Поиск

Как воспитывать ребенка без криков и наказаний

Как объяснить, что ребёнок поступает неправильно

Рекомендации:

  • не спрашивайте, почему малыш намусорил в детском уголке. Дайте ведёрко, тряпочку, пусть соберёт мусор, вытрет пол. Помогите, подскажите, но не делайте всю работу;
  • нельзя пугать наказанием, которое будет позже (или вы о нём забудете вовсе);
  • скажите, что вы расстроились из-за плохого поступка;
  • строгим голосом объясните, что в вашей семье так не поступают;
  • ограничьте сладости, общение с компьютером, пропустите совместный просмотр мультфильмов, поход в кинозал. Ещё варианты: откажитесь от визита в гости из-за его проступка, скажите, что обещанный подарок он пока не заслужил;
  • посадите ребёнка на стульчик или в кресло, пусть спокойно посидит 5–10 минут. Нельзя смеяться, поддаваться на капризы, наигранные слёзы. Всем видом покажите, что вы расстроены;
  • нельзя унижать детей, рассказывать, что вы опозорите его перед близкими/соседями/одноклассниками/ребятами во дворе за его проступки. Низкая самооценка, травмированная психика, злость, упрямство, обида на родителей – далеко не полный перечень последствий неправильных действий «горе – воспитателей»;
  • нельзя шлёпать, бить, запугивать ремнём: малыш будет бояться физического наказания, но не поймёт, почему его ругают;
  • не ставьте в угол, откажитесь от криков, запугивания «плохим дядей», «бабаем», чудищами. Никогда не говорите маленькому проказнику, что вы его бросите/разлюбите/отдадите дяде или злой собаке. Дочка или сын могут испугаться, получить психологическую травму. «Меня не любят, я никому не нужен», – что может быть страшнее для малыша.

Перечислю лишь некоторые причины, почему физические наказания нежелательны:

  • ребенок замыкается в себе, перестает доверять
  • страх тормозит его развитие
  • он ожесточается, отыгрывает в «безопасных» местах, где его не видят родители (школа, игры, улица)
  • ребенок становится обидчивым, мстительным, ему трудно прощать
  • обиды — источник соматических болезней
  • подростковый бунт
  • отчуждение, недоверие родителям и даже ненависть к ним
  • ребенок приучается «понимать» лишь язык физической силы, а не размышлять

Ребенок гораздо слабее нас, мы абсолютно в разных весовых категориях и физически, и энергетически, и эмоционально. Разве это справедливо, когда сильный бьет слабого? Ведь ситуация может вернуться через много лет, когда сильный взрослый-ребенок избивает немощного старика-родителя. Выглядит дико и противоестественно. Тот, кто слабее, должен вызывать отношение заботы. Наказание должно нести в себе функцию защиты, заботы о будущем, развитии, его качество может оцениваться следующими критериями: урок понятен, усвоен, добрые отношения сохранены, присутствует чувство любви, привязанности и благодарности, на душе тепло, мы остались близкими людьми друг другу. Формы наказания должны быть продуманы и экологичны. И чем развитее личность, культура, тем менее безобразны формы наказания.

Как воспитать ребенка без криков и наказаний и что такое автоматическое воспитание детей

Правильно воспитать ребенка без криков и наказаний — наука сложная. Поэтому многие родители автоматически воспитывают своих детей. По типу как умею, так и воспитываю. Они неосознанно применяют методы не воспитания, а манипуляции и воздействия на ребенка, в том числе, используя крики и наказания, при этом очень мало поощрений.

По сути, такое «воспитание» превращается в дрессировку (типа ты должен слушаться маму, т.е. подчиняться командам: «Встать!», «Спать!», «Рядом!», «Гулять!», «Ко мне!», «Чистить зубы!», «Делать уроки!», «Мыть посуду!», «Вынести мусор!», «Нельзя! (Фу!)» и т.д. и т.п.). Иногда, но редко — «Молодец! Иди почешу за ушком» или «На конфетку! «Заслужил!»…

Такие родители не знают или забывают, что ребенок тоже личность, и постоянные приказы и запреты, при этом с малым количеством разрешений, включают неосознанную психологическую защиту ребенка, защиту занижаемой Я-позиции. Внешне, Вам будет казаться, что ребенок все делает назло…

Именно из-за того, что детское непослушание, неосознанное сопротивление Вашим указаниям, проявление негативизма, бунт, воспримется Вами как дерзость и наглость, неуважение по отношению к Вам и делание Вам назло — у Вас возникнет эмоция гнева, злость, переходящая в ярость. Тут и начинается «воспитание» с криками и наказаниями — ужаснейшая ошибка воспитания.

Потом, некоторое время спустя, немного остыв от гнева, и «переварив» свои крики и наказания в отношении ребенка, Вы автоматически почувствуете жалость к нему (иллюзорно думая, что это родительская любовь) и чувство вины…то самое чувство вины, которое и заставляет многих задаться вопросом: Как воспитать ребенка без криков и наказаний… Проблема в том, что даже если расписать здесь полную инструкцию по правильному воспитанию детей без криков и наказаний — а таких, думаю, в Интернете навалом — «родитель-дрессировщик» все равно не станет родителем-воспитателем. Что-то он выучит, запомнит, но применять будет мало, т.к. большую часть жизни человек проживает автоматически…по своему жизненному сценарию, записанному в голову во время воспитания его самого.

Поэтому, родитель так же будет продолжать воспитывать своего ребенка автоматически, если были крики — станет снова кричать…если были наказания — станет снова наказывать…(конечно, не исключено некоторое воздержание после чтения инструкций по воспитанию).

Воспитывать детей — значит записывать в их голову некую программу, почти как в компьютер (мозг — то же компьютер). То же можно сказать про дрессировку животных, с той лишь разницей, что человек разумное существо, и должен отдавать себе отчет в том, что он делает, что чувствует и как мыслит.

Нынешних родителей, пытающихся воспитать своего ребенка без криков и наказаний, тоже когда-то воспитывали, т.е. программировали их родители. И чтобы им начать правильно воспитывать ребенка, мало начитаться соответствующей литературы. Нужно кое-что перевоспитать (перепрограммировать) в себе. Например, полюбить себя и своих детей…не делать из них «жертву», т.е. не жалеть их и себя, а любить…не приказывать или запрещать себе и детям, а разрешать…не наказывать себя и детей, а поощрять…

Тогда они смогут воспитывать детей также автоматически, т.е. не думая постоянно об инструкциях, и при этом будут воспитывать ребенка без криков и наказаний. Именно воспитывать, а не дрессировать.Консультация семейного психолога онлайн

Зайдите на страничку для родителей и воспитателей

Пройдите тесты для детей и родителей

Обязательно загляните в психологические журнал: читайте статьи психолога, советы и рекомендации по воспитанию детей

  • Воспитание разнополых детей

Дочь-подросток, как воспитывать

Воспитание в детском саду

Правила воспитания

Как вырастить ребенка счастливым

Неправильное воспитание

Рекомендации молодым родителям

  • Следующая публикация Почему люди завидуют друг другу?
  • Предыдущая публикация Где найти хорошего психолога — Вам не поможет психолог?

Бесплатная помощь психолога подписчикам в Соцсетях

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ:
Психологический журнал Услуги психолога Психология отношений Сексуальная психология Психоанализ сновидений Частые вопросы психологу Психотерапия страхов: ВСД, ПА Психология воспитания Тренинги и упражнения Самопомощь, Самоанализ, Самотерапия

ПСИХОДИАГНОСТИКА:
ВСЕ ТЕСТЫ ТЕСТЫ НА РАБОТУ Личностные тесты Семейные тесты Тесты и статьи для женщин Девичьи тестыТесты о любви и отношениях Тесты подросткам Тесты и статьи для мужчин Социальное тестирование

Что необходимо знать родителям о воспитании детей без наказания как научиться этому искусству

  • Упрямство и капризы – способ самовыражения ребенка, когда ему не хватает свободы. Часто они возникают в кризисные периоды жизни — кризис 3 лет, переходный период. С каждым годом добавляйте ребенку свободы и личного пространства, а не обязанностей. Ведь свобода — это принятие решений.
  • Допускать естественные последствия – истинные наказания.
  • Прочувствовать вместе выход из проблемы. Например, ребенок взял без спроса чужую вещь. Нужно пояснить, что хозяин вещи расстроится, если не найдет ее на месте. Ведь она ему так дорога. Надо вернуть ее хозяину!
  • Взрослый должен задавать интерес у ребенка к нужному поведению, а не зацикливаться на нежелательных действиях. Т.е. родитель не предупреждает, если тронешь цветок, выпорю. А говорит, сиди, играй с куклой, пока я не приду.
  • А как же быть с маленькими детьми? Они не понимают неправильности своих действий, и объяснить им это практически невозможно. Тогда нужно просто физически удалить малыша из опасной обстановки и создать для него безопасную среду. Если лезет к дворовой собаке, то надо унести кроху в другой двор и отвлечь игрушкой.
  • Много разговаривать с ребенком. Объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Моделировать ситуации на куклах и решать проблемы в игре.
  • Не накладывать запреты на необходимые действия. Ребенок не может сидеть тихо на стуле около 40 минут в очереди. Детям полезно бегать, играть, прыгать и резвится. На то они и дети, а желание иметь удобного ребенка – это требование родительского эгоизма.

Воспитание без наказаний не приводит к эгоизму. Ведь эгоисты — это недолюбленные дети, которые во взрослом состоянии пытаются наверстать упущенное.

Воспитание без наказаний — большая и тяжелая работа. Главным образом, это работа над собой – ведь, что бы мы ни делали, дети все равно будут похожими на нас.

Виды наказаний ребенка

В зависимости от многих обстоятельств проступка, выделяют несколько возможных видов наказания ребёнка.

Наказание запретом

Этот вид наказания считается самым мягким, но при этом довольно эффективным. Работает он так: если малыш не хочет выполнять какие-то мелкие поручения, за это его ограничивают в чём-то, что он любит делать (запрещают гулять, смотреть телевизор и т. д.). В абсолютном большинстве случаев желание встретиться с друзьями или увидеть новую серию мультфильма оказывается сильнее лени, и ребёнок старается как можно быстрее выполнить свои обязанности, чтобы снять ограничение

Грамотно воспитывая ребёнка с помощью этого наказания, обращайте внимание, чтобы он понимал связь между запретом и своим проступком. Если логическая связь между ними не прослеживается, воспитательный эффект будет минимальным

Например, если малыш разбросал игрушки и отказывается убирать их по местам, логично будет на какое-то время запретить ему ими играть. При этом обозначенный период должен быть адекватным, чтобы наказание не казалось чрезмерным.

Наказание трудом

С помощью такого наказания воспитывают не только дома, но и в школе, и даже взрослые люди иногда ему подвергаются. Смысл его в том, что провинившийся выполняет какую-то работу по дому, будь то мытьё посуды или уборка комнаты.

Как и в случае с наказанием запретом, наилучшего эффекта вы достигнете в том случае, если наказание связано с проступком. То есть, если ребёнок где-то намусорил, и вы заставите его убраться в этой комнате – это будет вполне справедливо. В следующий раз он не захочет повторять своих действий, чтобы снова не нарваться на «отработку».

Словесное наказание

Здесь речь идёт о любых грубых выражениях, оскорблениях, угрозах. С этим видом наказания нужно быть очень осторожным, поскольку любое плохое слово, услышанное от родителей, может очень глубоко повлиять на детское сознание. Регулярные словесные наказания приводят к тому, что ребёнок замыкается в себе, у него падает самооценка, накапливается обида. Чтобы воспитывать детей таким образом, но при этом не травмировать их, попробуйте построить свои высказывания от первого лица.

Не говорите так: «Опять ты получил двойку по математике! Вчера весь вечер занимались, а ты ничего не запомнил!». Скажите лучше следующим образом: «Мне так обидно, что я стараюсь помочь тебе с уроками, а в итоге всё зря. Я ведь знаю, что ты всё это можешь запомнить, попробуй сделать это ещё раз».

Наказание изоляцией

Это стандартные воспитательные методы: поставить ребёнка в угол или запереть в комнате, и какое-то время не идти с ним на контакт. При правильном использовании этот метод наказания может быть эффективен и безвреден для психики.

Обратите внимание, что с изоляцией нельзя перебарщивать. Если вы будете постоянно воспитывать ребёнка таким образом, не удивляйтесь, что он вырастет замкнутым и необщительным

Также подобные наказания под запретом, если малыш боится замкнутых пространств.

Наказание игнорированием

Для самых маленьких игнорирование со стороны родителей может стать настоящей трагедией. Вы – самые главные люди в его жизни, его защита и опора, и вдруг ребёнок видит, что вы от него отвернулись. Из-за этого у него формируется ощущение одиночества и ненужности.

Старайтесь воспитывать детей, не применяя наказание игнорированием слишком часто.

Моральное наказание

Здесь речь идёт о том, чтобы вызвать у ребёнка чувство вины за то, что он сделал что-то плохое. А поскольку вина – это очень сильное переживание, после подобных наказаний формируется довольно устойчивая модель поведения. То есть, однажды подвергнувшись осуждению родителей за какой-то поступок, в дальнейшем малыш будет сознательно избегать подобных действий.

Моральные санкции – стандартный метод, с помощью которого детей воспитывают и в садике, и в школе. Естественно, что наказание в таком случае должно быть соизмеримо с проступком, а также соответствовать возрасту и психологическим особенностям провинившегося.

Телесное наказание

В педагогике до сих пор не утихают споры о том, можно ли воспитывать детей «ремнём». При этом в большинстве стран запрет на насилие в семье закреплён законодательно. Например, в России подобные статьи есть в Семейном Кодексе.

Однако некоторые специалисты в вопросах воспитания, в частности известный отечественный педагог Антон Макаренко, в исключительных случаях допускали физическое наказание детей в самых разных проявлениях. Того же мнения придерживается и ряд современных психологов. И всё-таки, можно ли воспитывать ребёнка без физических наказаний?

Зачем мы наказываем детей

Конечно, родители прибегают к строгим мерам не из желания обидеть своего малыша или навредить ему. Чаще всего это бессилие, которое появляется из-за невозможности повлиять на мнение ребенка. Тогда им приходится запугивать.

Через такую методику воспитания проходят все, но иногда она становится слишком суровой и приводит к скандалам и необратимым последствиям в формирующейся личности.

Наказание, как воспитательная мера вполне может присутствовать. Только оно должно выступать в качестве мотиватора, а не пресса, который давит в растущем человеке желание иметь свое мнение и быть самостоятельным.

Опять же необходимо задаться вопросом: «Почему я бессилен?» Найти ответ на него очень важно, тогда вы сможете выстраивать отношения с близким человеком без угроз, а в любом спорном вопросе будет достаточно простого объяснения

С какого возраста можно наказывать детей

Детей наказывать можно и нужно, только делать это советуют психологи лишь с достижения определенного возраста. Безусловно, ваши наказания и шлепки по попе будут непонятны новорожденному крохе.

Детей до года категорически запрещается наказывать. С 1 года до 2 лет запрещены телесные наказания

Родители должны отвлекать всячески от предмета, заслужившего столь бурное внимание крохи. Например, переключить внимание от розетки на домашнее животное

В это же время стоит постоянно объяснять, что это опасность.

С 3 до 5 лет задача родителей установить в доме четкие правила, которым должно следовать малыш. Например, нельзя смотреть мультики больше 15 минут в день. При этом, делать это нельзя ни сегодня, ни завтра, ни через полгода.

Поверьте, первоначальные несогласия с этим и всевозможные протесты достаточно скоро закончатся, а позднее ребенок и не захочет смотреть мультфильмы большее время.

Если с 3 до 5 лет некоторые психологи разрешают вводить наказания в виде стояния в углу, небольшого похлопывания по попе или сидение на стуле непослушания, то с 6 лет подобную практику следует отменить.

Это младший дошкольный и школьный возраст, в котором кроха ощущает себя полноценной личностью. Подобные наказания ущемляют его и делают неуверенным в себе. Родители уже должны разговаривать в этом возрасте о проступках малыша, объяснять, что было неправильно в его поведении.

Методы семейного воспитания

Методы семейного воспитания – это способы взаимодействия взрослых и детей, благодаря которым у ребенка формируется сознание, чувства и воля, появляются навыки верного поведения, стремление к самостоятельности, к духовному и моральному развитию. Выбор метода взрослые осуществляют исходя из свойственной им культуры, имеющегося опыта, психолого-педагогических навыков и методов построения процесса жизнедеятельности. Кроме этого, выбирая метод воспитания, стоит учитывать следующие факторы:

  • цели и задачи, которых родители хотят добиться в воспитательном процессе;
  • семейные отношения и жизненный уклад;
  • количество детей в семье;
  • родственные связи, чувства мамы с папой и прочих членов семьи, которым свойственно завышать потенциал своего малыша, его способности и достоинства;
  • личностные качества родителей и прочих членов семьи, присущие им духовные и моральные ценности и взгляды на жизнь;
  • опыт матери и отца, их способности применить на практике воспитательные методы, учитывая возраст и психофизиологические характеристики ребенка.

Во всех методах есть одно правило — члены семьи не могут отменять ранее установленное другим требование, иначе один из родителей окажется «плохим». Лучше дать ребенку побольше свободы, но создать небольшой ряд неукоснительных «нет», которые должны исполняться при любых условиях.

Взрослым бывает довольно трудно применить на практике некий воспитательный метод. К тому же, согласно анализу, один и тот же метод родители реализуют индивидуально. Особенно разнообразные варианты характерны для методов убеждения, требования, поощрения и наказания. Кто-то пытается убедить малыша доброжелательно, показывая свое доверие к нему, другие основываются на собственном примере, некоторые хотят получить желаемый результат, упрекая, крича и угрожая малышу, а кто-то считает целесообразным наказывать дитя физически.

Выбирая метод воспитания, нужно учесть ряд важных факторов — в том числе и количество детей в семье

Рассмотрим способы осуществления метода родительского требования:

Прямое родительское требованиеКосвенное родительское требование
ПоручениеПоказ образа
ПредупреждениеПожелание
РаспоряжениеСовет
ПриказНапоминание
Прочие разновидностиПереключение
Прочие разновидности

Соблюдение правил

Запреты и поощрения — это два главных пункта, которые должны обязательно выполняться родителями.

С помощью правил отец с матерью не дают малышу совершать опасные и запрещённые действия, а благодаря стимулированию, ободрению они воспитывают ребёнка правильно, приемлемо.

Например, если сын желает спокойной ночи и доброго утра своим родным, то это хорошо и тут его можно поощрять улыбкой, добрым словом, поцелуем.

Но если он падает на пол, стучит ногами, то такое поведение ни в коем случае нельзя ободрять: нужно уйти, оставив мальчика самого или принудительно поставить на ноги, посадить в велосипед – то есть показать, что будет так, как правильным считает именно мама.

Секреты воспитания

Всем взрослым хочется воспитать послушного ребенка, но не всем без труда это удается. В чем же заключается секрет успеха? Поделимся основными секретами воспитания детей:

Важно любить своего ребенка таким, каков он есть, даже если он капризничает и балуется. Доверие – прежде всего

Малыш, который видит, что ему доверяют, будет стремиться стать честным и рассудительным, не огорчать своих родителей.
Все неудачи малыша стоит пережить вместе с ним, чтобы показать, как вы им дорожите и волнуетесь за него. Так ребенок учится быть небезразличным к проблемам других, оказывать помощь близким, у него появляется чувство сопереживания и сочувствия.

Иногда ребенок терпит неудачу — родителям важно быть рядом и найти слова утешения

Больше общайтесь с ним и проявляйте интерес. Тогда малыш захочет рассказать вам про свои впечатления, мысли, высказать собственное мнение.
Если кроха изъявляет желание помочь вам в домашних делах, не отказывайтесь. Иначе в будущем у него может вовсе пропасть желание делать что-либо.
Не забывайте похвалить маленького ребенка, если даже он выполнил несложное задание. Это способствует тому, что малыш впоследствии сможет находить решения более трудных задач.
Если ребенок допустил ошибку, не ругайте и не наказывайте его. Первым делом постарайтесь узнать, почему он так поступил и что хотел доказать своим поведением. Объясните ему, что так поступать не нужно.
Предоставьте малышу возможность исправить свои ошибки, выслушайте его объяснения. Благодаря этому ребенок перестанет переживать и бояться.
Чтобы дети были собранными и организованными, родителям необходимо вести себя так же

Не торопитесь упрекать ребенка, в первую очередь обратите внимание на свои действия и поступки.
Что бы ни случилось, всегда поддерживайте малыша и помогайте ему. Это придаст ребенку уверенности в себе, благодаря чему он будет стремиться покорять новые вершины.

Чтобы ребенок был собранным и аккуратным, эти качества нужно демонстрировать на своем примере

Как воспитать ребенка счастливым

Ну и самое важное, если вы хотите получить уверенного, здорового, воспитанного человека в будущем – сделайте его счастливым сейчас, в детстве. Что это значит:

Что это значит:

  1. Он должен расти по принципу безусловной родительской любви. Мы всегда будем любить тебя, помогать и поддерживать. В противоположном случае у него сформируется отрицательная самооценка;
  2. Никогда не отталкивайте его, всегда и все спокойно объясняйте. То есть уважайте;
  3. Умейте признавать и свои ошибки, извиняться. Тогда он будет чувствовать партнера в вас, а значит, будет спокоен и счастлив;
  4. При любом наказании он должен чувствовать его справедливость, а не унижение. Ваша задача объяснить, почему и привести доводы;
  5. Улыбайтесь рядом с ним. Счастливые мамы и папы – половина дела.

Больше улыбайтесь и веселитесь все вместе. Стать взрослым и серьезным он еще успеет, а вот насмеяться так, чтобы сохранить позитивный нрав на всю жизнь – нет.

Роль наказания в воспитании провинившихся детей

Роль наказания в воспитании детей заключается в формировании у них правильного представления об окружающей действительности. Но не стоит применять наказание провинившихся детей повсеместно и постоянно.

Приведем некоторые советы по поводу наказания:

  1. Родители должны установить границы дозволенного, а затем требовать их соблюдения. Сначала взрослые должны для себя четко определить, что они разрешают ребенку, а что нет. Малыш, в свою очередь, тоже должен знать эти рамки. Лишь в этом случае наказание будет восприниматься им справедливо.
  2. Если ребенок ведет себя неподобающим образом, то отвечать на него стоит уверенно и решительно. Если малыш демонстрирует открытое неповиновение или идет на конфликт, родители должны быть к этому готовы. В противном случае, проявляя мягкость или беспомощность, взрослый лишается авторитета в глазах ребенка.
  3. Нужно четко отличать своеволие от безответственности. За непреднамеренный поступок ребенка лучше не наказывать. Если малыш забыл выполнить просьбу родителей или просто ее не понял, наказывать его нежелательно. Безответственность ребенка и злостное непослушание – разные вещи, первая требует более терпеливого отношения взрослых.
  4. Когда конфликт исчерпан, надо успокоить малыша и все ему объяснить. Зачастую ребенок тяжело переносит наказание, чувствует себя виноватым, растерянным и покинутым. По истечении срока наказания нужно помириться с малышом, обнять его, сказать, как сильно вы его любите и как вам неприятно наказывать его. Можно еще раз объяснить, почему он был наказан и как в следующий раз ему лучше поступить.
  5. Нельзя требовать от ребенка невозможного. Перед тем как попросить малыша что-то сделать, родители должны четко отдавать себе отчет в том, что он сможет это выполнить.
  6. Родители должны в первую очередь в общении с ребенком руководствоваться любовью. Прежде чем наказать малыша, стоит разобраться в ситуации, оставаясь при этом спокойным. В процессе воспитания не избежать ошибок и конфликтов. Но родители в отношениях с детьми в первую очередь должны проявлять любовь, заботу и теплоту.

Несколько таких ситуаций, которые полностью не приемлют наказания как метода влияния или воспитательной меры:

нельзя наказывать ребенка за естественную познавательную активность;
за возрастные и физиологические особенности ребенка (плохую память, неусидчивость, невнимательность, плохой аппетит, не засыпает и др.);
за отсутствие опыта поведения в какой-либо жизненной ситуации (ребенок не попросился на горшок, дерется, кусается, при условии, что раньше ему не объяснили, что так поступать нельзя);
за проявление естественных чувств (ребенок ревнует к младшему брату или сестре, соответственно обижает их);
за неосторожность (ребенок упал на прогулке, испачкался в луже, порвал штанишки, случайно пролил на себя сок или чай).

В заключение необходимо сказать и о том, что нельзя оставлять детские проступки совсем без внимания. Это также вредит детям, как и излишне строгое наказание. Если ребенку не объяснять, что хорошо, а что плохо, как можно поступать, а как нельзя, он будет усваивать нормы поведения слишком медленно или вообще посчитает, что подобное поведение является нормальным. Родителям надо помнить, что сначала должна идти разъяснительная беседа и только если она не подействовала на ребенка, может следовать наказание.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий