Поиск

Развитие ребенка в 4 месяца

Физиологические изменения

  • Подкожно-жировая ткань ребенка развивается, поэтому к трехмесячному возрасту у крохи появляются пухлые щечки, а также складочки на ручках-ножках.
  • Мышечная система карапуза развивается сверху вниз. Кроха уже освоил удержание головы и начал владеть своими ручками. Гипертонус ручек уже полностью прошел, что позволяет младенцу активнее изучать свое тело и игрушки, трогая все руками.
  • Многие рефлексы новорожденных уже угасают. К примеру, поискового рефлекса (поворота головы при поглаживании в уголке рта), хоботкового рефлекса (вытягивания губ при прикосновении к ним), а также рефлекса Бабкина (открывание рта при надавливании на ладошку) у трехмесячного ребенка быть не должно. Такие же рефлексы, как ползания, сосания или Моро, в 3 месяца еще очень выражены.
  • Пищеварительная система малютки развивается. Желудок увеличивает свою емкость и может вмещать уже больше молочка, но другое питание кроме грудного молока либо адаптированной смеси, ребенок воспринимать пока еще не готов. Единственным добавлением в детский рацион может быть дополнительный витамин Д, который часто предписывают 3-месячным детям, как профилактическое средство против .
  • Стул трехмесячного ребенка более однородный и регулярный. У получающего лишь грудное молоко карапуза периодичность стула бывает от 1 раза в 2-5 дней до 5 раз в сутки. Если стула у ребенка исключительно на грудном вскармливании не было несколько суток, при этом ребенок ведет себя нормально, а стул после такой длительной паузы мягкий, никаких дополнительных стимуляций для испражнения ребенка не требуется.

О том, как можно поиграть с трехмесячным малышом, смотрите в следующем видео с экспертом по интеллектуальному развитию О. Н. Тепляковой.

Что умеет делать малыш

К возрасту в 1 год и 4 месяца у ребёнка развиваются следующие навыки:

Крупная моторика

  • Самостоятельно ходит – малыш уже умеет передвигаться без посторонней помощи. Ноги и руки при этом широко расставлены для удержания равновесия.
  • Поднимается из положения лёжа и сидя – без посторонней помощи и опоры.
  • Садится из положения стоя – пока это выглядит несколько неуклюже. Ребенок просто резко падает на попу.
  • Ползает по лестнице вверх и вниз – при этом вниз спускается на четвереньках.
  • Носит с собой в руках большую игрушку или несколько маленьких.
  • Катает за собой машинку на верёвочке или толкает перед собой игрушку с длинной ручкой.

Мелкая моторика

  • Строит башенку из кубиков или колечек.
  • Открывает крышку у коробки, переворачивает её, чтобы вытряхнуть содержимое.
  • Забрасывает игрушки в коробку.

Употребление пищи

  • Пьёт из кружки непроливайки без посторонней помощи.
  • Пробует есть ложкой самостоятельно.
  • Разжёвывает еду, разрезанную на кусочки.
  • Ест мягкие продукты самостоятельно – фрукты, детское печенье и т. п.

Гигиена

  • Любит купаться, пробует намыливать ручки и ножки при помощи кусочка мыла или мочалки.
  • Пробует вытираться полотенцем.

Одевание

  • Самостоятельно снимает носочки, расстёгнутые ботинки и тапочки.
  • Снимает головной убор, если тот не на завязках.
  • Помогает взрослому себя одевать.

Способность сосредотачивать внимание

Ждёт пока собеседник договорит, а затем отвечает ему с использованием жестов, коротких слов и мимики.
Прослеживает взглядом, куда собеседник указывает пальцем и находит указываемый объект.
Подражает действиям окружающих, стараясь воспроизвести их в своих играх.
Обращает внимание на иллюстрации в книге – пытается назвать то, что на них изображено.
Двигается в такт музыке, пытается танцевать.

Восприятие речи и жестов

  • Указывает пальчиком на домочадцев и объекты — может показать где мама, папа, кошечка, плюшевый мишка и т. д.
  • Называет объекты из книжек по просьбе взрослого или самостоятельно.
  • Выражение симпатии и привязанности
  • Расстроившись, приходит обниматься ко взрослому для получения эмоциональной поддержки.
  • Выделяет среди прочих любимую игрушку и всюду берёт её с собой.
  • Не любит находиться среди незнакомцев, старается как можно скорее найти глазами знакомого человека и подойти к нему.
  • Любит по несколько раз слушать одну и ту же сказку, смотреть мультик и т. д.

Игровая деятельность

  • Понимает назначение бытовых предметов и демонстрирует это знание в играх. Например, кормит мишку с тарелки, возит куклу на машинке и т. д. В играх начинают прослеживаться причинно-следственные связи.
  • Притворяется и подражает – притворяется будто спит, или собирается выйти на улицу. Подражает действиям и жестам взрослых.
  • Любит играть в игры, подразумевающие очерёдность – по очереди забрасывать мячик, рисовать и т. д.
  • Начинает рисовать пальчиковыми красками, мелками, карандашами. Двигает карандашом размашисто и экспрессивно.
  • Имитирует звуки, чтобы обозначить какой-либо предмет или животное. Машина –«би-би», кошка –«мяу», собака – «ав-ав» и т. д.

Питание 16 месячного ребенка

В этом возрасте полноценным считается четырех разовое питание. Меню включает в себя:

  1. Завтраки — сыр, хлеб, молоко, чай, какао, вареные яйца, сырники. Каша: манная, овсяная, рисовая, кукурузная, гречневая.
  2. Обеды — овощи, гарниры из круп, картофельное или овощное пюре, вермишель; рыбные и мясные вторые блюда: запеканки, котлеты или тефтели приготовленные на пару, отварная курица или рыба. Супы: рассольник, щи, борщ, овощной, вермишелевый с фрикадельками. Салаты из овощей: капустные, свекольные, огуречные, морковные. Зелень: шпинат, салат, петрушка.
  3. Полдники — молоко, чай или кефир, печенье, фрукты, творожная запеканка либо творог с фруктами, йогурт.
  4. Ужины — запеканки или пюре из овощей, каши, бутерброд с конфитюрами и маслом, молоко, фрукты.

Питание в таком возрасте является полноценным, но ради безопасности пока еще желательно давать пищу в измельченном виде, или рубленном на мелкие кусочки. Приучать к крупной пище стоит постепенно, чтобы ребенок мог осваивать способность пережевывания.

Каша ребенку на завтрак

Стоит также обратить внимание на то, что у ребенка уже формируются вкусовые предпочтения, с периодическими изменениями. Их надо учитывать, и ни в коем случае, не заставлять его кушать нелюбимый продукт, однако и полностью потакать прихотям тоже нельзя, так как в дальнейшем будет крайне сложно угодить маленькому гурману

В графике кормлений также могут происходить временные изменения, все зависит от того, насколько ребенок перед этим хорошо покушал или если не было возможности покормить его в нужное время

Но важно следить за временными промежутками между приемами пищи

Часто бывают ситуации, когда малыш ест мало или вовсе отказывается, и если со здоровьем все в порядке не стоит переживать. Дети в таком возрасте уже хорошо чувствуют голод и в случае чего смогут намекнуть маме о желании покушать.

Восемь месяцев

Малыш умеет самостоятельно и свободно передвигаться, садиться, лазить, поэтому не оставляйте ребенка на высоте. Он с интересом рассматривает новые игрушки, может узнать на фотографии папу и маму, помахать вслед рукой. В этом возрасте кроха уже пытается кушать самостоятельно и начинает понимать, о чем его просят.

Ребенок выполняет несложные поручения, может что-то принести и показать, легко собирает кубики и пирамидки, закрывает баночки крышками. Появляются первые осознанные слова. Как правило, это “папа”, “мама”, “дай”, “нет” и так далее. Восьмимесячные малыши любят слушать музыку, танцевать, топать ножками и хлопать в ладоши.

Вес младенца увеличивается на 500-600 грамм, рост – на два сантиметра. В восемь месяцев в рацион грудничка должны обязательно входить мясо и творог. Они насыщают организм кальцием и укрепляют костный скелет, который еще слишком хрупкий у малыша. Не забывайте об овощах и фруктах, безмолочных кашах. Блюда для грудничка должны быть пресными, тушеными, вареными или приготовленными на пару без специй и приправ. Можно постепенно включать в рацион рыбу.

Развитие: наблюдаем за малышом

Позади первый день рожденья малыша. Всего за 12 месяцев кроха из беспомощного свертка, который принесли из роддома, превратился во вполне самостоятельного человека со своим характером и привычками.

В этот период дети растут и набирают вес неравномерно, приблизительно 100-300 г и 1,0-1,2 см в месяц. К полутора годам мальчики весят 9,8-12,2 кг при росте 79,6-85,0 см, соответствующие показатели для девочек: 9,1-11,6 кг и 77,8-83,6 см*. Меняются пропорции детского тела: ручки и ножки постепенно становятся длиннее, живот становится более плоским. Все дети разные: высокие и не очень, пухленькие и худые. Главным показателем физического здоровья ребенка в этом возрасте является не количество набранных килограммов и сантиметров, а стабильное развитие.

В возрасте одного года большинство детей уверенно передвигаются по дому, держась за опору, многие начинают ходить самостоятельно. К полутора годам малыши начнут бегать и даже играть в «футбол»: катать мяч, пинать его ногами и бросать вперед или вверх.

Ребенок продолжает с интересом исследовать окружающий мир, особенно теперь, когда для этого появилось больше возможностей. Он может забраться на ранее недоступные вершины с помощью стула или кресла.

Игры с предметами становятся сложнее. Теперь маленькому экспериментатору необходимо узнать, можно ли разделить предмет на составные части Если не получиться разделить на части игрушку руками, он может бросить ее на пол — так она точно развалится на куски. Разбирать пирамиду из кубиков на части, а потом пытаться снова собрать ее в одно целое, — одно из любимых занятий малыша в этом возрасте.

Развиваются детское зрение и слух: дети хорошо различают мелкие предметы и лучше видят вдаль. Повышается глубина восприятия — способность воспринимать предметы «объемно» и оценивать расстояние до них. Для полноценного развития всех органов чувств детям необходима смена впечатлений.

К одному году многие дети уже умело подражали речи взрослых, теперь этот навык продолжает совершенствоваться: малыши более свободно владеют интонацией, активно помогают себе жестами, произносят практически все звуки по отдельности, а некоторые по слогам. Растет словарный запас ребенка – то есть количество тех слов, значение которых он хорошо понимает. Ребенок этого возраста уже способен выполнять сложные просьбы, состоящие из нескольких этапов: «Подойди к папе, возьми у него книжку, принеси ее маме». Он знает всех членов семьи по имени и может найти их на фотографии.

В полтора года малыш активно использует для общения несколько слов и правильно отвечает на простые вопросы, указывая на части тела, предметы и людей вокруг. Однако связной и понятной взрослому человеку речи еще нет: малыши продолжают «лопотать» на особом детском языке, понять который способны только любящие родители и близкие. А вот выражать свои эмоции мимикой и жестами малыш умеет в совершенстве, так, что каждому станет понятно, что именно в данный момент хочет ваш ребенок.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Что малыш умеет

  • Младенец освоил перевороты на спину с положения на животике. Теперь ребенок сам выбирает положение, в котором будет изучать окружающий мир. Некоторые малыши приступили и к освоению ползания. Пока они пытаются перемещаться на животе, активно перебирая ножками, а также перекатываются.
  • Малыш уже может сидеть, но только с поддержкой (к примеру, в стульчике для кормления). При этом спинка крохи согнута, поэтому медики не рекомендуют надолго оставлять 5-месячного ребенка в сидячем положении. Если вы будете держать малютку под мышки и поставите на прочную поверхность, то заметите, что ребенок будет стоять на выпрямленных ножках.
  • Кроха свободно управляет своими ручками и способен как ухватить, так и длительно держать предметы обеими руками. Предложите ребенку взять игрушку и увидите, как кроха схватит ее ручкой. Малютка будет внимательно изучать предмет и может так увлечься, что проведет с игрушкой до 10-15 минут.
  • Карапуз уже хорошо узнает маму и других людей, с которыми часто общается. Он оживленно отвечает на проявления внимания от близких и различает тон, с которым с ним общаются. Незнакомцы же вызывают у ребенка совсем другую реакцию, преимущественно настороженную.
  • Речь малыша активно и представляет собой длительное гуление. У произносимых крохой звуков уже можно отметить определенную интонацию, которую ребенок копирует у родителей. Некоторые малыши уже проговаривают не отдельные звуки, а слоги.
  • Карапузу очень нравятся песни и потешки из маминых уст, что проявляется бурным весельем. Настолько же бурно кроха умеет выражать и отрицательные эмоции, например, когда забрали игрушку или положили в кроватку, а ребенок еще хотел пообщаться с мамой.
  • Малыш начал интересоваться едой взрослых. Он заглядывает в тарелки мамы и папы, и если родителям по нраву идея педагогического прикорма, такое поведение может стать поводом начать знакомство младенца с первыми порциями новой пищи.

Можете сделать упражнения, показанные в следующем видео, по методике О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Первый месяц

В первые недели жизни ребёнок спит 60-80% времени

На этом этапе для младенцев важно постоянное присутствие мамы рядом и своевременное кормление грудным молоком. Поэтому кормящей маме важно наладить лактацию

Особое внимание уделяется для недоношенного новорождённого, которому дополнительно назначают специальные молочные смеси

Несмотря на то, что кроха практически все время спит, для нормального развития важно уделять внимание прогулкам на свежем воздухе. Во время бодрствования купайтесь и принимайте ванны, делайте массаж и гимнастику для новорожденных. Кроме того, нужно приучить малыша к режиму день-ночь

Кроме того, нужно приучить малыша к режиму день-ночь.

В первый месяц жизни малыш умеет:

  • Плакать и улыбаться;
  • Узнавать голос, запах и прикосновения мамы;
  • Совершать микродвижения, активно двигать руками и ногами;
  • Различать яркие цвета, рисунок в полоску и в клетку;
  • Фокусировать взгляд на лице взрослого человека или на ярком неподвижном предмете и следить за движущимся предметом. Для развития этого навыка можно повесить в коляску или над кроваткой подвесную игрушку;
  • Произносить звуки в такт речи говорящего и различать особенности звуков;
  • Приподнимать и удерживать головку несколько секунд, лежа на животике.

В первый месяц кроха набирает по 90-150 грамм в неделю. Таким образом к началу второго месяца жизни вес ребенка в среднем увеличивается на 0,4-0,7 кг по сравнению с массой при рождении. При этом днем он кушает каждые два часа, ночью грудничка прикладывают по три-пять раз.

Режим дня

К году у всех детей имеется определенный распорядок дня, сменившись за 12 месяцев жизни несколько раз

Его поддержание важно для хорошего самочувствия малыша. Основными моментами режима дня ребенка 12 месяцев являются организация сна и бодрствования, а также питания

Сон

Дети 1 года бодрствуют больше, но по-прежнему спят около 14-15 часов в сутки. Ночной отдых в среднем длится 10-11 часов, а днем ребенок 12 месяцев спит дважды. При этом первый дневной сон обычно длится дольше (2-2,5 часа), а второй – менее длительный (1,5 часа). К одному дневному сну дети начинают переходить примерно в 18 месяцев.

Бодрствование

В режиме дня 12-месячного ребенка есть активные и спокойные игры, гимнастические упражнения, чтение книг, прогулки, визиты в гости и многое другое. В первую половину дня активные игры лишь приветствуются, а вечером их следует избегать. Гимнастику с ребенком нужно выполнять за час до приема пищи.

Прогулки

Гулять с годовасиком советуют 2 раза в день, причем в хорошую погоду хотя бы один из дневных снов стоит организовать на прогулке. Выходить с крохой на улицу рекомендуют утром в 10-11 часов, а в послеобеденное время – в 16-17 часов. Длительность прогулок должна составлять от 2 часов и больше. На нее будут влиять погодные условия, например, в теплые летние дни малыш вполне может проводить на прогулке 5-6 часов. Если же на улице мороз ниже -10, сильный дождь или очень ветрено, от прогулки стоит воздержаться.

Питание

Ребенок 1 года по-прежнему ест 5 раз в день с паузами между приемами пищи 3,5-4 часа. Рекомендуется придерживаться режима питания, предлагая малышу еду примерно в одно время, а также не допуская длительных перерывов. Определить общее суточное количество пищи для годовалого малыша можно, разделив массу тела крохи на 9. В среднем детки этого возраста съедают в день 1000-1300 мл пищи. Разделив такой объем на число кормлений, вы получите средний объем порции в 200-260 мл.

Питание малыша на грудном вскармливании включает все больше блюд прикорма. Малыш прикладывается к груди в основном около снов, в течение дня (например, если упал) и после еды (запить прикорм). В ночное время сохраняются активные подутренние кормления, которые бывают в 4-8 часов утра.

Детей на искусственном вскармливании можно продолжать кормить адаптированной смесью, предлагая ее в два кормления (первое и перед ночным сном). При необходимости смесь уже можно отменить, предлагая на завтрак крохе кашу и заменив смесь перед сном кисломолочным напитком.

В питании годовалого ребенка появляются специи, зелень, соль, некоторые виды сладостей (пастила, зефир). Таким детям по-прежнему рано знакомиться с жареными блюдами, и , копченостями, жирными видами мяса, экзотическими фруктами, грибами и шоколадом.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Отношение к окружающему миру

Дети в 1,5 года отдают предпочтение всему яркому. Красивую и яркую одежду они готовы постоянно демонстрировать взрослым

Им нравятся игрушки, и неважно, какого они качества, главное в большом количестве и красочные

Малыши к 18 месяцам ведут себя очень деловито и достаточно спокойно. Уже нет страха перед внезапными звуками, которые беспокоили в младенчестве. Теперь звонок по телефону его не пугает, он знает, что никакой опасности нет. Хотя по-прежнему неизвестные люди и нестандартные ситуации заставляют спрятаться за маму.

Кроха уже прекрасно различает близких людей, воспринимает родственников и лиц, которые часто появлялись дома. Однако если пришли гости, то первые минуты встречи с ними требуют обязательного присутствия мамы. Родители уже могут постепенно знакомить ребенка с новыми людьми, можно отправить малыша на развивающие занятия, определить в детский садик, но если придется лечь в больницу, то определение в стационар будет проводиться только с мамой или папой.

Детки в 1,5 года четко копируют поведение родителей, максимально им подражают. Поэтому родителям необходимо быть ответственными и следить за своим поведением. Хотя уже начинают самостоятельно играть, не только копировать поведение мамы, когда она кормит ребенка, но и придумывать другие действия, то есть играют самостоятельно, «включая» фантазию.

Эмоции дети еще не умеют скрывать, если какое-либо действие не получается, то они искренне огорчаются, и, скорее всего, откажутся от задуманного.

Развитие ребенка в 1,5 года уже позволяет ему ярко выражать свои эмоции. Однако из-за малого словарного запаса кроха еще не может высказать свой гнев, поэтому размахивает ручками и ножками, валяется на полу, кричит. В этом случае не должно быть никаких мер воспитательного характера, это не истерика, а попытка донести информацию о своей неудовлетворенности

Успокоить можно только лаской и вниманием, переключив малыша на другие вещи

Малыши в этом возрасте уже выражают интерес друг к другу, но не ищут дружбы и партнера по игре. Для каждого из них в мире есть только один главный человек – это он, поэтому кроха не поделится своими игрушками с другим, а только попытается отнять чужую. Никаких мер против «жадности» не требуется, это нормальное эмоциональное состояние и с возрастом пройдет.

Как играть с ребенком в 2 года 6 месяцев

В этом возрасте сюжетные игры усложняются, малыш может выполнять в игре 2-3 последовательных действия. Например, кукла гуляет, кушает, потом ложится спать; машина выезжает из гаража, забирает груз, возвращается в гараж и т. д. Очень полезно побуждать ребенка использовать в игре предметы-заместители, например кубик вместо хлеба, палочку — вместо градусника и др.

В 2,5 года ребенок может увлеченно играть один. Во время таких игр, постарайтесь не отвлекать и не беспокоить его, чтобы не разрушить (не вторгнуться) этот мирок, который он создал

Это очень важно для развития фантазии и воображения ребенка

Если ребенку сложно самому придумать сюжет игры, помогите ему. В процессе совместной игры ребенок, как правило, сам начинает активно принимать участие и придумывать новые действия и занятия для персонажей.

В этом возрасте полезны игры в которых ребенок пытается изобразить различных животных. Попросите малыша показать злого волка, тигра, зайчика, доброго котенка, грустную собачку, веселую птичку. Это помогает малышу развивать фантазию, а также понимать и контролировать свои эмоции. Можно играть с малышом по-очереди, сначала Вы ему загадываете животных, а потом он Вам.

Для развития речи полезно имитировать звуки различных животных и предметов (как говорит петух, курица, лягушка, собака, поросенок, кошка, корова? Какой звук издает паровоз, часы? Как гудит машина? Как звенит будильник? И так далее).

Продолжайте играть с ребенком в развивающие игры и игры направленные на развитие мелкой моторики (пирамидки, стаканчики, пособия с геометрическими фигурами, пазлы, кубики, шнуровки).

Развивайте его творческие способности — рисуйте, лепите, делайте аппликации.

Приучайте ребенка к труду, так в качестве игры можно предложить ребенку разобрать покупки, разложить вещи по местам, помочь повесить белье, полить цветы и так далее.

Очень нравится малышам следующая игра: возьмите наволочку от подушки (или другой подходящий мешок) и сложите в нее разные предметы ( куклу, машинку,зубную щетку, ложку, шарик, кубик и т. п.). Попросите ребенка запустить туда руку и определить на ощупь, что там лежит. Можно устроить соревнование и отгадывать предметы по очереди.

Для малышей этого возраста продается много различных пособий для занятий. Это книжки с наклейками, интересными заданиями, которые помогают в развитие малыша.

Если Вы планируете отдавать ребенка в детский сад, то с 2,5 лет полезно начать приучать его к распорядку, режиму дня и рациону питания, которого придерживаются в конкретном детском саду. Старайтесь обеспечить малышу достаточное общение со сверстниками, хотя бы на детской площадке

Также уделите внимание укреплению иммунитета малыша. Это будет способствовать более легкой и быстрой адаптации ребенка к новым условиям

Занятия для развития

Теперь кроха бодрствует дольше, чем в первые два месяца жизни, и время, когда малютка готов воспринимать новую информацию и общаться, нужно использовать продуманно.

В утреннее время выполняйте с малюткой небольшую зарядку. Мягко сгибайте и разгибайте ножки и ручки, чтобы улучшить состояние связок

Также можно заниматься с малюткой на фитболе – укладывая на мяч ребенка на животик или на спинку, держите ребенка за ножки и осторожно катайте.
Регулярно выполняйте массаж всего тела малютки, так как он будет стимулировать мышцы крохи и другие органы, а также улучшать самочувствие крохи. Начните с поглаживаний спинки и шеи, а в завершение массажа легко разомните суставы коленей и локтей.
К ежедневной гимнастике, которую мама выполняет с младенцем, в 3-месячном возрасте стоит добавить упражнения, которые будут готовить малютку к переворотам

Правую ногу лежащего на спине малыша поверните налево так, чтобы она стала перекинутой через тело. Именно это движение дается малышам сложнее всего и именно оно дает импульс для переворота.
Для стимуляции умения поднимания головы и плеч в позе лежа на животе (когда малыш опирается на предплечья) чаще выкладывайте ребенка на живот с одновременным раскладыванием вокруг младенца ярких игрушек. С этой целью также часто используются специальные .
Вкладывайте в ручки ребенка погремушки, чтобы кроха учился держать игрушки самостоятельно и изучал их. Также подвесьте над кроваткой младенца мягкие игрушки так, чтобы малыш мог доставать их руками. Будет здорово, если внутри таких игрушек будут колокольчики и после удара по ним карапуз будет слышать звенящие звуки.
Пойте песенки крохе, а также чаще разговаривайте с малюткой. При этом в разговоре стоит делать небольшие паузы, давая карапузу возможность «отвечать» вам своим гулением. Чаще называйте кроху по имени, а также сопровождайте объяснениями любые свои действия.
Показывайте ребенку его отражение в зеркале. Также стоит познакомить малыша с изображениями животных и разных предметов.
Для стимуляции тактильной чувствительности давайте малышу щупать предметы с разной текстурой, например, скрученный из ниток мячик, кухонную прихватку, плюшевого медведя, мягкий кубик с колокольчиком внутри.
Включайте ребенку музыку разных стилей. Когда младенец бодрствует, включите что-то ритмичное и веселое, а перед сном стоит послушать с малюткой какие-то спокойные мелодии. Слушая с крохой ритмичную музыку, хлопайте в ладоши в такт.
Если у вас есть домашнее животное, наблюдайте за ним вместе с малышом. Также показывайте крохе животных во время прогулки.
Во время купания бросьте в воду несколько ярких мячиков или резиновых игрушек. Пусть кроха попробует их ловить в воде.

Потешки сделают массаж веселее.

Посмотрите следующее упражнение Татьяны Лазаревой, вы сможете делать его в любое свободное время.

Рефлексы

Так как ребенок быстро растет и развивается — первичные рефлексы уступают место более совершенным. Среди них выделяют:

  1. Хватательный рефлекс Робинсона. Если в первые месяцы жизни рефлекс был безусловным, то теперь ребенок начинает осознанно тянуться к предметам. Умение не пропало, но перешло на другой качественный уровень. Раньше кулак малыша сжимался, как только ему в руки попадался какой-либо предмет, теперь же малыш выбирает то, что больше всего его заинтересовало. Оценив степень проявления этого рефлекса, заботливая мама сможет спрогнозировать качество и скорость развития мелкой моторики в будущем.
  2. Ползание по рефлексу Бауэра. К 4 месяцам этот рефлекс угасает практически полностью. Если раньше, почувствовав опору у ножек, малыш отталкивался и пытался ползти, то теперь он стремится ползти самостоятельно.
  3. Рефлекс Моро. Не проявляется к четырём месяцам у большинства детей – резкий звук уже не приводит к тому, что ребенок вздрагивает и раскидывает в стороны руки с открытыми ладошками.

Рефлексы-раздражители, от которых ребенок к 4 месяцам должен избавиться полностью:

  1. Рефлекс Переса. Ранее при проведении пальцами с легким нажатием вдоль позвоночника ребенок выгибался и вскрикивал.
  2. Рефлекс Галанта. Раздражение кожи у линии позвоночника уже не спровоцирует изгиб спины.

На плановом приеме врач педиатр обязательно оценит состояние вышеперечисленных рефлексов, и при необходимости направит малыша на консультацию к невропатологу.

Зрение

Заботливые родители четырехмесячного малыша замечают, что цвет радужки ребенка меняется, и голубые при рождении глаза становятся карими, серыми, зелеными и т. д.

Изменения касаются не только внешности. Зрение младенца приближается к зрению взрослого человека. Исчезает косоглазие, вызванное слабостью мышц, появляется синхронность движений глазных яблок.

Малыш уже умеет следить за движущимися предметами, переводить взгляд с одной игрушки на другую и фокусироваться. Оптимальное расстояние для успешного рассматривания – 20–30 см. Ребенок становится восприимчив к цветам, любимыми в 4 месяца становятся желтый и красный, а затем синий и зеленый оттенки.

Слух

Слух ребенка становится все совершеннее. Малыш уже способен находить источник звука – он прислушивается, поворачивает голову в сторону его источника и находит его глазами.

Формируются и музыкальные предпочтения. Кто-то предпочитает медленные мелодии, кто-то веселые и задорные, а некоторые малыши любят исключительно мамины колыбельные.

Можно отметить зависимость активности малыша от звучащей музыки — колыбельные успокаивают его, а быстрые мелодии придают бодрости, двигательная активность заметно увеличивается.

Ребенок в 4 месяца различает голоса родителей, и уже способен понять – знаком голос или нет.

Поведение

Четвертый месяц жизни малыша характеризуется его социализацией.

Он узнает родителей, даже если на них надета яркая одежда, шапка, очки или нанесен макияж.

На незнакомых людей ребенок реагирует спокойно, может не обращать внимания.

И напротив — свою маму он рассматривает с удовольствием, и очень расстраивается, потеряв ее из виду.

Проблемы первых трех месяцев остаются позади, и малыш становится значительно спокойнее, теперь проще определить истинную причину его слез и раздражительности. Однако не расслабляйтесь – с этого момента начинается период прорезывания зубов, характеризующийся болезненностью и зудом в деснах.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий