном окружении и при дефиците общения дома, например, если оба родителя глухонемые.

В каждом случае общего недоразвития речи причины носят индивидуальный характер. Следует отметить, что исправить речевые дефекты можно только при нормализации окружения ребенка и на активных логопедических занятиях.

Комплексное коррекционное воздействие

Педагогический подход к исправлению ОНР — процесс непростой, здесь требуется структурное, специальное выполнение поставленных задач. Наиболее эффективно проводится работа в специализированных учреждениях, где работают квалифицированные педагоги. Если, кроме ОНР, установлен диагноз «дизартрия», терапия строится с учетом всех патологий. К коррекционному воздействию может добавляться медикаментозное лечение. Здесь участие должен принимать невролог. Специальные учреждения, центры своей целью ставят исправление недостатков развития интеллектуальных функций и коррекцию недостатков коммуникативных навыков.

Диагностические мероприятия

Для постановки точного диагноза и выявления причин развития речевого недоразвития, обследование ребенка проводят в три этапа. Вначале с детьми работает врач-педиатр и невролог, которые проводят физикальный осмотр и исследуют функции головного мозга с помощью дополнительных методов исследования: электроэнцефалографии, магнитно-резонансной томографии и др.

На втором этапе обследования диагностикой занимается детский психолог. Его задача − оценить степень развития когнитивных и психических навыков, дать характеристику личности ребенка. Третий этап диагностики проходит у логопеда, который исследует различные стороны речевых навыков: лексико-грамматические, фонетические, фонематические, слоговую структуру и связность речи.

Логопедическое исследование является наиболее важным, если в заключении врачей и психолога не выявлено возможных органических причин развития ОНР. В процессе обследования специалисты должны установить конкретную степень нарушения развития речи для подбора эффективного лечения.

Речь при ОНР 3 уровня

Характеристика речи детей с ОНР 3 уровня:

Пассивный, активный словарь: бедность, неточность запаса. Ребенок не владеет названием слов, которые выходят за рамки ежедневного общения: не может назвать части тела, название животных, профессий, действий, с которыми они связаны. Есть трудности при подборе однокоренных слов, антонимов, синонимов. Пассивный словарный запас намного выше активного.

Грамматический строй: логопедическая характеристика ребенка с ОНР 3 уровня указывает на то, что при образовании слов, их согласовании с другими частями речи наблюдаются аграмматизмы. Ребенок ошибается при подборе множественного числа существительного. Наблюдаются нарушения при образовании слов, которые выходят из рамок повседневной речи. Словообразовательные навыки с трудом переносятся на новую речь. Используются в изложении в основном простые предложения.

Связная речь: прослеживаются трудности в развернутых высказываниях, языковом оформлении. Последовательность в рассказе нарушена, есть смысловые пропуски в сюжетной линии. В тексте нарушаются временные и причинно-следственные связи.

Дети дошкольного возраста с ОНР 3 уровня характеристику в 7 лет получают от логопеда, который проводит с ними занятия. Если результаты занятий с логопедом не приносят должного результата, необходимо обратитЬся за консультацией к неврологу.

Детальная характеристика ОНР 1 степени

Ребенок с данным диагнозом крайне ограничен в средствах общения. В активном словарном запасе можно выделить лишь небольшое количество слов, которые употребляются в обиходе, при этом произношение каждого происходит нечетко. К таким фразам также могут добавляться различные звукоподражания или обычные звуки.

Дети в большинстве случаев в общении используют свою мимику и жесты, не разделяя комплексы для описания качеств, действий или предметов. Чаще всего детский лепет расценивается однословным предложением, которые повторяется многократно.

Ребенок не дифференцирует обозначения предмета и действия. То есть любое действие, он может охарактеризовать предметом, например, глагол открывать заменяется словом дверь, которое чаще всего произносится нечетко. Такой же эффект наблюдается и в обратном, то есть предмет заменяется действием. Самым распространенным примером считается замена слова «кровать» на глагол «пат» (спать). Из-за скудного словарного запаса одно слово может быть многозначным.

Речь таких детей полностью лишена флексий, в результате чего все слова употребляются лишь в корневой форме. Каждый лепетной элемент сопровождается активной жестикуляцией в качестве дополнительной поддержки в пояснении.

При отсутствии ориентирующих признаков ребенок не сможет отличить множественную и единственную формы существительного, а также прошедшее время глагола или мужской и женский род. У большинства детей наблюдается полное отсутствие понимания предлогов.

Характеристика слухоречевой стороны при ОНР 1 уровня заключается в фонетической неопределенности. При воспроизведении звуков наблюдается диффузный характер, что объясняется недостаточно развитой артикуляцией, а также низкой способностью к звуковому распознанию. Чаще всего дефектные звуки доминирует над верным произношением.
При ОНР 1 уровня дети не могут различать и воспринимать слоговую структуру.

Методика обследования

Любые речевые дефекты диагностируются на приеме у логопеда, в результате которого происходит выявление речевого навыка ребенка, определяется уровень психического развития.

Важным этапом считается проведение анализа для установки взаимного содействия между звуковой стороной речи, лексическим запасом и грамматическим строем. В результате чего можно выделить три этапаизучения:

  • ориентировочный, или первый этап, в результате которого происходит заполнение карты ребенка с родительских слов, изучается документация и проводится беседа с малышом;
  • при втором этапе обследования проводится диагностика языковой системы, ее составляющих, в результате чего составляется заключение от логопеда;
  • на третьем этапе логопед производит наблюдение в динамике, например, в процессе обучения.

При беседе родителей чаще всего удается собрать информацию о предречевых реакциях ребенка, например, о гулении, лепете. Появляется возможность узнать точный возраст формирования первых слов

При подозрении на развитие ОНР первого уровня важно выяснить наблюдается ли у ребенка формирование двухсловных или многословных предложений, насколько развита его общительность и стремление к контакту

При определении причины развития дефекта в звуковой стороне речи важно провести обследование артикуляционного аппарата, а также его моторики

Не менее важным является обследование общей и мелкой моторики, которое основывается на общем виде, осанке малыша, способности к самообслуживанию (например, логопед может попросить его застегнуть самостоятельно пуговицы или зашнуровать ботинки)

Также обращается внимание на ходьбу, бег, прыжки и прочие виды физической активности

Очень важно определить умеет ли малыш сохранять равновесие. В конечном итоге логопед проводит полное и всестороннее изучение поведения, которое в последующем обобщается в логопедическое заключение, на основе которого подпирается коррекционная работа и составляется маршрут терапии

В конечном итоге логопед проводит полное и всестороннее изучение поведения, которое в последующем обобщается в логопедическое заключение, на основе которого подпирается коррекционная работа и составляется маршрут терапии.

Рекомендации

Ведь если дошкольник посещает логопеда, занимается с ним, а дома не прикладывает никаких усилий к закреплению отработанных навыков, должного и нужного эффекта не будет или придется его ждать значительное количество времени. Многие родители считают, что если с ребенком занимается логопед или психолог, то этого вполне достаточно и им ничего не нужно делать. Это не так, все новые умения и достижения детей должны повторяться и совершенствоваться в привычных ситуациях, у них должна вырабатываться привычка произносить звуки или слова правильно.

Лечение ОНР

Коррекция звукопроизношения при ОНР начинается с посещения логопеда, который изучает данные обследования маленького пациента у педиатра, психолога, невролога и других специалистов, обстоятельно беседует с родителями о том, как развивается речь дошкольника.

В ходе последующей диагностики выявляется способность ребенка к связной речи, ее грамматическое состояние, звучание и лексический запас

И что важно — у детей с ОНР обязательным является диагностирование всех психических процессов, например, слухоречевой памяти

Далее врач составляет логопедическую характеристику, где подробно описывает состояние речевых функций ребенка, выносит заключение о степени ОНР и его клинической форме.

Логопедическая характеристика ребенка 5 лет с ОНР 3 уровня выглядит примерно так:

Степень выраженности речевого недоразвития определяет, какая коррекционная работа должна быть проведена.

Ее задачами являются:

При 1 уровне ОНР с детьми занимаются индивидуально или в небольших подгруппах из-за особенностей их психики. В силу того, что они могут не понимать речь в полном объеме, уроки проходят в игровой форме с участием сказочных персонажей.

Эти занятия расширяют кругозор, развивают самостоятельную речь на основе подражания, а также внимание, память, мышление. Звукопроизношение на этой стадии не столь важно, как правильное выстраивание словоформ, употребление предлогов и окончаний. Логопедические занятия с детьми 2 уровня ОНР развивают речевую активность: пополняют словарный запас, обучают правилам грамматики, а также корректируют звукопроизношение

Логопедические занятия с детьми 2 уровня ОНР развивают речевую активность: пополняют словарный запас, обучают правилам грамматики, а также корректируют звукопроизношение.

Дети овладевают навыками правильного употребления существительных в уменьшительно-ласкательной форме, координации различных частей речи между собой (зеленое яблоко, много яблок, два яблока; я стою, он стоит, они стоят). Работа над произношением исправляет ошибки при замене одних звуков другими, пропуске их и перестановке, а также улучшает звучание.

В коррекционной работе с детьми 3 уровня делается акцент на развитие навыка связной речи. Совершенствуются лексика, фонетика и грамматика.

Дети учатся определять оттенки основных цветов, образовывать прилагательные от существительных (хлебный, деревянный, лимонный), использовать в своей речи приставочные глаголы (пришел, зашел, ушел), обращать внимание на окончания в словосочетаниях. Словарный запас пополняется тематически, например, «одежда», «продукты питания», «игрушки» и т.д. Продолжается работа по улучшению звукопроизношения

4 уровень является заключительным этапом реабилитационных мер по восстановлению речевой функции, после которого речь ребенка уже соответствует норме, и он готов к обучению в школе. Все привитые навыки развиваются. Правила грамматики, лексики и фонетики активно используются при построении фраз и предложений.

Особое внимание уделяется употреблению синонимов (радостный — счастливый — веселый — задорный) и слов с переносным значением (золотые руки, каменное сердце, волчий аппетит), которые придают богатство речи. Дети переходят к освоению чтения и письма. Семьи, где уделяется много внимания общему, и в частности речевому, развитию ребенка, имеют все шансы избежать или уменьшить количество проблем с детской речью. А мамам в период беременности надо оберегать здоровье свое и будущего малыша

Семьи, где уделяется много внимания общему, и в частности речевому, развитию ребенка, имеют все шансы избежать или уменьшить количество проблем с детской речью. А мамам в период беременности надо оберегать здоровье свое и будущего малыша.

Лечение общего недоразвития речи

Главная цель лечения детей с ОНР – это развитие у них связной речи. Разработаны многочисленные методики, направленные на улучшение артикуляции, тренировку памяти, внимания, выработку правильных речевых навыков. Некоторые из них утверждены Министерством образования и рекомендованы к широкому использованию в дошкольных и школьных учреждениях.

Коррекционная программа для детей с ОНР Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В. предназначена для детей 5-7 лет и на сегодняшний день наиболее часто используется в детских садах. Она предусматривает два вида занятий: формирование связной речи у детей с ОНР и формирование произношения. Постепенно соотношение их меняется в сторону преобладания лексико-грамматических занятий, так как фонетика исправляется быстрее. В программе подробно прописаны упражнения для детей с ОНР в зависимости от степени нарушений и их особенностей. Занятия обязательно должны проводиться систематически, иначе результата от них не будет.

Программа для детей с ОНР Нищевой Н.В. также предназначена для дошкольных учреждений и предусматривает план коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет. Ее главные принципы – природосообразность и систематичность обучения с постепенным увеличением темпов и интенсивности, что позволяет обеспечить максимально эффективную и естественную коррекцию.

Логопедия имеет утвержденный набор документов, которые врачи используют в работе с детьми при ОНР. Например, на каждого ребенка с ОНР заполняется речевая карта, в которой фиксируются результаты первичного логопедического осмотра перед началом лечения и изменения показателей в динамике.

Важное значение, особенно при ОНР с дизартрическим компонентом, имеет логопедический массаж. Методику его выполнения в каждом случае подбирает врач, а делать массаж можно в домашних условиях

Частота выполнения массажа – 2-3 раза в неделю. Этого достаточно для достижения нужного эффекта, и такая частота не приводит к раздражению рецепторов языка.

Медикаментозная терапия при ОНР направлена на улучшение работы головного мозга. Назначаются препараты, стимулирующие мозговое кровообращение и трофику нервной ткани (ноотропил, фенибут, циннарезин, витамины группы В).

Прогноз при ОНР

Прогноз в отношении развития речи полностью зависит от степени расстройств и проводимого лечения. Общее недоразвитие речи 4 уровня (нерезко выраженное) достаточно легко корректируется, такие дети могут обучаться в обычных классах, не испытывая особых сложностей. Общее недоразвитие речи 3 уровня – показание для посещения логопедической группы и класса коррекции, так как у ребенка в обычной школе возникают сложности с социальной адаптацией и обучением. При активно проводимой коррекции прогноз при ОНР 3 степени может быть вполне благоприятным.

Обучение детей с общим недоразвитием речи 1-2 степени проводится в специальных учебных учреждениях, так как лечение и адаптация их требуют значительных усилий со стороны квалифицированных специалистов.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Разновидности нарушения

Клиническая симптоматика ОНР разнообразна, поэтому его классификация включает три категории:

неосложненная форма патологии наблюдается у малышей с недостаточностью моторики пальцев рук, слабым мышечным тонусом, проблемами с памятью и вниманием;
осложненный вид диагностируется у детей с неврологическими проблемами;
грубое недоразвитие выявляется при органических поражениях головного мозга, отвечающих за речь.

Периодизация: на каждой стадии к первоначальному расстройству присоединяются характерные вторичные признаки, они указывают на тяжесть заболевания. Обычно ОНР протекает на фоне иннервации речевого аппарата, неврологических расстройств, нарушении артикуляции, реже – заикания и гнусавости.

В логопедии принято классифицировать четыре стадии развития речи у дошкольников. Первый или неречевой уровень характеризуется недостаточным лексическим запасом. Обычно он включает несколько невнятно выговариваемых общепринятых слов и фонем, относящихся к звукоподражанию. Такой ребенок активно использует невербальные элементы – мимику и жесты. Понятия действий и предметов у таких пациентов неразделимы. Они произносят «кроватка» вместо «спать», «самолет» вместо «лететь».

Пассивный запас слов больше используемого. Однако ребенок не понимает грамматическое изменение слов, не различает единственное и множественное число, времена глаголов, разделение по родам.

Произносятся фонемы нечетко, что объясняется нарушением артикуляции и слабыми навыками понимания звуков на слух. Количество дефектно произносимых звуков в несколько раз превышает число правильных. Фонематическое восприятие отсутствует или слабо выражено.

На второй стадии активизируются речевые навыки. Лексический и грамматический запас увеличивается, хотя остается по-прежнему ограниченным, а произношение искаженным. Ребенок дифференцирует действия и предметы. Может составить рассказ по картинке, начинает употреблять местоимения и союзы.

Расстройство речи выражается в употреблении примитивных предложений из 2, реже 3-4 слов. Заметен ограниченный лексический запас. Дошкольник не знает названия посуды, предметов мебели, профессий, цветов, геометрических форм. Может подменять сложно произносимое слово простым синонимом.

В отличие от первого этапа дети разграничивают единственное и множественное число, род (мужской, средний или женский), времена глаголов. А вот согласование числительных или прилагательных по-прежнему отсутствует.

Ребенок может правильно произнести фонемы изолированно, но в спонтанной речи подменяет их другими звуками. Для второго уровня характерна перестановка слогов или замена их на подобные («какошка» – «картошка», «кофенька» – «конфетка», «морашка» – «ромашка»).

На третьем уровне дети говорят развернутыми фразами, но наблюдается фонетическое недоразвитие артикуляции. Основная характеристика данного этапа – недифференцированное произношение фонем. Они подменяются близкими по звучанию. Например, «коська» – «кошка», «сярь» – «царь», «сяйка» – «чайка». Ребенок может одну и ту же фонему произносить неодинаково в разных словах, правильно выговаривать фонемы изолированно, подменяя их другими в спонтанном разговоре.

Возможно расстройство ритмики: ребенок проговаривает не все слоги. Например, «пешок», а не «петушок», «новик», а не «снеговик». Возможна перестановка слогов в слове, как и на второй стадии. Наблюдается нехватка лексического запаса – ребенок использует минимум слов, обозначающих качественные характеристики, состояния. Дошкольник не может подобрать однокоренное слово или нужный синоним.

В произвольном разговоре используются примитивные предложения. Фиксируется аграмматизм – несогласование числительных и прилагательных с существительным, ошибки в роде, падеже или числе. Существуют сложности в использовании предлогов.

На четвертом уровне наблюдаются рудиментные нерезкие фонематические и лексико-грамматические дефекты произношения. Возникновение неярко выраженных расстройств выявляют во время специализированного изучения и при выполнении логопедических задач.

Фиксируются незначительные дефекты слоговой структуры слова. Обычно ребенок сокращает звук, но не пропускает слоги. Возможна перестановка фонем. В исключительных случаях наблюдается добавление несуществующих слогов.

Для четвертого этапа характерна вялая артикуляция, недостаточная четкость дикции. В результате чего речь становится «смазанной». Это свидетельствует о незавершенности процесса образования фонем.

Психолого-педагогическая характеристика детей с 1 уровнем речевого развития.

Отсутствие общеупотребительной речи.

Особенности дисонтогенеза: стойкое и длительное отсутствие у ребёнка подражания.

Характеристика речи:

  1. Полное или почти полное неумение пользоваться обычными речевыми средствами:
  • отдельное лепетное звукообразование, которое сопровождается мимикой и жестами («коко — петушок» , «дада- дай»).
  • звукокомплексы используются для обозначения лишь конкретных предметов и действий.

       2.При воспороизведении слов ребёнок сохраняет лишь корневую часть (» ку — кукла» , «гу- игрушка»).

       3.Характерна многозначность слов — полисемантизм. Одним и тем же словом ребёнок обозначает несколько предметов:

  • Названия предметов ( » биби- машина, самолёт, руль» ).
  • Названия признаков предметов и действий (» кока- кукарекает, клюёт» ,» око- открыть окно, закрыть окно»).

Всё это указывает на ограниченность словарного запаса данной категории детей , поэтому ребёнок вынужден активно использовать жесты , мимику ,информацию. При этом дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию ,интонацию , жесты и мимику взрослого — это позволяет компенсировать недостатки развития импрессивной стороны речи.

      4. Звуковое оформление одних и тех же слов носит непостоянный характер ( » карандаши- удас, адши» , » дверь- веть ,пиф» , » кухня — куня ,куста»)

       5.Ограничена возможность воспроизведения слоговых элементов слова. Преобладают , одно- двухсложные образования в самостоятельной речи, более сложные слова сокращены (» пака ди -собака сидит» ,» ато -молоток», тя мако -чай с молоком»). В

    В речи ребёнка впервые появляются словосочетания. Этим детям словоизменение недоступно. Подобные словосочетания могут состоять из  отдельных правильно произносимых двух- трёхсложных слов, включающие звуки раннего и среднего онтогенеза (» дять- дать, взять»).

     Появляются фрагменты существительных, прилагательных и глаголов (» босё- большой»).

     Зачастую такие дети из-за ограниченности словарного запаса не понимают инструкций логопеда.

Дети с 1 уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 2,5- 3 лет в условиях ясель , а с 3-7 лет в условиях детского сада сроком на 4 года. Ребёнок школьного возраста направляется в подготовительный класс школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).

Исправление речевого нарушения

Коррекционная работа логопеда и воспитателя для исправления ОНР составляется дифференцированно, в зависимости от уровня развития речи у ребенка. При работе с детьми, у которых диагностировано ОНР 1 уровня требуется:

  • развитие навыков понимания устной речи;
  • стимулирование самостоятельного спонтанного разговора;
  • повышение концентрации внимания, способности к запоминанию, образного мышления.

Коррекционные занятия при ОНР 2 уровня призваны:

  • активизировать спонтанную речь;
  • улучшить понимание услышанного;
  • уточнить произношение фонем;
  • добавить отсутствующие звуки и слоги;
  • обогатить лексический и грамматический запас;
  • обучить фразовому произношению.

На встречах с логопедом дошкольники с диагнозом ОНР 3 стадии обучаются построению связных предложений, совершенствуют навыки артикуляции, обогащают запас слов, закрепляют правильное понимание и проговаривание фонем. Такие занятия направлены на подготовку к письму.

Задача логопедического вмешательства при ОНР 4 стадии – восстановление нормальных показателей произношения для указанной возрастной группы, подготовка к школьным заданиям. Для этого закрепляются навыки правильной артикуляции, совершенствуются фонематические процессы, развивается лексический запас. Ребенок готов учиться писать и читать.

Дети с выраженными признаками ОНР (1-2 степень) направляются на учебу в школы с ТНР, где усилия педагогов направлены на восстановление речевых навыков. Школьники с 3 стадией ОНР обучаются в специализированных классах в среднеобразовательных школах, с 4 стадией – в обычных.

Усвоение языковых навыков, усиление спонтанной речи, улучшение мотивационного и смыслового содержания, лексического запаса свидетельствует о переходе с одного этапа развития на другой. Скорость коррекции зависит от сложности первоначального диагноза, его специфики и способностей ребенка.

Диагностика ОНР логопедом

Диагностика речевых отклонений при любом типе ОНР на начальных этапах не различается. До осмотра врач-логопед собирает анамнез болезни, в котором указываются все особенности течения состояния в конкретном случае:

  • длительность состояния;
  • момент возникновения;
  • основные симптомы;
  • речевая характеристика детей с ОНР;
  • степень выраженности;
  • возможные речевые патологии, связанные с деятельностью речевых центров мозга  (дизартрия, алалия и т. д.);
  • особенности проявления ОНР на ранних этапах;
  • перенесенные ребенком заболевания в прошлом.

Для точной диагностики состояния необходима предварительная консультация с врачом-педиатром и невропатологом, занимающимся нарушениями детской психической деятельности.

Непосредственное обследование речевой функции включает в себя проверку всех компонентов гармоничной, связной речи. Обычно исследуются:

  • способности формирования связных мыслей (при описании изображений, пересказе и рассказе);
  • степень развитости грамматической составляющей (грамотность согласования слов в предложении, способность к изменению и образованию словоформ);
  • степень правильности звуковой передачи мысли.

На изображениях для детей с ОНР 3 уровня предлагается разделить понятие предмета и его части (ручка – чашка), соотнести профессии и соответствующие атрибуты (певица – микрофон), животных с их детенышами (кошка — котенок). Таким образом выявляется соотношение активного и пассивного запаса и их обширность.

При подтверждении диагноза ОНР проводится исследование способности к запоминанию посредством слуховой памяти. Анализируется степень правильности произношения слов, грамотность построения слогов, фонетическая составляющая речи и особенности моторики речевой деятельности ребенка. Оцениваются также навыки ребенка в сфере речевого этикета.

ОНР 3 типа предполагает:

  • незначительное изменение звукового произношения и слоговой передачи слов;
  • наличие негрубых грамматических ошибок при построении предложений;
  • избегание произношения сложных предложений;
  • упрощенность речевого отражения мыслей.

По результатам обследования врач-логопед делает заключение о наличии или отсутствии ОНР, при необходимости назначая ряд профилактических или лечебных мер для коррекции состояния. Составляется характеристика речи детей с ОНР.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий