Поиск

Как объяснить ребенку состав числа

Настольные игры для развития навыка

Следующие настольные игры позволяют весело и без зазубривания научить ребенка счету, а затем совершенствовать этот навык

Ваши дети даже не заметят, что идет обучение! Эффективность этих игр уже подтверждена многими родителями – обратите внимание на количество положительных отзывов

“Фрукто 10”

Подойдет для детей с 7 лет. Два уровня сложности.

“Фрукто 10” заставляет выполнять множество операция с цифрами каждую минуту!

Далее вы можете посмотреть видеоинструкцию к игре:

“Турбосчет”

Еще один бестселлер “Турбосчет” – мгновенно увлекает и младших школьников и детей постарше.

Видеоинструкцию к ней смотрите далее:

“Этажики”

В игре “Этажики” вам предстоит путешествовать на воздушном шаре и хорошо потренировать навык устного счета, а дети наглядно усвоят принцип перехода через десяток.

“Котосовы”

В игре “Котосовы” ваши дети научатся мгновенно определять количество не пересчитывая.

Правила и способы игры вы можете посмотреть в следующем видео:

Также вы можете приобрести сразу несколько игр для развития этого навыка и при этом сэкономить, в этом случае обратите свое внимание на “Игротеку”.

Категории:

  • Контакты
  • Блоги пользователей (33)
  • Взгляды педагогики (39)
  • Воспитание (250)
  • Деятельность (65)
  • Диагностика (17)
  • Дидактика (24)
  • Компьютеризация (19)
  • Личность (71)
  • Методология (69)
  • Методы обучения (69)
  • Методы организации (39)
  • Образование (90)
  • Образовательные статьи (19)
  • Обучение (129)
  • Общение (49)
  • Организация обучения (32)
  • Педагогика (661)
  • Педагогический материал (335)
  • Проза (3)
  • Содержание обучения (13)
  • Творческий дом (18)

    • Живопись (3)
    • Кинематограф (4)
    • Музыка (4)
    • Поэзия (3)
  • Технологии (12)
  • Технологии контроля (7)
  • Технологии обучения (22)
  • Успешность обучения (14)
  • Учитель (23)
  • Цели (13)
  • Школы личностей

    Школа Сухомлинского (1)

    (1)

  • Эвристическое обучение (12)

Учимся считать до 20

Когда малыш без труда будет считать до 10, уверенно показывать цифры и соотносить нарисованную цифру с количеством предметов, соответствующему ей, можно приступить к изучению дальнейшего счета.

Кроме механического способа заучивания дальнейшего счета, такими же методами, как и применялись при изучении счета от 1 до 10, ребенку нужно объяснить понятия “десяток” и “единица”.

Мнение эксперта
Клименко Наталья Геннадьевна – психолог
Практикующий психолог муниципальной женской консультации

Все должно быть в форме игры, а не скучного занятия. Для этого можно взять 20 конфет и 2 коробки. Нужно предложить ребенку в одну коробку, считая вслух, сложить 10 конфет.

Взрослый должен рассказать малышу, что это называется “десяток”. Придвинув к коробке с “десятком” пустую коробку, нужно складывать туда остальные конфеты поочередно, и произносить вслух счет: 11, 12, 13 и так до 20.

После этого, предложить малышу пересчитать конфеты во 2 коробке

Следует обратить внимание ребенка на то, что получился еще “десяток”. Так можно показать, что в 2 коробках 2 десятка конфет

Эту игру можно сопроводить с демонстрацией карточек, на которых будут изображены изучаемые числа.

Важно объяснить ребенку, что после 10, все числа будут состоять из двух цифр. Первое из которых “десяток” (первая коробка с конфетами), а второе единица (вторая коробка с конфетами)

Первое из которых “десяток” (первая коробка с конфетами), а второе единица (вторая коробка с конфетами).

Ребенок должен понять систему, по которой все цифры идут одна за другой: 11 после 10, 12 после 11 и т.д.

Нужно продолжать активно использовать обучающие мультфильмы, считалочки, песенки, раскраски с заданиями и т.д. – все то, что применялось при изучении счета от 1 до 10.

Когда у ребенка сформируется понимание “десятка” и “единицы”, то можно осваивать счет дальше до 100.

Не забывайте уделять внимание и другим

Учим считать правильно

После изучения чисел можно приступать и к счетным операциям. Покажите ребенку «фокус», как две цифры превращаются в одну путем объединения предметов или, наоборот, разделения. Дальше покажите, как можно считать на пальцах и при помощи разных предметов. Сравнивайте цифры. Научите определять из двух цифр меньшее и большее

Важно изучить знаки операций и обозначить их названия

Когда дело дойдет до цифры десять, начинайте вводить понятия «единицы», «десятки».

Пусть цифра станет двухэтажным домом. Изучаем состав. Десятки – это этаж, а единицы – квартиры. Числа второго десятка объясните при помощи одинаковых игрушек выстроенных в два ряда по десять – от 11 до 18. Далее отметьте, что цифра 19 – последняя во втором десятке, а значит, нужна замена числа один на 2 – получаем 20. Запомнить будет легче, если предметы будут пронумерованы от 0 до 9.

Нужно научить ребенка составлять число из двух простых и называть его. Предложите две цифры и попросите составить сложное число. Когда будет усвоен материал, учите обратному – разбирать число на единицы и десятки. Обучение должно проходить в игровой форме. Так интерес ребенка не пропадет и занятие превратится в увлекательное знакомство с числами. Если соблюдать правила, то устный будет даваться с легкостью.

Советы педагогов для правильного домашнего обучения

  • Педагоги категорически не рекомендуют применять запись состава числа для дошкольников. Пока для них это трудно. Следует устно научить считать до 10. Желательно использовать для этого игрушки, окружающие вещи, столовые предметы, книги.
  • На первом плане должны производиться действия с предметами, к примеру, был один кубик, к нему добавили еще один, стало их два, и так дальше.
  • Рекомендуется как можно чаще спрашивать малыша о количестве предметов. Посчитать можно все, что находится рядом, даже ступеньки на лестнице при выходе из подъезда.

Важно! Ребенок должен четко уяснить, что каждое число меньше следующего на единицу и больше предыдущего на столько же. Преподаватели в первом классе нередко используют классический прием для изучения цифр и чисел:

Преподаватели в первом классе нередко используют классический прием для изучения цифр и чисел:

  • сначала выходит один ученик и сообщает, что он первый вагон поезда;
  • за ним выходит еще один и говорит, что он второй вагон;
  • каждый раз проговаривается, что на один больше будет последующая цифра;
  • и так дальше;
  • затем вагоны называются в обратном порядке.

Основные рекомендации

Родители должны осознать важность изучения состава чисел, в процессе домашних занятий соблюдать некоторые рекомендации специалистов, чтобы дошкольник мог спокойно освоить информацию и правильно применить ее. Естественно, не исключены кризисы в процессе, недопонимания, но все это проходит, а остаются знания, которые необходимы при школьном обучении.
Нужно обязательно давать ребенку свободу

Родители часто предъявляют требования к чаду, которые не соответствуют его возможностям. Следует задуматься о запретах и наказаниях за незнание, выяснить, обоснованы ли они в действительности.
Необходимо учитывать мнение ребенка. Нужно понимать, что у малыша существует собственная позиция по всем вопросам. Если учить ребенка насильно, то это не принесет желаемого эффекта. Приказной тон на занятиях попросту неуместен.
Если малыш категорически отказывается учить цифры, то нужно поинтересоваться причинами этого. Вполне возможно, что он попросту боится расстроить родителей своим незнанием. Тогда хорошим выходом будет организация творческого процесса с привлечением всех домочадцев. Совместное изготовление пособий, рисунков из цифр, соревнования, кто быстрее назовет числа, напишет цифры, посчитает игрушки — сделает обучение легким и увлекательным.
Необходимо всегда позитивно оценивать достижения малыша, демонстрировать доброжелательность, показывать поддержку в сложных ситуациях, совместно устранять ошибки, обсуждать варианты возможных решений. Главное дать понять ребенку, что у него все получится, по-другому и быть не может.

Родителям важно помнить, что домашние занятия не должны вызывать неприязнь у чада. Ребятишки воспринимают подачу информации лучше всего в игре

В начале школьного учения педагоги продолжают вести занятия именно в игровой форме. Это способствует легкому и быстрому восприятию математических знаний.

Использование при устном счете вычислительных приемов

Высшей степенью владения навыками устного счета является умение находить наиболее быстрый и удобный способ подсчета результата. Такие приемы нужно начинать разъяснять детям сразу же после ознакомления их с действиями сложения и вычитания.

Так, например, одним из первых способов, как научить ребенка считать в уме в 1 классе, является методика присчитывания и «перепрыгивания». Дети быстро понимают, что при прибавлении 1 получается последующее число, а при вычитании 1 — предыдущее. Потом нужно предложить познакомиться с лучшей подружкой числа 2 — лягушкой, которая умеет перепрыгивать через число и сразу же называть результат прибавления или вычитания 2.

Аналогично происходит объяснение принципа выполнения этих математических действий с числом 3. В этом поможет пример зайчика, который умеет прыгать подальше — сразу через два числа.

Также детям нужно продемонстрировать приемы:

  • перестановки слагаемых (например, чтобы посчитать 3 + 68, проще поменять числа местами и прибавить);
  • присчитывания частями (28 + 16 = 28 + 2 + 14);
  • приведение к круглому числу (74 – 15 = 74 – 4 – 10 — 1).

Процесс подсчета облегчает умение применять сочетательный и распределительный законы. Например, 11 + 53 + 39 = (11 + 39) + 53. При этом дети должны уметь видеть самый простой способ подсчета.

Как объяснить ребенку состав числа до 10

Очень подходит также для объяснения вариант с домиком. Как объяснить ребенку состав чисел с помощью этой техники? Необходимо нарисовать на листе бумаги домик. В треугольной крыше надо написать цифру десять. Основную часть здания надо разделить на две половины вертикально. Далее домик надо поделить на десять этажей. В левом полученном столбце следует написать числа от нуля до десяти, в правом столбце, соответственно, в обратном порядке. Получается на одном этаже соседствуют ноль и десятка, на следующем – единица и девятка, далее – двойка и восьмерка и так далее. Такие домики очень наглядны и сделать их можно на любое число до десяти. Можно и больше, но не целесообразно.

Домики можно нарисовать совместно с ребенком. Можно их украсить или вообще сделать аппликацией. Тут уже каждый руководствуется своей фантазией. Эти изображения можно брать с собой в школу или на подготовительные занятия. Интересным вариантом изготовления домика станет поделка с открывающимися окнами. Его сделать немного сложнее, но ребенок воспримет этот метод объяснения, как увлекательную игру.

Для начала потребуются два одинаковых листа бумаги. На одном рисуется домик с этажами. В каждом из них вырезается открывающееся окошко. Этот лист с изображением домика следует приклеить на второй лист. Тут надо быть внимательным. Окошки не должны быть приклеены ко второму листу. В каждом окошке следует написать нужную цифру. Окошки можно закрывать. Ребенок должен сам вспомнить цифру, спрятанную в окошке.

Рекомендации родителям

Не стоит рассчитывать, что эти простые истины математики дадутся ребенку с легкостью. Даже если соседская девочка или сын сотрудницы освоил сложение и вычитание за один день, это не повод впадать в отчаяние. Во-первых, все дети разные и у всех индивидуальные особенности усвоения информации, а во-вторых, если кто-то что-то освоил быстрее, еще не значит, что учиться ему будет легче.

Кроме того, при обучении малыша родителям нужно следить за реакцией ребенка на это обучение. Если вы видите, что ему не интересно, попробуйте сменить тактику. Считайте конфеты, яблоки, книжки, можно вырезать одинаковые фигурки для обучения, а затем сделать из них праздничную гирлянду.

Если в определенный период времени ребенок отказывается учиться, у него плохое настроение или самочувствие, не настаивайте. Перенесите время урока на более благоприятный период. Зато у малыша не пропадет желание к учебе, как к чему-то неприятному и неизбежному. Ну и самое главное, проявляйте терпение к его стараниям и почаще хвалите

Для него это очень важно

Еще по теме Состав числа в 1 классе, при подготовке к школе. Устный счет быстро.:

Автоматизация счета

Окончен 1 класс. «Узора-Нефедова» рабочие тетради исписаны. Состав числа первого и второго десятка распечатан и висит перед глазами сына над рабочим столом. Как считал «по пальцам» так и считает…Как сдвинуть процесс с мертвой точки? Допишу — ощущение, что сын элементарно не понимает принципа счета.

Счет «на пальцах»

1 класс.

Никак не могу отучить считать «на пальцах». Пытается всячески это маскировать, но тем не менее.

Стоит ли бороться и как? Или само отвалится?

Подскажите, пожалуйста, ссылку (где то тут встречалась) на игру на состав числа, компьютерную. Там движется земейка из цифр, и соединяя нужные цифры, змейка уменьшается. Если кто знает, киньте ссылку, пожалуйста!

Счет с переходом через десяток

Вы как складываете в уме? (или дети, кто у вас в семье за сложение отвыечает:)))
к примеру 17+24. Я: 10+20=30 +7=37 +4=41
Учитель объянила свекрови на даче: 7+4=11, 10+20=30. 11+30=41.
Спорили до потери пульса…:)))

Это легко, или?.. Математика, 1 класс

Задание: напиши 8 верных равенств, используя цифры 7,4,5,3. Подразумевается пример: 7-4= 5+3-5. Промежуточные решения пишутся над знаком. Ну и любые примеры надо придумать с заданными цифрами, чтобы равенство в итоге было верным. Долго объясняла сыну, что от него требуется. В итоге составил равенства, но не уверена, что потом самостоятельно справится с аналогичным заданием.

Устный счет-как научить?

Ребенок учится в 1 классе. Ровно 7 лет. С учебой пока нормально,оценки не ставят. НО!!!! В тетради по математике много учитель исправляет (Петерсон). У сына ооочень сложно идет устный счет в пределах 10. Считает по пальцам или линейке — правильно. Как в уме, так все — ступор полный. 6-1 даже по пальцам считает и т.п.. Я понимаю, что где-то упустила,но где??? может есть какая-нибудь методика обучения? подскажите пожалуйста.

про математ

ПОмогите, как объяснить ребенку вычмтание: 19-6, 11-8… Или дайте ссылку где про это можно почитать. Я ей объясняю на примере 19-6…19 — это 10+9, от 9-6=3, соответ еще и 10 получаем 13, не понимает!

Считать без пальцев

Как научить ребенка считать без пальцев? Я надеялась, что рано или поздно она просто запомнит, что, например, 3+6=9, но уже довольно долго все это длится и все равно пальцы используется. Причем, я ее попросила считать без пальцев — она их в открытую не зажимает, но я вижу, что глазками отсчитывает.

Устный счет — как потренировать?

Устный счет — как потренировать? Я из младшей конфы за советом. рекомендую дома повесить таблицы состава числа. мы как-то в дошкольном возрасте не придали значения Они не вундеркинды, они просто То есть для тех, кто к моменту поступления в 1 класс едва знает…

Обучение счету.

Как вообще лучше вводить счет? У нас пока только сложение на пальчиках — игрушках. Ане считать очень нравится, но я не знаю, как заниматься. Подскажите, а?

Что умеют делать дети к концу 1 класса?

я не готовила ребенка к школе, имеется ввиду не занималась специально, а в саду их тоже не готовили, т.к. он 96 года и его группа только в этом году пойдет в первый класс. умел Там же устный счет – основа первого класса. Состав числа до 10: как научиться быстро считать.

Как помочь первокласснику запомнить состав чисел

Для успешного обучения математике в первом классе ученикам важно легко и быстро считать. Наиболее оптимальным вариантом является усвоение счета, и соответственно – состава чисел (в пределах 20) вплоть до автоматических навыков, когда ребенок не задумываясь, в уме легко может решить длинную цепочку последовательных математических действий

  1. Многие дети при поступлении в школу уже свободно считают до 100 и вычисляют значения выражений в пределах 10 и даже 20. Если у вашего ребенка к 7 годам нет таких достижений, можно предположить разные причины такого «отставания» от сверстников, но основные две:
    • У вашего малыша слабая память.
    • У вас не было времени заниматься со своим ребенком
    • У вашего малыша есть реальные проблемы в развитии, которые вы можете обнаружить с помощью специалистов (психолога, логопеда, учителя, врача)

В первом случае для успешного обучения необходимо заняться тренировкой памяти. Для развития памяти существует огромное количество методик, развивающих игр и упражнений.

Для помощи ребенку во втором случае, и отчасти в третьем мы можем предложить несколько советов и упражнений, которые помогут вашему малышу более эффективно усвоить состав чисел в пределах первых двух десятков.

Для того, чтобы помочь ребенку выучить состав какого-либо числа, надо дать возможность ему поработать с частями (слагаемыми) данного числа. Например: придумать простые задачи и обратные (о конфетах, тетрадках, машинках, куклах и т.д.), демонстрируя все действия наглядно

Пример: вот на столе лежат 3 карандаша и 2 ручки. Сколько предметов на столе?(Обратная задача, в которой одно из известных данных становится неизвестным, а неизвестное ранее – известным) : на столе 5 предметов; 2 из них ручки, остальные карандаши. Сколько карандашей на столе? (Карандаши можно закрыть салфеткой или платком)

  • составлять числа с помощью цветных счётных палочек (можно поиграть, закрывая одну часть палочек ладонью или платочком, — малышу нужно догадаться сколько палочек вы закрыли рукой)
  • рисовать различными фигурами или фигурами разного цвета
  • начертить отрезок необходимой длины, считая по клеточкам нужное количество, разделить его на две части; затем обвести эти части разными цветами и составлять из данных частей все возможные равенства (по методике Петерсон)

Пример: отрезок равен 10 клеткам, делим его на части разного цвета — 6 и 4 клетки , составляем равенства 6+4=10; 4+6=10, 10-6=4; 10-4=6 (демонстрируя наглядно малышу, то закрывая, то открывая части ладонью)

Можно поиграть с малышом, пряча за спиной (под платком)определенное количество мелких игрушек (других предметов ) и подсказывая ему с помощью математических действий,

Пример: если к 3 конфетам добавить 2, то получится то количество, . которое я держу в руке. (За правильный ответ – сладкий приз), или «если съесть 4 конфетки (леденца, ягодки…)из 7, останется столько конфет, сколько я держу в руке.

Существует большое количество настольных и компьютерных игр, помогающих выучить состав чисел легко и без напряжения.

Устный счет с опорой на состав числа

На основе знания состава числа ребенок может выполнять сложение и вычитание. Например, чтобы сказать, сколько будет «пять плюс два», он должен вспомнить, что 5 и 2 — это 7. А «девять минус три» будет шесть, потому что 9 — это 3 и 6.

Однако, это не так просто, как кажется нам, взрослым. Ребенку нужно запомнить более сорока комбинаций! В школе через каждые два – три урока изучается новое число и дети знакомятся с его составом. При таких условиях прочность знаний недостаточна для свободного оперирования ими. Чтобы помочь ребенку лучше усвоить этот материал, рекомендуется предлагать им такие задания:

  • разложить указанное количество предметов на две тарелки, создавая разные сочетания (вариации подобного задания могут быть различные: развесить игрушки на двух елочках, расставить цветы в две вазочки, расселить гномиков в два домика и т.п.);
  • дополнить число до нужного;
  • закрасить ячейки, на которых записан состав указанного числа;
  • дорисовать доминошки.

Чем чаще ребенок будет выполнять подобные упражнения, тем быстрее и крепче он запомнит состав чисел. В идеале, эти знания должны быть доведены до автоматизма. Они просто необходимы для освоения принципов сложения и вычитания с переходом через десяток.

В дальнейшем, чтобы решать примеры типа 9 + 6, нужно научить ребенка последовательно выполнить несколько логических операций:

  • дополнить первое слагаемое до 10 (на основе знания состава числа 10 это 9 и 1);
  • высчитать, сколько еще нужно добавить (на основе знания состава числа 6 – 1 уже прибавили, осталось 5);
  • подсчитать результат.

Такой же прием (доведение до 10) ребенок будет использовать и при вычитании. Ход его мыслей примерно следующий:

  • чтобы из 14 вычесть 8, сначала нужно отнять 4, чтобы получить 10;
  • вспомнить состав числа 8 — это 4 и 4;
  • из 10 вычесть 4, опираясь на состав числа 10 — это 4 и 6.

Освоив эти способы, ребенок в дальнейшем будет использовать их при решении примеров с числами в пределах 100 и 1000. В основе такого сложения и вычитания лежит умение определять разрядный состав числа и поочередное выполнение действий с каждым разрядом.  

Как развить навык устного счета

Многие педагоги не рекомендуют приучать детей считать на пальцах, так как при таком способе они не стремятся к запоминанию результата, ведь необходимый инструмент всегда находится рядом. А если во время подсчитывания не хватит пальцев, то ребенок будет испытывать затруднение.

Нежелательно постоянно применять и палочки, чтобы найти результат. Работая с большими числами, ребенок может запутаться и прийти к неверному решению. Конечно, полностью игнорировать эти методы не удастся, но лучше их использовать для объяснения материала, а не постоянно. Постепенно уменьшая их использование, нужно прийти к навыку устного счета.

Он основывается на трех компонентах:

Способности: ребенок, чтобы научиться считать в уме, должен сначала развить в себе умение концентрировать внимание и запоминать несколько вещей одновременно.

Знание алгоритмов быстрого счета и умение выбрать максимально эффективный в конкретной ситуации.

Постоянные тренировки, которые позволят автоматизировать решение сложных задач и улучшить быстроту и качество счета.

Последняя составляющая является основной, но и значение первых двух не стоит недооценивать: зная удобный алгоритм и имея необходимые математические способности, можно быстро решить необходимый пример.

Развитие навыка счета в уме у младших школьников основывается на двух видах деятельности:

  1. Речевой – перед выполнением действия ребенок сначала проговаривает его вслух, затем – шепотом, а после – про себя. Например, решая пример «2+1», проговаривает: «чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число», а в уме определяет, что это – 3 и называет результат.
  2. Двигательный – сначала добавляет или убирает предметы (палочки, машинки) для подсчета результата, потом делает это пальчиком, а на последнем этапе – глазами, совершая в уме необходимые действия.

Можно предложить ребенку работать с числами с помощью пособий, предлагаемых разными методиками.

Эффективные методики

Объяснять состав числа 10 нужно постепенно, разделив обучение на несколько логичных блоков

На первых занятиях следует уделить внимание цифрам 2 и 3, их взаимоотношениям и возможным комбинациям. Далее можно переходить к занятиям с наглядными карточками и уже после подключать числовые домики

Занятие 1: осваиваем цифры 3, 2, 1

Возьмите любимые игрушки и вещи малыша (кубики, куклы, машинки). Начните упражнение с разбора числа 2 и покажите ребенку, какими способами его можно получить:

  • Положите на стол перед малышом один предмет и попросите ребенка сделать так, чтобы их стало два. Обычно ему не сложно догадаться, как справиться с заданием. Если потребуется, дайте подсказку.
  • Объясните малышу, что 2 является числом, состоящим всегда из пары единиц.
  • Попросите ребенка выложить на стол по 2 понравившихся предмета.
  • Когда двойка будет закреплена, переходите к изучению тройки. Расскажите ребенку, что если к 2 добавить 1 – получится 3. Положите перед ним две монетки и рядом еще одну. Малыш должен усвоить, что нет никакой разницы между 3 монетами вместе, 2 с 1 или 1 с 2.

Постепенно усложняйте задание. Четверку получить в игровой форме так же просто, как и тройку. Здесь могут помочь шахматы или шашки. Предложите ребенку выбрать 2 фигуры одного цвета (белый), а затем повторить задание. Спросите: сколько шахмат останется, если 1 светлую заменить на 1 темную? А что будет, если объединить 2 черные и 2 белые фигуры? В конце он должен понять, что получить число 4 можно при каждом возможном варианте перестановки.

Переходить к следующему блоку заданий стоит тогда, когда малыш поймет, что все эти действия приведут к результату известному заранее:

  • 2 — это 1 + 1, 2 + 0;
  • 3 — это 2 + 1, 1 + 2, 3 + 0;
  • 4 — это 1 + 3, 2 + 2, 3 + 1, 4 + 0.

По такому же принципу объясните оставшиеся числа до 10.

Задание 2: числовые карточки

На этом этапе ребенок уже должен уяснить, что складывая разные цифры, можно получить любой результат. Но когда следует узнать состав определенного числа, нужно идти от обратного – от заранее выясненного ответа. Вам необходимо вместе с ним разобрать все пары слагаемых, приводящих к единому результату. Для этого отлично подойдут числовые карточки. Вариантов обучения несколько:

  • Нарисуйте на карточках, например, 5 бабочек и предложите ребенку собрать нужное количество из предложенных заготовок.
  • Предложите ему несколько раз самостоятельно собрать комбинации, при которых их сумма в итоге будет равняться 5.
  • Попросите ребенка объяснить вам, как получить какое-либо число. Допускайте ошибки, малышам придется задействовать все свои способности чтобы их вычислить.

Приступать к последнему блоку заданий следует тогда, когда чадо сможет подбирать все варианты состава указанного числа.

Задание 3: числовые домики

Арифметические домики отлично помогают окончательно понять и закрепить в знаниях ребенка понятие о составе любого числа, а также развить навык устного счета.

Дом для чисел представляет собой здание, имеющее крышу и несколько этажей с квартирами в два ряда. Высота сооружения зависит от числа, к которому нужно подобрать все возможные комбинации цифр. Чтобы объяснить ребенку состав числа 2, достаточно нарисовать дом с двумя этажами (0+2, 1+1) и так далее.

Заготовки домиков можно найти в учебниках по математике или же изготовить самостоятельно из картона.

Как построить ход занятия:

  • Положите на стол пустой дом, разместив в его крыше карточку с числом от 2 до 10 (пусть будет 6).
  • Объясните ребенку, что на каждом уровне в квартирах находится столько людей, сколько написано на крыше.
  • Поставьте условие: на первом этаже в 1 квартире живет всего один человек. Малышу нужно подумать и определить, сколько жильцов живет в квартире номер 2 (правильный ответ – 5).
  • Теперь, когда алгоритм решения задачи ясен, попросите ребенка заселить все оставшиеся квартиры, меняя начальное количество жильцов на каждом новом этаже. В итоге на 2-м этаже будет 2 и 4 жильца, на 3-м – 3 и 3, на 4-м – 0 и 6. Таким образом, малыш сможет освоить все существующие комбинации цифр.

Небольшой лайфхак: расскажите, что любое число всегда состоит из 1 и предыдущей цифры по порядку. Так, если требуется выяснить состав числа 7, сразу готов первый ответ: 7 – это 1 и 6.

Когда все пары цифр и состав 10 будут освоены, можно усложнять задания.

Как помочь ребенку усвоить состав чисел

Как и в случае с обучением устному счету, стоит обращать внимание на все, что окружает и задавать вопросы по теме, например: «У меня есть 4 конфетки, как мы с тобой можем разделить их?» или «Смотри, на площадке гуляет пятеро ребят, все они катаются с горки. А что будет, если кто-то один пойдет на качели? А если двое пойдут?» и т.д

Есть одна маленькая хитрость: каждое число состоит из предыдущего и единички. Запомнив это правило, ребенок будет уже иметь одну комбинацию при раскладе любого числа. По такому же принципу можно усвоить, что каждое число состоит из предыдущего, от которого отняли еще 1 и двух.

Чтобы определение состава чисел дошло до автоматизма, нужно выполнять больше соответствующих заданий. Придумывать их можно с ходу, не обязательно приобретать специальные пособия. Даже если вокруг нет ничего подходящего, всегда есть возможность задействовать пальцы. Например, взрослый называет число, состав которого нужно показать, пусть это будет число 7. Ребенок показывает количество пальцев, которое входит в состав 7, скажем 5, а взрослый должен показать, сколько недостает – 2. Затем игроки меняются местами.

Занимаясь с ребенком, важно помнить, что похвала – неотъемлемая часть успеха и лучший мотиватор, а взаимопонимание и поддержка придают уверенность в собственных силах

Подготовка к обучению

Прежде всего у ребенка должно сформироваться понятие числа. Для малыша эта категория является абстрактным понятием. На первых порах ребенку сложно объяснить, что такое число или цифра.

В качестве обучающего материала может быть выбрано все что угодно: любимые кубики, мячики, мягкие игрушки, машинки и т.д

Важно, чтобы малыш понимал, что с ними можно не только играть, но их возможно посчитать.. Это не должно быть в форме скучного и навязчивого урока, ребенок это просто не поймет

Все должно выглядеть словно игра, как бы “между прочим”

Это не должно быть в форме скучного и навязчивого урока, ребенок это просто не поймет. Все должно выглядеть словно игра, как бы “между прочим”.

Важно не упустить время, когда ребенок воспринимает все как увлекательную игру, тогда обучение станет для него приятным занятием

Не забывайте главное правильно – занятий должны быть интересными и приносить удовольствие!

Обратите внимание, что занятия с ребенком должны быть разнообразными. Если организовать все в форме игры, то и обучение чтению в 6 лет и работа с техникой чтения в 9 лет будет доставлять удовольствие и не покажется утомительной.. В качестве отдыха во время занятий малышу можно предложить сбор пазлов, другие развивающие игры или задания на логику

В качестве отдыха во время занятий малышу можно предложить сбор пазлов, другие развивающие игры или задания на логику.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий