Поиск

Период новорожденности

Основные этапы детского возраста

Детский возраст делится на три неравных по продолжительности, но одинаково важных по значению периода: внутриутробный, интранатальный (во время родов) и внеутробный, который состоит, в свою очередь, из отдельных периодов.

Детство (в медицинском понимании) — это период развития ребенка от рождения до 18 лет, в ходе которого происходит развитие основных функций органов и систем. В педиатрии принято выделять шесть основных периодов детского возраста, эти этапы делятся на:

1. Период новорожденности длится с момента появления на свет до 28 дней. Перед младенцем стоит трудная, но вполне посильная задача — адаптироваться в новом для него мире. Природа наделила его хорошей адаптационной способностью, а мама должна помочь ему приспособиться к условиям внешней среды.

2. Такой период детского возраста, как грудной, определяется длительностью грудного вскармливания и теоретически продолжается до 1 года, хотя некоторые женщины отнимают ребенка от груди практически с рождения, а другие кормят до 2-3 лет. К концу этого периода ребенок начинает ходить и говорить.

3. Ранний. Этот детский возрастной период длится от возраста 1 года до 3 лет. К году ребенок обычно знает 10-15 слов, к трем годам уже разговаривает фразами, начинает различать цвета, учится рисовать, у него совершенствуется координация.

4. Дошкольный возраст — от 3 до 7 лет. Ребенок начинает осознавать себя личностью, что определяет особенности его поведения

Совершенствуются координация и двигательная функция, в том числе и мелкая моторика рук, что очень важно для подготовки к школе

5. Младший школьный возраст—от 7 до 12 лет. Особенность этого периода детского возраста заключается в том, что ребенок начинает получать теоретические и практические знания: осваивает школьную программу, учится взаимоотношению с ровесниками и взрослыми людьми, осваивает навыки общения в коллективе, выбирая роль лидера или оставаясь в тени.

6. Подростковый, пубертатный, или период полового созревания — длится от 12 до 18 лет. Если кратко характеризовать этот период детского возраста, то его можно назвать самым сложным в развитии личности. Он сопровождается бурными гормональными процессами и окончательным формированием центральной нервной системы.

Пренатальный период

Как мы уже сказали ранее, пренатальный период – это развитие малыша в утробе матери. Как правило, он длится двести шестьдесят шесть дней. Весь пренатальный период можно разделить на три стадии:

  • зародышевая (длится порядка двух недель с момента зачатия);
  • эмбриональная (длится пять недель, с третьей по восьмую; это довольно ответственный этап, ведь именно сейчас закладываются жизненно важные органы, и начинает биться сердечко);
  • плодная (длительность – с девятой недели до самого рождения; на данном этапе ребенок быстро растет, и начинают функционировать все системы).

Многие мамы (в том числе и будущие) знают, что все время беременности делят на триместры. Краткую характеристику вы можете увидеть в таблице.

Триместр

Характеристика

Первый

Он длится 13 недель (с самого момента зачатия). В результате развития в первом триместре при помощи ультразвукового исследования уже можно определить даже пол ребенка. Сейчас активно развиваются костная, мышечная и нервная система. Уже на десятой неделе беременности плод начинает шевелиться, только мама этого пока не чувствует (длина его составляет порядка 12 миллиметров).

Второй

На данном этапе ребенок приобретает человеческие черты. Эта стадия характеризуется быстрым ростом и набором веса. Если на 14 неделе его длина составляла 15 миллиметров, а вес всего 35 граммов, то к 27 (конец второго триместра) длина равна приблизительно 35 сантиметров, а вес – 1 килограмм. На шестой неделе беременности у малыша уже хорошо развиты органы чувств и нервная система. Сейчас с крохой можно разговаривать, читать сказки и так далее. Знайте, что громкая музыка его сейчас пугает. Именно в данный момент многие родители начинают обучение малыша, как это делать вы узнаете дальше.

Третий

Длится с 28 по 40 недели. Это завершающий этап беременности и развития малыша. Сейчас у ребенка уже есть режим (сон и бодрствование), он открывает глазки и даже может дышать. Сейчас ребенок очень восприимчив к прикосновениям, звукам и яркому свету.

Болезни новорожденных

Заболевания периода новорожденности можно разделить на несколько видов:

1) Врожденные болезни – заболевания, которые развиваются у плода еще в утробе матери в результате воздействия негативных факторов внешней среды. К таким заболеваниям относятся:

– гепатит врожденного типа у новорожденных проявляется в том случае, если им переболела мать во время или до беременности;

– токсоплазмоз, который передается от кошек;

– цитомегаловирусная инфекция;

– листериоз (новорожденный может быть инфицирован данной болезнью во время беременности, родов или в детском отделении);

– врожденная малярия;

– туберкулез;

– сифилис.

2) Врожденные пороки органов и систем:

– пороки сердца, легких и ЖКТ;

– врожденный вывих бедра;

– врожденная косолапость;

– врожденная кривошея.

3) Травмы родовой деятельности:

– повреждения скелета;

– гипоксическая родовая травма.

Такими инфекционными заболеваниями, как корь и краснуха, дети в неонатальный период не заражаются, так как мать во время беременности и после родов вместе с грудным молоком передает им антитела.

Правила ухода за ребёнком в первые месяцы жизни

Как в роддоме, так и после выписки домой при уходе следует обращать внимание на следующие моменты:

  • личную гигиену (маме необходимо перед контактом с ребёнком мыть руки, ежедневно принимать душ);
  • поддерживать оптимальный микроклимат в помещении (температура 24 градуса, проветривание, влажная уборка ежедневно);
  • если ребёнок на искусственном вскармливании или смешанном, необходимо следить за чистотой бутылочек, ложек, качеством приготовленной смеси. При грудном вскармливании мыть часто грудь не рекомендуется, достаточно пары раз в день принятого душа;
  • уход за глазами и кожей ребёнка. В роддоме производят двукратное, с интервалом 2 часа, закапывание в конъюнктивальный мешок 20 % раствора альбуцида (профилактика гонобленореи) и однократное его закапывание в половую щель девочек. В дальнейшем достаточно умывать ватными дисками с кипячёной водой, направляя их от внешнего края глаза к внутреннему. Кожу после физиологических отправлений лучше обмывать проточной тёплой водой. Влажные салфетки оставлять для экстренных случаев. Ванны для купания должны быть с кипячёной водой пока не заживёт пупочная ранка;
  • пупочный остаток и пупочная ранка. В роддоме культю пуповины обрабатывают спиртом или крепким раствором перманганата калия. После отпадения на 4-6 день остатка пуповины, пупочную ранку ежедневно 2-3 раза в день обрабатывают 3 % перекисью водорода и раствором бриллиантовой зелени. Также можно использовать антибактериальную присыпку «Банеоцин»;
  • закаливание: самое нужное и простое – это воздушные ванны между кормлениями и сном, прогулки (их начинать после выписки в холодное время года лучше с 20 минут за один выход, постепенно увеличивая время нахождения на свежем воздухе. Летом гулять до или после сильной жары);
  • массаж. Родителям можно использовать лёгкие поглаживания и разминания. Обязательное выкладывать ребёнка на живот;
  • своевременная смена подгузников после каждой дефекации. При мочеиспускании одноразовый подгузник меняют не реже чем через 2-3 часа.

Развитие новорожденного ребенка.

Гл приобрет-е–реакция
сосредоточения. Осн
компоненты-сроки
:
*пищевое
сосредоточение
–сразу
после рожд-я; *слуховое
сосредоточ-е
–возн
после 9 дня жизни; *зрительное
сосредоточ-е
–к
кон 1 мес жизни. Развитие
новорожд реб
:
10днейзрительные
ориентировочные р-ции
:удерж
в поле зрения движущийся предмет; 20дней
зрительные
ориентиров р-ции
:
удерж в поле зрения непожвиж предмет,
слуховые
ориентиров р-ции
:
слуховое сосредоточ-е в теч 10-15сек.
1месзрительные
ориентиров р-ции
:
плавное прослеж-е движущ предмета,
слуховые
ориентир р-ции
:
издает отдельные звуки в ответ на
разговор с ним, моторное
разв-е
: лежа
на животе пытается поднимать голову.
2месзрител
ориентиров р-ции
:длител
зрител сосредоточ-е, слуховые
ориентир р-ции:
ищущие
повороты головы при длительном звуке.
Социальная
улыбка
–важнейш
новообраз-е кризисного периода новорожд-ти
в ответ на обращ-е взр(1-я нед 2-го месс).
Комплекс
оживления
–особая
эмоц-двигательн р-ция, обращен ко взр.
Вкл 3 компонен:
1.улыбка–широкая,
оживленная; 2.вокализация–лепечет,
вскрикивает; 3.двигетел
р-ции
.
Комплекс оживления служит границей
критичес периода новорожд-ти и показателем
перехода к мледенчеству. К
6-ти месс распадается
:
*улыбка→мимика,
*гуление→речь,
*двигател
р-ции
→хватание.

Вопрос 4: Комплекс оживления как новообразование кризиса новорожденности

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «Комплекс оживления». Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении.

КО проявляется в виде следующих реакций:

  • Общее моторное возбуждение при приближении взрослого
  • Использование плача, крика для привлечения к себе внимания
  • Обильные вокализации при общении с матерью
  • Реакция улыбки.

А становление потребности в общении означает, что он в своем развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности, начинается младенчество. Таким образом, КО служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления — основным критерием нормальности психического развития. КО раньше появляется у тех детей, матери которых не только удовлетворяют их витальные потребности, но и общаются с ними, играют.

Недоношенные дети и особенности их неонатального периода

Недоношенные дети – это дети, рождённые раньше 37–й недели и имеющие массу тела 2500 грамм и менее.

Степень недоношенности определяется гестационным возрастом. Чем он меньше, тем тяжелее состояние новорождённого.

Недоношенный ребёнок имеет:

  1. Морщинистую кожу с не выраженным подкожно-жировым слоем.
  2. Обильные пушковые волосы по телу.
  3. Незаращённые черепные швы и открытый малый родничок.
  4. Отсутствие яичек в мошонке у мальчиков и недоразвитые большие половые губы у девочек.
  5. Мягкие хрящевые ткани ушных раковин.
  6. Ногти не закрывающие концевые фаланги пальцев.

Общая характеристика периода новорождённости недоношенных детей:

  1. Период адаптации к внеутробной жизни заканчивается к концу первого месяца жизни.
  2. Незрелость клеточного, гуморального и местного иммунитета предрасполагает к развитию различных инфекций вплоть до сепсиса.
  3. Незавершённость строения гематоэнцефалического барьера, его повышенная проницаемость обусловливает большую чувствительность к гипербиллирубинемии.
  4. Отмечается быстрая истощаемость и нестойкость физиологических рефлексов, в т. ч. сосательного и глотательного рефлексов у глубоко недоношенных.
  5. Адаптационный период часто осложняется электролитными нарушениями, т. к. слаборазвита концентрационная способность почек, преобладает ещё анаэробный обмен веществ.
  6. Незрелость ЦНС и малые запасы жировой ткани способствуют выраженному нарушению терморегуляции. Первый этап выхаживания проходит в условиях кювеза с температурой от 32 градусов и выше.
  7. Долгий процесс формирования микробиоциноза кишечника, который длится дольше 1 месяца. На его формирование часто оказывает влияние госпитальная флора и применение антибиотиков. Из-за незрелости иммунитета часто развиваются инфекции, вызванные условно-патогенной флорой.
  8. У недоношенных, рождённых раньше 34 недели, развивается транзиторный гипотиреоз. Реже встречается половой криз из-за недоразвития половых органов.
  9. Более выраженная первоначальная убыль массы тела, чем у доношенных малышей.
  10. Дыхательной системе частот ребуется респираторная поддержка из-за незрелости лёгочной ткани и недоразвития грудной клетки: искусственная вентиляция лёгких, введение сурфактанта, адекватная оксигенотерапия.
  11. Кормление осуществляется грудным молоком или специальными смесями для недоношенных. Их отличает более высокая калорийность, более высокий уровень белка, наличие казеина и комплекса витаминов для зрения.

Физиологические состояния неонатального периода

Особенности периода новорожденности – это так называемые физиологические состояния, о которых каждая молодая мама должна знать, чтобы не допустить патологий и заболеваний.

1) Эритема кожи (на кистях и стопах она выглядит красноватой с синеватым оттенком из-за расширения сосудов, вследствие снижения температуры от 37 градусов в утробе до 20-24 и изменения водной на воздушную среду обитания). При этом физиологическом процессе температура тела, аппетит и общее состояние малыша остаются неизменными. Через 3-4 дня кожа начинает шелушиться в местах покраснения. Такой процесс не требует лечения и специального ухода.

2) Реакции сосудов в период новорожденности. Чаще всего такой физиологический процесс проявляется у недоношенных детей. Можно наблюдать:

– неравномерное покраснение кожных покровов, когда одна часть тела приобретает красноватый оттенок, а другая – наоборот, бледная и даже с синюшным оттенком вследствие сна или лежания на одном боку;

– мраморные, синюшные проявления на коже возникают из-за незрелости сосудистой системы.

Такие процессы обычно проходят через несколько дней после рождения, но требуют врачебного наблюдения.

3) Желтуха новорожденных проявляется из-за незрелости функции печени и неспособности обезвредить повышенное количество билирубина в крови. Физиологическая желтуха обычно сопровождает новорожденных в первые дни их жизни и проходит спустя неделю после рождения. Недоношенные дети требуют более пристального внимания, ведь данный процесс затягивается и длится около 1,5 месяца. Если желтизна остается, то потребуется обращение к специалисту.

4) Закупорка сальных желез. Часто у новорожденных малышей на носу, лбу или щеках можно обнаружить маленькие белые прыщики, их нельзя трогать. Через несколько недель все пройдет само собой.

5) Акне. К концу первого месяца жизни ребенка могут появиться маленькие прыщики с белым оттенком на лице. Данный процесс не требует лечения и проходит после сбалансирования в организме малыша гормонов – через 2-3 месяца. Соблюдение гигиены и нанесение тонкого слоя «Бепантена» 1 раз в 3 дня – единственное, что разрешено делать в таком случае.

Краткая характеристика

Теперь немного подробнее о том, что предстоит перенести недавно появившемуся на свет малышу. Развитие ребенка в период новорожденности связано с его приспосабливанием к самостоятельной жизни. То есть за пределами материнского тела.

Начинается это в момент прекращения циркуляции крови в пуповине. Иначе говоря, после того как ребенок родится, пуповину перережут, закроется овальное предсердие и малыш начнет дышать самостоятельно. Нередко новорожденного хлопают по попке, чтобы он впервые закричал. Это и есть первое приспосабливание к самостоятельной внеутробной жизни.

В организме постоянно происходят те или иные изменения. Например, период новорожденности всегда сопровождается заживлением пупочной ранки, а также набором веса. В первые дни жизни малыш обычно скидывает несколько граммов, но после некоторого времени вес восстанавливается.

Важно понимать, что у новорожденных еще не полностью сформировались некоторые системы органов. Например, кожа малышей крайне чувствительная, нежная

Кроме того, у ребенка снижен иммунитет, и он может легко заболеть.

Познавательное развитие младенца.

Воспр-е:
1.разв-ся
зрител сосредоточ-е. 2.восприн-ся
объекты в целом. 3.на
разв-е воспр-я влияет окр обстановка.
4.повышена
чувст-ть сенсорного воспр-я. Вним-е:
1)первонач-но
выступ как р-ция сосредоточ-я. 2)появл-е
св-в вним-я способств зарожд-ю более
сложн форм повед-я. 3)сосредоточ-е
влечет за собой разв-е познават-ного
отнош-я к окр-му. Память:
а)функционир
«внутри» ощущ-й и восприятий. б)появл
в форме запечатления, узнавания. в)к
кон 1г склад-ся предпосылки для разв-я
словесной памяти. г)сначала
разв-ся двигател, эмоцион и образная
память. Познавател
разв-е младенца: 3мес
зрител
ориентировоч р-ции
(возн
р-ция сосредоточ-я на игрушки и на лице
взр). 5месзрител
ориентировоч р-ции
(отличает
близких от чужих), слухов
ориентировоч р-ции
(отличает
голос матери, различает ласковую и
строгую интонацию). 9-11мес–слухов
ориентир р-ции(плясовые движ-я под
плясовую музыку). 12мес–зрител
ориентир р-ции(различ предметы по форме,
узнает на фотогр знакомого взр и мать).

Описание младенца в неонатальный период

Описание новорожденного малыша имеет ряд основных особенностей:

1) У новорожденного младенца можно наблюдать отличия в пропорциях тела в сравнении со взрослым человеком. Голова ребенка намного больше в соотношении с телом (у доношенного младенца масса головы составляет около 25% от всего тела, у недоношенного — до 30-35%, тогда как у взрослого человека – около 12%). Такая особенность обусловлена тем, что развитие головного мозга в период новорожденности опережает остальные органы и системы.

2) Окружность головы у доношенных младенцев составляет около 32-35 см.

3) Форма головы может быть разной, и зависит она от родового процесса. При рождении путем кесаревого сечения голова младенца круглая. Прохождение через природные родовые пути ребенка предусматривает подвижность костей черепа, поэтому голова младенца может быть сплющена, вытянута или ассиметричной формы.

4) Сверху черепа у младенца есть мягкое темечко (от 1 до 3 см) – место головы, где нет черепной кости.

Вопрос 5: Роль общения в психической жизни новорожденного. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность.

Общение со взрослым, который ухаживает за ребенком, является жизненно важным для ребенка.

Напомним, что социальная ситуация новорожденного специфична и определяется следующими моментами:

  1. Полная биологическая беспомощность ребенка, который не в состоянии удовлетворить ни одной своей потребности без помощи взрослого, что делает новорожденного максимально социальным существом.

  2. у ребенка нет никаких основных средств общения со взрослым (речь).

В этом есть основное противоречие возраста, и оно лежит в основе всего развития в данном периоде.

Ведущая деятельность: эмоциональное общение со взрослым.

Замечено, что в закрытых детских учреждениях, несмотря на довольно хорошие условия, дети плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, много болеют и резко отстают в общем развитии. Позже эти дети, которые были оторваны от родителей, не могли строить свои отношения со сверстниками (вместо адекватных дружеских, равных отношений строили отношения превосходства, чтобы пережить заботу о себе, «побывать детьми») А. Фрейд. Это явление получило название «госпитализм» — возникает вследствие дефицита внимания и воспитания

Он может возникать и в условиях семьи у равнодушных к своим детям родителей — особенно у «холодных» матерей, не уделяющих своим детям внимание

Эту стадию можно и нужно восполнять заботой, вниманием, от этого зависит возникновение доверия-недоверия ребенка к миру (ребенок научается различать, что может последовать, т. е

оценить последствия ситуации).

Следующий сензитивный период для общения — 3 года (первый — до года), далее — подростковый.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Купание и подмывание

Уход за новорожденным требует особого внимания родителей. Среди ежедневных процедур должно числиться подмывание и купание. Первые подобные процессы проводятся еще в роддоме.

Подмывают детей под проточной водой. Делается это после каждого испражнения. В ванне или тазике подмывать детей не рекомендуется. Связано это с тем, что детские мочеполовые пути в таком случае могут быть поражены инфекцией.

Девочек правильно подмывают рукой в направлении спереди назад. Делается это под теплой струей воды. Сушить кожу необходимо на пеленальном столике. Остатки воды промакивают чистой пеленкой или специальным детским полотенцем. Складочки протираются ватными тампонами, смоченными в растительном масле/детском креме.

Купание — это процесс, который обязателен для всех людей. Рекомендуется купать малышей утром и перед сном, вечером. В ванночку разрешается набирать кипяченую воду, не слишком горячую. Проверять температуру можно локтем. В первое время разрешается добавлять немного марганцовки в целях дезинфицирования. Купание в период новорожденности не должно быть слишком долгим. Достаточно 10-15 минут.

О кормлении

Главное, что нужно для новорожденного ребенка, — налаженное грудное кормление. У роженицы появляется молоко в первые дни после родов. До этого момента грудничок питается молозивом. Его, как правило, достаточно. В некоторых роддомах предлагают докармливание смесью. В идеале лучше не пользоваться данной возможностью — у мамы должно «прийти» молоко для дальнейшего кормления ребенка.

Рекомендуется как можно чаще прикладывать новорожденного к груди. У малышей сильный сосательный рефлекс. Если прижать новорожденного к телу, он начнет искать грудь. Это явление врожденное.

Некоторые предпочитают приучать малышей с первых дней к соскам и бутылочкам. Подобное решение не всегда хорошо сказывается на ребенке — он может разучиться правильно захватывать грудь во время сосания, что приведет к коликам из-за попавшего в желудок воздуха.

Грудное молоко — лучшая пища для грудничка. Оно хорошо усваивается. Кроме того, ребенок укрепляет иммунитет при помощи материнского молока. Если мать заболела, грудничку передаются антитела, защищающие его от инфекций.

Окончание этапа новорожденности

Таким образом, кризис новорожденности можно охарактеризовать как кризис «доверие-недоверие». Благоприятное его разрешение – формирование у ребенка доверия к матери и миру. О завершении периода новорожденности и прохождении кризиса свидетельствуют три критерия: медицинский (обратный набор веса до номы), психологический (комплекс оживления), физиологический (зрительное и слуховое сосредоточение, условные рефлексы).

Новорожденным называют ребенка до одного месяца, в дальнейшем употребляется термин «младенец». Вместе с тем наступает и новый возрастной этап – младенчество, которое сопровождается другим возрастным кризисом – одного года.

Уход за глазами

Многие интересуются, как видят новорожденные. Дело в том, что картинка перед глазами ребенка расплывается. В первое время после родов малыш видит все нечетко. Люди вокруг крохи — это лишь темные пятна, которые со временем начинают приобретать четкие очертания.

Органы зрения у малышей крайне чувствительные, как и кожа. Поэтому они требуют ежедневного ухода. О чем идет речь?

Необходимо каждое утро промывать глаза грудничку. Делается это при помощи кипяченой воды и ватного диска. Он смачивается, после чего совершается протирание в направлении от наружного угла глаза к внутреннему. Иногда для подобной процедуры используется раствор фурацилина.

Зрение детей важно оберегать с первых дней. Нельзя позволять смотреть ему на яркий свет и солнце, аккуратно работать со вспышкой, пытаясь сфотографировать малыша

Резкие изменения света тоже необходимо исключить.

Одежда

Как уже было сказано, период новорожденности характеризуется сниженным иммунитетом у ребенка и повышенной чувствительностью кожи. Раньше для надежной защиты всегда использовались пеленки. Малыша крепко пеленали. Так он был в безопасности, у него не было возможности поцарапать себя собственными ногтями.

Тем не менее с развитием общества на смену пеленкам пришла детская одежда. Сегодня новорожденных одевают в боди, распашонки или ползунки. В некоторых роддомах разрешается приучать ребенка к одежде с первых дней. Это не совсем удобно, учитывая частоту смены подгузников/пеленок.

На прогулку новорожденных необходимо одевать как можно теплее, но без излишеств. Как правило, малышу надевают комбинезон, шапочку, царапки. После этого грудничка помещают в теплый конверт. Последний атрибут, как правило, еще долго присутствует в качестве элемента защиты кожи ребенка. Главное, чтобы малышу не было холодно. Переохлаждение может вызвать болезнь.

1. Границы периода новорожденности

Новорожденность
– это кратковременный период особых
физиологических состояний, отражающих
процесс приспособления ребенка к новым
условиям среды (установление легочного
дыхания, замена внутриутробного
кровообращения внеутробным, начало
функционирования пищеварительных
органов, появление самостоятельной
терморегуляции и др.). Вопрос же о границах
новорождённости постоянно дискутируется.
Физиологи на основе отпадения пуповины,
аблитерации баталова протока и пупочной
вены, набору первоначальной массы тела
и подобных признаков называют верхней
границей 6-7-й, 10-й, 20-21-й день и т.д.
Физиологически этот период длится около
трех не­дель, и незаметно, без резкой
грани ребенок переходит ко второму
младенческому периода.

Физиологические
и психологические критерии возраста
могут и совпадать. В психологии верхняя
граница новорождённости попадает на
конец первого—начало второго месяца
жизни, когда наступает поворот в
психическом развитии, связанный с
изменением социальной ситуации развития.
Этот поворот связан с появлением
комплекса
оживления
»,
т.е.
с первой специфической реакцией ребенка
на человека, которая включает в себя 4
ком­понента:

1)
улыбка:
первые
улыбки могут фиксироваться на 1-ой неделе
2-го месяца жизни. В опытах М. И. Лисиной
установлено, что с возрастом улыбка
ребенка меняется. Первые улыбки легкие,
с растягиванием рта, но без размыкания
губ. Постепенно ребе­нок начинает
улыбаться спокойно, с серьезной спокойной
мимикой. В развитом «комплексе оживления»
улыбка оживлен­ная, широкая, с
открыванием рта и с оживленной мимикой;

2)
вокализации:
ребенок
гулит, гукает, лепечет, вскрикивает
на­встречу взрослому;

3)
зрительное
сосредоточение

на лице взрослого;

4)
двигательные
реакции,
оживление:
открывается «комплекс оживления»
поворачиванием головки, скашиванием
глазок на взрослого, слабыми движениями
ручек и ножек. Постепенно ребенок
начинает вскидывать ручки, сгибать ноги
в коленях, поворачивается на бок с
выгибанием спинки. В развитом ком­плексе
отмечаются энергичные повторные прогибы
спинки с упором затылком и пятками
(«мостики») со столь же энергич­ным
выпрямлением, а также шагающие движения
ножками, вскидывание, размахивание и
опускание ручек.

«Комплекс
оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка;
2) улыб­ка + гуление; 3) улыбка + вокализации
+ двигательное оживление (к 3 месяцам).
Кроме того, начало «комплекса оживления»
связано с генерализованным привлечением
любого
взрослого,
конец характе­ризуется появлением
избирательного общения.

Суть кризиса

Признак начала кризиса – потеря веса в первые дни жизни (9-12 дней). Кризис новорожденности длится от рождения до 2 первых месяцев жизни ребенка. Основа развития ребенка на этапе новорожденности и младенчества – противоречие между биологической зависимостью от матери, высокой социальностью и недостатком средств для полноценного общения.

Появляясь на свет, ребенок становится индивидом и самостоятельным психическим организмом. Происходит перестройка всех систем, особенно психики. Рождение означает:

  • переход от паразитарного образа жизни к индивидуальной и самостоятельной жизни;
  • изменение стиля питания с плацетарного на оральный;
  • перестройка системы дыхания, адаптация в воздушной среде;
  • адаптация к новым температурным условиям, свету, среде и т. д.

Психическое новообразование новорожденности – комплекс оживления (выражение потребности в общении). В его состав входит:

  • реагирование на приближение взрослого (моторное возбуждение);
  • инициатива общения (крик, плач и другие способы привлечения внимания);
  • вокализация, подражание речи при контакте с матерью («агу-агу»);
  • улыбка.

Ребенок еще не может говорить, но общается он с помощью тона, разного плача и смеха. Вокализация имеет множество оттенков, которые понятны только малышу и близкому взрослому. К другим новообразованиям этого периода относится реакция сосредоточения глаза и уха, перестройка поведения, условные рефлексы на некоторые раздражители.

У новорожденных отмечаются также некоторые врожденные рефлексы, но они не пригодны для человеческой жизни, потому постепенно отмирают. К врожденным рефлексам относится:

  • сосание (пищевой);
  • торможение при покачивании (рефлекс сна);
  • ориентировочные рефлексы (поворот головы к свету, вздрагивание от неожиданного влияния раздражителя, реакция зрачка).

Стул

Чем еще выделяется новорожденность? Характеристика периода обычно подчеркивает образование особого стула у недавно родившихся детей. Как правило, в первые дни после родов ребенок ходит в туалет темной каловой массой. Обычно она имеет черный оттенок. Это нормальное явление, которое не должно пугать маму.

Дело в том, что в период новорожденности у детей устанавливается так называемый «грудной стул». Изначально он черный, со временем каловая масса меняет окраску. В идеале она должна быть желтого цвета. Стул новорожденного жидкий.

Черные каловые массы, как правило, сохраняются во время новорожденности ребенка. Поэтому не нужно пугаться, что они не стали желтыми после выписки из роддома — это произойдет постепенно. Что касается привычного нам стула, то он появится приблизительно к году, когда ребенок начнет есть не только грудное молоко, но и взрослую пищу.

Частота стула у ребенка разная. В первое время после родов малыш ходит в туалет крайне часто. Это тоже нормальное явление. ЖКТ новорожденного формируется на протяжении года. Именно к этому моменту частота стула более-менее устанавливается. Поэтому в роддоме и в первые дни дома придется использовать много пеленок или подгузников. Они должны меняться после каждого опорожнения.

Диада мать-дитя

Несмотря на отделение после родов ребенка от матери, в психологии продолжают рассматривать их как единый организм – диада «мать дитя». Жизнь ребенка находится в руках матери или замещающего ее близкого взрослого. Через значимого взрослого ребенок удовлетворяет свои потребности, знакомится с собой, выстраивает представление о себе и мире; делает первые попытки понять и оценить свои состояния.

Попытки отделиться от матери и выстроить свой мир начнутся примерно в 10-14 месяцев. Пока же мама – индикатор его состояния и окружающей обстановки. Если близкий взрослый улыбается, гладит ребенка, прижимает, мило с ним беседует, то малыш делает вывод: «У меня все хорошо». Если ребенок слышит в свою сторону негативный тон, чувствует возбуждение и негативное напряжение матери, тревожность, или его игнорируют, то формируется противоположная установка: «У меня все плохо, мир не безопасен». Позже если ситуация не изменится, установка трансформируется в «я плохой».

Периоды адаптации новорожденных детей

В периоде новорожденности в связи с особенностями ребенка условно выделяют два периода.

1. Ранний неонатальный период. Этот физиологический период новорожденности длится от перевязки пуповины до 7-х суток жизни;

2. Поздний неонатальный период. Этот период длится с 8-го по 28-й день жизни.

В это время происходит адаптация организма новорожденных детей к новым условиям обитания. Этот физиологический процесс при неблагоприятных условиях может принимать неблагополучное течение. Возникают пограничные состояния, не требующие специального лечения. В момент родов у младенца отмечается «синдром только что рожденного ребенка», который характеризуется обезвоживанием, глубоким вдохом, криком, повышенным мышечным тонусом, позой новорожденного ребенка с согнутыми, приведенными к туловищу руками, кистями, сжатыми в кулачки.

Адаптация новорожденных в оба периода к новым условиям жизни – процесс непростой. Ощущения ребенка складываются из внутриутробного опыта и впечатлений от нового, незнакомого мира. Единственным источником привычных эмоций является мать, поэтому малышу необходимо симбиотическое единство с ней, включающее уход и удовлетворение физиологических потребностей младенца. Новорожденный помнит, что в утробе он находился в полной безопасности. После рождения он чувствует себя защищенным только в случае близости матери. Самым важным условием адаптации младенца является физиологический контакт с матерью: тепло, ношение на руках, материнское прикосновение, поглаживание и т. д. Физиологический контакт матери и ребенка необходим для полноценного развития эндокринной, иммунной и других систем.

Желтуха

Нередко в роддоме у ребенка возникает желтоватый оттенок кожи. Это явление пугает неопытных мам. Нормально ли, что кожа здорового ребенка меняет свой цвет?

Не совсем. Дело в том, что это явный признак желтухи периода новорожденности. Она появляется у большинства недавно родившихся малышей. Врачи подчеркивают, что это явление связано с уязвимостью крохи.

Пугаться ли желтушки новорожденных? Нет. Это не общепринятая желтуха, которая несет в себе опасность. Детская желтушка лечится без особого труда. Обычно детей помещают под специальную ультрафиолетовую лампу на несколько часов. В зависимости от степени желтизны кожи малыша меняется и количество подобных процедур.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий