Поиск

Раннее развитие детей от 1 года

Развивающие методики для детей с 1 года до 3 лет

Система развития Марии Монтессори

Пожалуй, одной из популярнейших методик раннего развития малыша является именно Монтессори. Главный ее принцип — создание для детей подходящей среды, где они могут самостоятельно изучать мир. Педагог играет лишь роль помощника, но не инициатора, который не вмешивается без необходимости в дела ребенка, но и не отказывает в просьбе о помощи.

С года до трех лет — самый ранний возраст для начала занятий. Вообще группы Монтессори чаще делят на младшую, где детям от 1 до 6 лет, и старшую — от 7 лет. Благодаря разновозрастности малыши контактируют с детками постарше и активно помогают друг другу.

В оригинале система Монтессори следует достаточно строгим ограничениям, например, отказ от ролевых игр, чтения сказок. Для обучения необходимо создавать определенную среду, использовать дидактические материалы. Что-то можно сделать и самостоятельно, но, если хочется следовать именно этой методике раннего развития детей от года, лучше найти центры с педагогами, которые будут основаны на данном принципе обучения и оснащены соответственно. Можно совмещать понравившиеся моменты системы обучения с другими современными методиками раннего развития, если нет цели строго следовать всем заветам.

Подход Монтессори хорош тем, что учит ребёнка в первую очередь самостоятельности и самодисциплине. Обучение проходит под лозунгом: «Помоги мне это сделать самому!»

Методика Масару Ибука

Также среди методик раннего развития детей от одного года у многих на слуху книга японского автора под названием «После трех уже поздно». В ней Масару Ибука излагает свою точку зрения на воспитание и обучение малышей, считая, что дети от природы имеют большое желание учиться всему новому, главное, чтобы их интерес не подавлялся множеством игрушек.

Лучше выбирать в качестве дидактических материалов наследия мировой культуры в виде стихов, классической музыки и полотен великих творцов.

Система раннего развития малышей от Масару Ибука рассчитана на японский менталитет, где людям свойственно созерцание, послушание и почтение, что в целом не всегда вяжется с нашими привычными взглядами на мир и воспитание.

Развивающие пособия «Школа семи гномов»

Сборники книг «Школа семи гномов» — это по сути лучшие методики раннего развития в одной коллекции. Обучение направлено на всестороннее развитие ребенка, имеет классификацию по возрастам, разные тематические задания с пояснениями для родителей, которые поначалу нужно выполнять вместе с детьми, а в старшем возрасте можно доверить им делать все самостоятельно. 

Важно учесть, что потребуется приобретать материал для каждого возраста отдельно и уделять время на занятия. Несмотря на то, что пособия рассчитаны с рождения и до школьного возраста, наибольшую актуальность приобретают для детей от года, когда ребенок начинает проявлять больше инициативы в обучении

Развивающие методики для детей от 2 лет не особо отличаются от тех, что описаны ранее для малышей. В них лишь усложняются и более тщательно прорабатываются уже изученные темы и приемы, дается больше свободы для самостоятельных действий.

Окружающий мир.

1. Продолжить изучение домашних и диких животных, их детенышей. Узнавать простые факты о животных (где живет, что ест, характерные особенности, например, «корова дает молоко», «коза бодается» и т.п.), учить, что дают человеку домашние животные, учить названия основных частей тела животных (рога, копыта и т.п.).

2. Птицы – расширять свои знания о видах птиц, изучать основные факты о птицах (где живут, что едят, как появляется потомство, названия птенцов). Знакомится с разделением на домашние и дикие птицы (просто проговаривать это с ребенком, при изучении птиц подчеркивать, что кто-то живет рядом с человеком и приносит ему пользу, кто-то — дикая птица и живет сам по себе).

3. Насекомые – изучать самых распространенных насекомых (муравей, пчела, бабочка и т.п.); знать самые простые факты из их жизни (пчелка приносит мед, гусеница грызет листочки и т.п.), узнавать их по внешнему виду, воспитывать доброе отношение к насекомым. Подвести к пониманию, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются.

4. Познакомиться с понятием день и ночь. Пробовать различать утро, обед, вечер.

5. Познакомиться с явлениями природы: дождь, снег, ветер, радуга.

6. Познакомиться с 3-4 самыми характерными для местности деревьями, цветами.

9. Знакомится с понятием о материалах из которых сделаны окружающие предметы (бумага, дерево, камень, стекло).

  • Транспорт.
  • Доктор, поликлиника.
  • Магазин.
  • Семья.
  • Мир моря (обитатели, морская стихия, корабли).
  • Поезд и железная дорога, рельсы, вагоны, машинист.
  • Рыбка, аквариум, подводный мир. (Понаблюдать за рыбками, отмечать их особенности («Имеет хвостик, глазки, рот, живет в воде»).
  • Город.

11. Труд взрослых. Учить различать некоторые трудовые действия. Воспитывать чувство уважения к труду мамы, других людей.

12. Обобщение темы «Человек»  — строение, части тела, (по желанию родителей — элементарные знания о внутренних органах), здоровье, беседа о необходимости гигиены.

13. Техника в доме, электроприборы. Правила безопасности обращения с электричеством (розетки, вилки электроприборов).

14. Профессии. (В этом возрасте лучше изучать профессии без отрыва от общей темы. Например учим тему «транспорт» — попутно изучаем профессии водитель, пилот и т.п. Учим тему «доктор, здоровье» — изучаем профессию врач, медсестра и т.п.).

15

Если в возрасте от 2 до 3 вы планируете отдать ребенка в детский сад – уделите внимание знакомству малыша с темой садика, проговорите и проиграйте самые важные моменты – самостоятельность, расставание и встреча с мамой, самостоятельный сон, режим, уважение к воспитателям и т.п

Как заинтересовать ребенка

Бывает так, что ребенок не хочет заниматься и выполнять задания, тогда его нужно заинтересовать!

Для этого можно использовать следующие приемы:

Если ребенок не хочет выполнять задания, начните заниматься сами, делая это с увлеченным видом, можно привлечь в помощники игрушки, со временем ребенок сам к вам присоединится;
чем эмоциональнее вы объясняете задания и комментируете все свои действия, тем больше будет интерес у ребенка;
связывать занятия с повседневной жизнью, например, изучать фигуры, животных, звуки, предметы во время прогулки или путешествия;
привлекать к занятиям игрушки, которые тоже в них участвуют (в этом случае важно обращаться к ребенку именно от лица игрушек);
придумывайте сюжет занятий (например, можно обыгрывать сказки);
давать призы за выполненные задания;
обязательно много и эмоционально хвалить!

Физическое развитие.

1. Прыгать на месте на двух ногах. Ближе к трем годам – учиться прыгать вперед (но не у всех это получается).

2. Учиться бросать и ловить мяч, бросать мяч об стенку.

3. Подбрасывать вверх воздушный шарик, мячик.

4. Держать равновесие, проходя по доске положенной на пол, по скамеечке, брусу.

5. Изображать движения животных по показу мамы.

6. Ползать (как удав, как гусеница) на животе вперед.

7. Прыгать, как зайка.

8. Изображать птичку — махать руками, бегая по комнате, приседать – «искать зернышки в травке»,  подпрыгивать – «взлетать».

9. Громко топать, высоко поднимая ноги, как слон.

10. Плавать, как осьминог: ложимся на спинку поднимаем руки и ноги вверх, машем руками-ногами («плаваем»).

11. Бегать быстро, медленно, на носочках.

12. Сидя на полу, стучать по полу ногами, «как по барабану».

13. Перекатываться по полу, как колобок.

14. Подпрыгивать из полуприседа, как лягушка.

15. Танцевать и заниматься логоритмикой (под музыку Железновых, других авторов).

16. Поднимать предметы с пола, нагибаясь, приседая.

17. Тянуться руками вверх, доставая предметы которые расположены высоко (предметы на высоте вытянутой руки ребенка может держать мама).

18. Передвигаться по комнате, не задевая разбросанные на полу предметы (например подушки), постепенно увеличивая темп и количество предметов.

19. Переносить крупногабаритные, но не тяжелые вещи (например, детский стульчик, легкую коробку с игрушками).

20. Ходьба по массажным поверхностям.

21. Ходьба на носочках, ближе к трем годам – на пяточках.

22. Выполнять движения в танце – ставим ногу на носочек, на пяточку.

23. Ходьба по начерченной на полу извилистой линии (или полоске бумаги) — развитие координации.

24. Подлезание под натянутой веревочкой.

25. Игра «Поймай солнечного зайчика» — играем с солнечным зайчиком, который пускает мама.

26. Коллективные игры: водить хоровод, бегать паровозиком друг за другом (дети держатся друг за друга), игры со специальным детским игровым парашютом, игры в «догонялки», «волк и зайчата» и т.п.

27. «Кошки-мышки». Пока кошка спит (воображаемая кошка или другой взрослый) – дети с мамой ходят тихо-тихо. Когда кошка просыпаются – быстро убегают в домик.

28. Висеть на турничке, кольцах, маминых руках.

29. Лазать по спортивным стенкам дома, на детских площадках.

30. Ходьба по «кочкам» (хаотично разбросанным подушечкам, книгам).

31. Лазить через туннель (покупной или сооруженный из стульев, поставленных в ряд).

32. Игры на фитболе.

33. Игра «Улиточка и домик». Ребенок становится на четвереньки. На его спину кладут подушечку. Он превращается в улиточку, которая на спине несет свой домик (подушечку). Задание для улиточки — пройти как можно дольше, не уронив свой домик (ползем на четвереньках, неся на спине подушечку).

34. Ходьба на руках:

Первый год развития

Для малыша первый год жизни самый важный и даже критический. За 12 месяцев ему нужно научиться держать головку, переворачиваться, сидеть, хватать предметы и удерживать их. А кроме того, смеяться, улыбаться, произносить первые слова и делать первые шаги. То есть ребёнок учится самостоятельно жить. Также с первых дней он пытается определять эмоциональное состояние окружающих людей. Ниже приведены ориентировочные примеры развития, поскольку у каждого маленького человечка собственный темп развития.
Физическое и психологическое развитие по месяцам:

1-й месяц

Малыш учится останавливать взгляд на ярких предметах и лицах окружающих. Близким он уже дарит свою беззубую улыбку. Лёжа на животе, пытается приподнимать голову и поворачивать её в направлении доносящегося звука. Сейчас он признаёт лишь маму, поскольку чувствует знакомый запах, голос и биение сердца. Мама – это его первый объект познания мира.

2-й месяц

У крошки тормозятся некоторые движения, зато он начинает быстрее реагировать на голосовое обращение к нему. Малыш способен, лёжа спокойно, рассматривать подвижные предметы, причём он уже может сопровождать их взглядом. Он уже пытается управлять движением конечностей, хотя пока это у него плохо получается, и движения остаются ещё очень хаотичными.

3-й месяц

Малыш уже способен несколько минут удерживать головку, а к концу месяца делает это уверенно. Когда взрослый держит его за подмышки, малыш пытается отталкиваться ножками. Он уже способен эмоционально реагировать не только на голоса родственников, но и просто пребывая в хорошем настроении, выражая его с помощью звуков. Малыш может в полный голос смеяться. При кормлении ручонками стремится «правильно» поддерживать грудь мамы или бутылочку.

4-й месяц

Малыш почти всё может слышать и видеть, а его зрение уже почти равно по полноценности зрению взрослого человека. Может различать основные цвета и различает родственников по голосам. Но родителям, начиная с этого возраста, нужно быть бдительными: раньше они могли спокойно оставить малыша на ровной поверхности, например, дивана или кровати. Теперь же, когда малыш научился легко переворачиваться со спины на живот и обратно, без ограничителей может запросто свалиться на пол. Также он пытается самостоятельно сесть.

5-й месяц

У малыша хорошо развитые хватательные рефлексы, позволяющие уверенно держать в руках небольшие предметы. В этом возрасте у детей начинает рефлекторно развиваться крупная и мелкая моторика пальцев, когда он перехватывает из рук взрослого заинтересовавший его предмет. Малыш уверенно держится вертикально. В этом возрасте начинает развиваться речь, первыми он пытается произносить простые гласные звуки. Родители ужасно радуются, когда в этом возрасте чадо вдруг произносит «мама» или «папа», хотя это ещё не осознанная речь, поскольку дитя само не понимает значения произнесённого слова.

6-й месяц

Развитие речи продолжается, уже произносятся первые слоги. Малыш с ложки ест уверенно, пытается ползать, переставляя ручонки. Уверенно сидит в окружении подушек.

7-й месяц

Умственная деятельность продолжает активно развиваться. Если постоянно упражняться, то кроха на вопрос «где?» укажет на предмет глазами или потянется к нему. Он всё увереннее ползает, а его опорно-двигательная система начинает стремительно развиваться.

8-й месяц

Малыш уже во многом самостоятельный: сам ложится и садится, и даже встаёт с опорой. С удовольствием повторяет за взрослым слоги и выполняет простейшие просьбы (покажи ручки и т. п.). Очень любит игру в ладушки.

9-10 месяцы

Достигнув этого возраста, дети пытаются делать первые самостоятельные шаги

Иногда они и вовсе начинают ходить, но только до первого падения и шишки, после чего относятся к хождению более осторожно

11-12 месяцы

Малыш уже способен хорошо играть с предметами и осознанно произносить первые слоги и слова, обозначающие знакомые предметы.

Как развивать память.

2. Что появилось? – играем по тому же принципу, что написано в предыдущем пункте, но не прячем, а добавляем игрушки, ребенок должен определить, какую игрушку добавила мама.

3. Спрятать 3-4 игрушки вместе с ребенком. Потом попросить его их найти (ищем по памяти).

4. Попросить ребенка принести 2-3 предмета (приносим предметы по памяти).

5. Вспоминать вместе с мамой, что ребенок делал вчера, утром, какое-то время назад, какие события происходили на улице (кто сегодня гулял из друзей, какие у них были игрушки и т.п).

6. Запоминать, что нарисовано на картинке и отвечать на вопросы о том, что там было нарисовано, после того, как картинка закрыта.

7. Игра «Найди пару» с прятками – мама показывает ребенку картинку и прячет ее за спину. Просит найти такую же картинку в группе карточек (ребенок ищет парную картинку не держа ее в руке, как обычно, а по памяти):

8. Игра в «наперсточки». Берем разноцветные стаканчики, под один из них кладем игрушку. Несколько раз меняем стаканчики местами, затем просим найти — где спрятана игрушка (постепенно увеличиваем число игрушек и стаканчиков).

Когда нужно обратиться к логопеду

Следует обратиться к логопеду, если:

• до 2,5 лет у ребенка не появилась речь или словарь малыша составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист-логопед умеет не только корректировать звукопроизношение, но и стимулировать появление речи у неговорящих детей;

• ребенок в 1,5 – 2,5 года не произносит нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своем» языке, причем много и активно (не нужно дожидаться 3 лет — идите к логопеду прямо сейчас);

• ребенок 4 – 5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»;

• ребенок 3 лет и старше искажает слоговую структуру слова, пропускает, переставляет слоги, добавляет новые: «пувица» — «пуговица», «гебимот» — «бегемот», «пепитан» — «капитан»;

• ребенку больше 6 лет и он не произносит какие-либо звуки родного языка. В это время фонетическая система полностью сформирована, и малыш должен говорить правильно;

• ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (появились речевые запинки).

Также стоит быть внимательнее, если малыш изучает сразу несколько иностранных языков: иногда в таких случаях у него может развиться дисграфия — нарушение овладения письменной речью. Чтобы не было отклонений, нужно заниматься с малышом, как только он познакомится с буквами — обычно это умение приходит в 4 – 6 лет.

Методика развития талантов Синити Сузуки

Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать. Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка». Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.

Основные принципы методики:

Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.
Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.
Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.
К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности

Тогда и ребенку учиться будет в радость.

Методика Масару Ибука

Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно»

Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша

Основные принципы методики:

Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего

Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально
Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.
Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.
Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.
У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.
Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.
Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.
Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.
Детям необходимо постоянно двигаться
Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества

Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.

Заповеди Монтессори, как методики раннего развития 0-6 лет

Каждая методика рождается на базе неких закономерностей. Мария Монтессори вывела 12 «заповедей», которые могут объяснить, какие действия к каким последствиям могут привести.

Окружающая среда — лучший учитель. Что может подготовить ребенка к миру лучше, чем сам мир? Малыш интересуется всем, что происходит вокруг и это естественно. Наблюдения различных явлений помогает ему узнать, как работаю те или иные вещи. В последствии ребенку будет проще выбрать конкретно те занятия, которые его интересуют и к чему у него склонности. Поэтому, чтобы не навредить – просто создайте крохе даже до года, необходимые условия, отвечающие основным принципам методики Монтессори.

Критика учит ребенка осуждать. Если вы постоянно критикуйте своего малыша, он учится критиковать других, в том числе и свои родителей, и других детей, что в плане социализации ему может помешать
Таким образом, старайтесь не концентрировать ваше внимание на том, как было выполнено и кем. А старайтесь сосредоточиться на его личных достижениях и итогах.

Похвала учит ребенка оценивать
Если вы хвалите своего малыша, он учится давать свою собственную оценку вещам, предметам и действиям. Но хвалить просто за действие не нужно. Только за результат, которого он смог добиться сам.

Враждебное отношение учит ребенка драться. Должен ли ребенок уметь драться — спорный вопрос для многих родителей. Конечно, это не должно становиться для малыша способом добиваться своего или решать какие-то проблемы, но умение постоять за себя не бывает лишним. Таким образом, старайтесь подойти к конфликтам более спокойно, но научите при крайней необходимости постоять за себя!

Честное отношение к ребенку учит ребенка справедливости. Не прихваливайте, но при этом сильно и не критикуйте своего ребенка. Он сможет понять, что к нему относятся справедливо и только тогда относится, так же к другим людям и самому себе

Поэтому справедливое отношение к действиям и результатам очень важно для малыша.

Если ребенка будут высмеивать он привыкнет быть робким. Робость может быть полезным навыком, но не всегда

Это может привести к тому, что малыш просто будет бояться проявлять свои желания, а значит, и амбиции. Поэтому не нужно морально давить и пытаться принизить малыша. Он очень чувствителен по натуре! Имейте в виду, что после вы будете пожинать плоды такого воздействия, но поменять отношение крохи будет практически невозможно.

Если вы создадите для ребенка безопасную среду, это поможет ему доверять не только вам, но и миру. Кончено, всего должно быть в меру, чтобы малыш не вырос излишне наивным. То есть старайтесь обезопасить пространство крохи до 2 лет, но в любом случае говорите и розетках, острых углах. Вы, в конце концов, можете поехать в гости, а там такой идеальной обстановки не будет.

Если ребенок постоянно чувствует позор, то он привыкнет чувствовать себя виноватым. Постоянное чувство вины – это не совесть. Это то, что действительно может помешать человеку во взрослой жизни. То есть важно в определенный момент помочь, когда вы понимаете, что кроха не готов еще что-то сделать сам. Нужно давать задачи по силам малыша.

Если вы одобряете своего ребенка, это научит его самоуважению. Кончено, перехвалить ребенка не стоит, иначе он может вырасти зазнайкой. Вам, как и малышу нужно знать меру.

Снисходительное отношение к малышу, сможет научить его терпению. Как к самому себе, так и к другим людям. Терпение, как и волю нужно взращивать с молодых ногтей.

Если родители будут подбадривать своего малыша, показывать ему свою веру в него, он будет уверенней чувствовать себя и сможет добиться большего.
Если ребенок чувствует в семье себя нужным и чувствует доброе отношение к себе, он сможет находить в мире любовь, и будет уметь показывать ее другим. Он будет не загнанным зверенышем, а добрым и отзывчивым крохой, который будет готов покорить мир в любой момент!

Выполняя эти не хитрые, но очень важные заповеди методики Монтессори для детей от 0 до 6 лет, вы сможете вырастить

Творческое развитие

Сюда можно отнести развитие воображения и расширение кругозора.

1.Рисование:

учиться рисовать линии, круги и другие фигуры на бумаге, снегу, песке (с помощью красок, мелков, карандашей, пальцев, палочек);
обращать внимание на выбор цвета;
учиться дорисовывать рисунки и соединять по точкам (например, можно приобрести специальные тетради с заданиями);
пробовать оставляем отпечатки (с помощью штампов, рук, губки и т.д.);
учиться обрисовывать предметы.

2.Лепка:

  • учиться лепить шарики, катать колбаски, скреплять детали, а также мять материал, сплющивать, отщипывать, делать углубления пальцами и т.д. (для этих целей можно использовать пластилин, тесто, кинетический песок);
  • учиться лепить разные предметы (пирамидка, улитка, цветы, грибы, снеговик, гусеница, колобок, гномик, осьминог, пчелка, ежик), продукты (конфеты, яблоки, крендели, пирожки, пицца), которые затем можно использовать в игре;
  • извлекать игрушки спрятанные в пластилине;
  • лепить пластилин на картон и украшать мелкими предметами;
  • размазывать пластилин по бумаге/картону;
  • оставлять отпечатки на пластилине используя разные предметы (например, игрушки, массажный шарик, вилку, формочки, детали конструктора, специальные скалки и т.д.);
  • учиться резать пластилин ножом, вырезать формочками, втыкать разные предметы.

3.Развитие мелкой моторики:

  • играть в пальчиковые игры (можно с массажным шариком Су-Джок);
  • изучать разные фактурные поверхности;
  • создавать аппликации (например, из цветной, фактурной или самоклеящейся бумаги, природных материалов, крупы, салфеток, пуговиц, геометрических фигур, пластилина);
  • сортировать или пересыпать мелкие предметы;
  • строить домики и башни из кубиков или конструктора;
  • переливать воду из разных емкостей (используя лейку, кувшин, воронку, клизму, пипетку и т.д.);
  • играть с наклейками, липучками, молниями, кнопками, пуговицами;
  • вылавливать из воды ситом или ложкой мелкие предметы;
  • собирать воду с помощью губки;
  • комкать и рвать бумагу;
  • создавать узоры из мелких предметов (камней, фасоли, макарон, палочек и т.д.);
  • подбирать крышки к банкам, закручивать и окручивать их;
  • нанизывать бусины на нитку;
  • играть с прищепками;
  • наматывать нитки на клубок;
  • определять предметы на ощупь;
  • учиться резать бумагу ножницами;
  • разбирать и собирать игрушки из мелких деталей;
  • работать щипцами;
  • чистить вареные яйца, мандарины и т.д.

4.Музыкальные занятия (можно использовать методику Железновых):

  • повторять движения под музыку (руки на плечи, на пояс, на колени, потопать, похлопать, присесть, нога на носок-на пятку, наклониться и т.д.);
  • играть в игры с музыкальными инструментами;
  • прослушивать разные виды музыки (медленная, быстрая, грустная, веселая, спокойная и т.д.);
  • изучать звуки разных инструментов;
  • разучивать и песни;
  • угадывать мелодии.

Раннее развитие: за и против

Педагоги, педиатры, психологи и опытные родители разделились на два лагеря. Одни — за применение методик в семейном воспитании, другие безоговорочно против. У обеих сторон достаточно веские аргументы, поэтому вас самим придется решать, следовать ли вам популярным педагогам или ждать, когда младенец сам начнет осваивать необходимые навыки.

«Против»

  1. Малыш сам научится всем требуемым навыкам, когда придет время, поэтому не нужно торопить природу.
  2. Раннее развитие может нанести вред младенцу, вмешиваясь в естественный ход его формирования и адаптации.
  3. Большинство методик построено на интеллектуальном и физическом развитии крохи, но при этом они оставляют «за бортом» эмоции, социализацию и психику грудничка, поскольку на темпы их развития повлиять никак нельзя. У подросшего ребенка со временем накапливается дисбаланс между умениями и психо-эмоциональной сферой, который может помешать ему общаться с другими детьми и осваиваться в коллективе.
  4. Только комплексное и ежедневное следование методикам позволит вам добиться хороших результатов, а это — тяжелая и долгая работа с ребенком, требующая большой теоретической подготовки. Кроме того, такое обучение требует полной вовлеченности хотя бы одного из родителей, а ведь мамам, как правило, нужно работать.
  5. Упор на интеллектуальное развитие лишает ребенка детства, вместо того, чтобы постепенно познавать мир и свойства предметов на собственном опыте и играть, малыш вынужден учиться по картинкам и карточкам чтению и счету.
  6. Пожалуй, самый главный аргумент противников раннего развития — это несвоевременность полученных знаний. Зачем двухлетнему ребенку уметь читать, если его мозг не готов еще перерабатывать слова в образы, и к чему четырехлетнему крохе знать наизусть таблицу умножения? Полученные знания в итоге «законсервируются» до того, момента, когда пригодятся ему в школе, и таким образом дитя все равно интеллектуально сравняется с обычными ровесниками.
  7. Даже если ваш ребенок пойдет до конца и будет продолжать развиваться прежними темпами, это грозит ему проблемами с социализацией. Чрезмерно умных детей не любят и не принимают в обществе.

«За»

  1. Наш мир постоянно изменяется, и, чтобы ребенок успевал осваивать необходимые знания, его нужно развивать с младенчества.
  2. Последователи раннего развития считают, что не отнимают детство у малышей, а отнюдь, делают его насыщенным и разнообразным. Методики не призывают заменить простые игры на обучающие занятия, наоборот, они сливают эти виды деятельности воедино, и малыш получает образовательные прогулки и развивающие игры.
  3. Расширенные методики, всесторонне развивающие кроху, позволяют выявить у малыша яркие склонности к определенным занятиям, чтобы в дальнейшем развивать именно их.

Педагогическая система Монтессори

Мария Монтессори (Maria Montessori)– первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной практике столкнулась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, открыла «Дом ребенка». Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.

Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.

 Instagram @kartseva_evgenia

Задача – создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.

Изначально методика направлена на детей от 3-х лет, но сейчас получила распространение с рождения. Узнать о методике подробнее можно из книг Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети – другие».

Где заниматься

Дома и/или на развивающих занятиях. Есть детские сады, которые занимаются по системе Монтессори. Педагоги должны иметь сертификат от Ассоциации монтессори-педагогов в России.

В качестве вывода

В первые 12 месяцев развитие ребёнка идёт ускоренными темпами. В это время малыш успевает познать мир, набрать неплохой словарный запас, выстроить начальные и элементарные логические цепочки.

Многие специалисты убеждены, что если с малышом не заниматься в первые годик-два, то затем ребёнок не сможет компенсировать недополученные знания и умения.

Однако чрезмерная фанатичность и следование буквально всем догматам развивающих методик может, наоборот, не принести пользу, а навредить детскому развитию.

Если вы решили взять в работу упоминавшиеся выше методики развития детей, необходимо соблюдать определённые правила. Они помогут избежать негативных последствий и сделают обучение более естественным:

Внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Если ему не нравится занятие, он выражает протест в виде слёз или отбрасывания предложенных игрушек, нужно остановиться и занять его чем-то другим.
Не следует отрывать младенца от занятия, которым он увлечён в данный момент, ради развития. Если кроха предпочитает играть в кубики, а не рассматривать картинки, дождитесь, когда он закончит игру.
Все упражнения и задания, включённые в выбранную вами образовательную систему, обязаны быть понятными и вызывающими доверие. Также следует отрепетировать все занятия, прежде чем подходить с ними к ребёнку.
Обучение малыша должно быть комплексным. Ни в коем случае нельзя развивать только физическую либо познавательную сферу
Необходимо уделять внимание всем сторонам личности ребёнка, в том числе эмоциональной и социальной.
Не нужно превращать процесс получения знаний и навыков в автоматическое действие

Важно стимулировать у ребёнка интерес к самому процессу, формировать любопытство, любознательность и наблюдательность.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий