Поиск

Задержка психоречевого развития у детей

Диагностика для выявления причин отклонения в речи и психическом развитии

Чтобы начать эффективную терапию, важно выявить причины, а для этого необходимо провести детальную диагностику, которая включает:

Обследование у сурдолога, особенно если есть подозрение на задержку речи.
Чтобы оценить соответствие развития определенному возрасту, используются различные тесты, шкала раннего речевого развития и шкала Бейли для грудничков.
Проводится беседа с родителями, в ходе которой специалист выяснит, как ребенок общается с родителями, как высказывает свои требования и пожелания, сообщает о своих потребностях

Это очень важно, потому что при наличии просто проблем со слухом ребенок умеет выразить свои нужды.
Врач проверяет наличие апраксии мышц лица, которая может привести к трудностям с глотанием и движением языка. Специалист сравнивает, как ребенок понимает речь и воспроизводит ее.
Обязательно выясняются особенности среды, в которой растет и развивается малыш.

Выяснением причин отставания в развитии занимаются невролог, логопед, психиатр, может потребоваться помощь психолога. Родители должны также понимать, что практически в 100% случаев терапия ЗПРР невозможна без назначения лекарственных препаратов.

Мнения родителей и врачей

Родные детей, у которых диагностировали ЗПРР, отзывы о лечении, деятельности врачей и получении инвалидности оставляют разные, в зависимости от результата. По поводу инвалидности: многие мамы и папы против того, что ее дают ребенку, не достигшему 3 лет, и считают, что некоторое отставание в речевом развитии вполне преодолимо, поэтому не нужно ставить на ребенке клеймо. Также многие родители против направления ребенка в специализированные дошкольные детские учреждения, возможно, справедливо полагая, что в обычном детском саду быстрее исчезнет отставание в развитии. Единственное, с чем согласен каждый родитель: с отстающими детьми нужно много заниматься, обязательно обращаться к логопеду, по возможности применять нетрадиционное лечение, которое очень хорошо помогает, особенно в случаях наличия кроме ЗПРР еще и АЧ.

Масса благодарных отзывов о лечении детей в Клинике восстановительной неврологии (Москва), врачи которой воистину творят чудеса и помогают практически полностью избавиться от ЗПРР, аутизма и других отклонений.

Врачи по поводу детей с ЗПРР считают, что отставание в развитии, не вызванное серьезными заболеваниями (ДЦП, синдром Дауна и другие), можно полностью свести к нулю, если лечение начато вовремя.

Лечение задержки психического развития у ребенка

Современная практика доказывает, что дети с задержкой психического развития могут обучаться в обычном общеобразовательном учреждении, а не в специализированном коррекционной направленности. Родителям и педагогам должны понимать, что сложности в обучении детей с незрелостью развития процессов психики в начале школьной жизнедеятельности являются не результатом их лености или недобросовестности, а имеют под собой объективные, серьезные причины, которые только при совместных усилиях будут успешно преодолены. Поэтому малыши с заторможенным темпом формирования психических процессов нуждаются в оказании комплексной совместной помощи родителей, педагогов и психологов. Такая помощь представляет собой: персональный подход к каждой крохе, регулярные занятия со специалистами (психологом и сурдопедагогом), в некоторых случаях – лекарственную терапию. Для медикаментозного лечения задержки психического развития детей применяют нейротропные препараты, гомеопатические средства, витаминотерапию и др. Выбор препарата зависит от особенностей малыша индивидуального характера и от коморбидных состояний.

Большинству родителей сложно принять, что их чадо в силу особенностей формирования будет схватывать все медленнее, чем окружающие ровесники. Родительская забота и понимание в соединении с квалифицированной специализированной помощью помогут создать благоприятные положительные условия для обучения и обеспечат целенаправленное воспитание.

Итак, коррекционное воздействие будет максимально эффективным при условии выполнения родителями нижеприведенных рекомендаций. Совместно направленная работа педагогов, близкого окружения крохи и психологов является фундаментом для успешного обучения, развития и воспитания. Комплексное преодоление обнаруженной у малыша незрелости развития, особенностей его поведения и спровоцированных ими затруднений заключается в анализе, планировании, прогнозировании и совместных действиях.

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития на всем своем протяжении должна быть пронизана воздействием психотерапевтического характера. Другими словами, кроха должна иметь мотивационную направленность к занятиям, замечать собственные успехи и ощущать радость. У малыша необходимо выработать приятное ожидание успеха и радость похвалы, удовольствие от произведенных действий или выполненной работы. Коррекционное воздействие подразумевает непосредственную и непрямую психотерапию, индивидуальные занятия и групповую терапию. Целью коррекционного воспитания является формирование психических процессов у малыша и приумножение его практического опыта в комплексе с преодолением недоразвития моторики, речевых и сенсорных функций и т.д.

Специализированное воспитание малышей с заторможенностью в развитии направлено на предотвращение вероятных вторичных аномалий, которые могут возникнуть вследствие своевременно непобежденной недостаточности готовности малышей к учебному процессу и жизни в социуме.

В процессе работы с ребятами, страдающими заторможенностью в развитии, необходимо использовать непродолжительные по времени игровые задания для выработки положительной мотивации. В целом выполнение игровых заданий должно заинтересовать малышей и привлекать их. Любые задания должны нести посильный характер, однако при этом не быть чересчур простыми.

Проблемы задержки психического развития детей зачастую заключаются в том, что такие малыши обнаруживают неготовность к школьному обучению и взаимодействию в коллективе, вследствие чего их состояние усугубляется. Именно поэтому для успешной коррекции нужно знать все особенности проявлений заболевания и комплексно воздействовать на малышей. При этом от родителей требуется терпение, заинтересованность в результате, понимание особенностей собственных чад, любовь и искренняя забота о детях.

Ещё статьи по этой теме:

Исправление темповой задержки речи

Терапия отклонения может быть традиционной и альтернативной. Схема лечения включает прием медикаментозных препаратов: витаминов, ноотропов, лекарств для стабилизации процессов нервной системы и нормализации церебрального кровотока. В качестве физиотерапии используют магнито- и электрорефлексотерапию для стимуляции с помощью передачи импульсов участков головного мозга, ответственных за развитие речи. Схема терапии подбирается индивидуально в зависимости от причин, вызвавших отставание от нормы. При социальных причинах стимуляция осуществляется через создание благоприятных для развития условий, подбор материалов для правильной речи и проговаривание всех действий.

Хороших результатов в развитии навыков речи добиваются с помощью рисования, лепки, вышивания. Большую роль в психологической и социальной адаптации играет катание на лошадях, плавание с дельфинами. В зависимости от возраста ребенку подбирают комплекс логопедических занятий для коррекции произношения звуков.

Профилактика задержки речи начинается еще в период беременности и заключается в поддержании здоровья будущей мамы и плода, создании оптимальных условий для его развития

В период до 3-х лет необходимо уделять внимание формированию речи ребенка и покупать ему развивающие игрушки, подобранные с учетом возраста. В 2–2,5 года нужно запланировать посещение логопеда

Успех лечения зависит не только от раннего обращения к специалистам, но и от готовности родителей уделять время ребенку вне лечебного кабинета. Комфортная обстановка в семье является залогом развития здорового психологически и адаптированного к общению в социуме малыша. Чтобы не допустить задержки речи, необходимо больше времени проводить, общаясь с ним и наблюдая за его реакцией.

Кто и когда может поставить ребенку диагноз ЗПР или ЗПРР

Сегодня на просторах интернета можно прочитать немало историй о постановке диагноза ЗПР (а то более сложных диагнозов) обычным невропатологом из поликлиники.

Мамы и папы, запомните главное: врач-невропатолог не имеет права единолично ставить такой диагноз!

  • Диагноз ЗПР или же ЗПРР (прим. – задержка психического и речевого развития) может быть поставлен только по решению ПМПК (прим. – психолого-медико-педагогическая комиссия).
  • Главная задача ПМПК – поставить или снять диагноз ЗПР либо «умственная отсталость», аутизм, ДЦП и проч., а также определить – какая нужна ребенка программа обучения, нужны ли ему дополнительные занятия, и проч.
  • В составе комиссии обычно присутствуют несколько специалистов: дефектолог, логопед и психолог, психиатр. А также учитель, родители ребенка и администрация образовательного учреждения.
  • На основании чего комиссия делает выводы о наличии либо отсутствии ЗПР? Специалисты общаются с ребенком, проводят проверку его навыков (включая письмо и чтение), дают задания на логику, математику, и проч.

Как правило, подобный диагноз появляется у детей в медицинских картах в 5-6 лет.

Задержка речи у ребенка 3 лет, лечение

Существуют альтернативные методики лечения ЗРР, однако к их выбору нужно подходить индивидуально. Одни детки хорошо реагируют на иппотерапию или дельфинотерапию, другим же больше подходит музыкальная или арт-терапия.

Лучшие результаты достигаются при комплексном применении лекарственного лечения, логопедического массажа, микротоковой рефлексотерапии и дополнительных занятий с дефектологом или логопедом. Не стоит забывать и о домашних развивающих играх и занятиях, совместном чтении и работе над мелкой моторикой. Комплекс мер по активизации речи должен выполняться систематически и регулярно, только в этом случае можно обеспечить малышу полноценное развитие.

Что такое задержка в развитии

Обратите внимание: речь идет именно о задержке. Это значит, что у ребенка по каким-то причинам возникли проблемы с нормальной скоростью развития того или иного навыка, функции

Он делает успехи, но медленно, или же ему приходится тяжелее, чем другим деткам. В данном случае речь идет о нервной системе и психике. Бывает так, что ребенок сам избавляется от проблемы.

Например, если он начал активно знакомиться с другими детьми, играть, общаться, то уровень его психоречевого развития часто приходит в норму и без лечения. Но такие ситуации не повод просто оставить малыша без помощи. В любом случае нужно обратиться к врачу. Ваш педиатр направит ребенка на обследование к:

  • невропатологу;
  • ЛОР-врачу;
  • терапевту;
  • психологу.

Если речь идет про задержку психомоторного развития, то необходимо заниматься с ребенком дома, а также регулярно походить осмотр врача. До 2 лет диагноз «задержка» обычно не ставится, но бывают и исключения – это случаи тяжелого расстройства нервной системы у малышей.

Что нужно помнить родителям прежде всего

Родителям необходимо заботиться о правильном развитии малыша еще до его появления на свет. Соблюдать такие простые и всем знакомые правила, как не пить алкоголь во время беременности, правильно питаться, употреблять лекарства только после разрешения врача.

Задержка психического, моторного и речевого развития происходит в первую очередь из-за того, что во время формирования мозга и нервной системы у ребенка что-то пошло не так. Этот процесс проходит еще на 3-6 месяцах беременности. Поэтому будущей маме необходимо здоровое питание, отсутствие стрессов. Прием антибиотиков и сильных лекарств в этот период может все испортить. Сама закладка нервных волокон будет неправильной —  отсюда задержка или более серьезные проблемы развития у детей.

После рождения малыша родители должны знать о том, что происходит с их ребенком. Основные рефлексы можно проверять дома, врач также обязательно будет проводить проверку рефлексов и реакций на каждом приеме.

Важно отслеживать процесс появления речи у ребенка. Как он повторяет слова, как складывает их в предложения

Если что-то вызывает сомнения, лучше записаться к логопеду. Простые дефекты исправляются за 1-2 посещения и при помощи домашних упражнений, таких как повторения, стихи, скороговорки, слова с труднопроизносимыми согласными.

С ребенком нужно заниматься. Это не только развивающие игры, но и самые обычные — малыш сам предложит игрушки и игру. С ним нужно разговаривать, демонстрировать разные эмоциональные реакции и ситуации. Глядя на взрослых, ему проще понять, к чему стремиться, ведь дети подражают родителям. Если вы будете просто аставлять ребенка одного с мультфильмами, говорящими игрушками, пусть даже самыми хорошими, это может привести к задержке или отставанию в развитии.

Ваш ребенок нуждается в помощи

Поставленный врачом диагноз — первый шаг к тому, чтобы помочь ребенку. Здесь главную роль играют родители. Необходимо будет выполнять все, что скажет врач, пройти множество обследований и регулярно повторять их. Задержка еще не означает, что ваш малыш болен или неспособен на что-то. Это лишь значит, что все происходит медленнее, чем должно быть.

Для многих видов психической и моторной задержек развития сейчас есть лечение. После этого, если лечение прошло успешно, диагноз снимается. Так, например, в 2 года можно получить задержку речевого развития, но в 5 лет ее могут снять — теперь для своего возраста (5 лет) ребенок развит правильно. Что могло повлиять? Родители занимались с ребенком, он пошел в садик, посещал логопеда. Все – после снятия диагноза можно забыть об этой проблеме. Главное, поддерживайте кроху, помогайте ему, а не ругайте.

Родителям нельзя проявлять агрессию по отношению к малышу, если он чего-то не может сейчас, не умеет, отстает от сверстников. Каждый ребенок развивается индивидуально. Конечно, есть общий график для детей, но обычно 2-3 месяца отставания не страшны. Пока что у детей идет лишь «закладка фундамента»: психика еще очень гибкая, нервная система только формируется, еще не все нервные окончания работают слаженно с мозгом. Помните об этом.

Причины задержки развития

Чтобы лечение ЗПРР проходило более успешно, очень важно выявить причины, спровоцировавшие такие отклонения. Задержка речи или психического развития, как правило, происходит на фоне патологий в развитии головного мозга и всей нервной системы

К провоцирующим факторам можно отнести:

  • Инфекционные заболевания во время беременности.«>
  • Воздействие отравляющих и токсических веществ на плод во время его вынашивания.
  • Гипоксию плода.
  • Тяжелую беременность и родовую деятельность, обвитие пуповиной, родовые травмы.
  • Тяжелые травмы в младенческом возрасте.
  • Перенесенные в раннем детстве серьезные инфекционные заболевания.
  • Хромосомные болезни, затрагивающие структуры мозга.
  • Жестокое обращение с ребенком.
  • Воспитание в условиях чрезмерной опеки.
  • Воспитание в асоциальной семье.
  • Брошенные дети.
  • Серьезные психические травмы в детском возрасте.

Можно также перечислить некоторые заболевания, которые могут спровоцировать ЗПРР, что это такое, наверное, уже всем понятно.

  • Врожденные патологии ЦНС и нарушение метаболизма в ней.
  • Эпилепсия и другие психические патологии.
  • Гидроцефалия.
  • Ишемия головного мозга.
  • Высокое внутричерепное давление.
  • ДЦП.
  • Новообразования в головном мозге.
  • Патологические изменения в сосудах головного мозга.
  • Лейкодистрофия.
  • Нарушение ликвородинамики.

Учитывая огромный список провоцирующих факторов и заболеваний, важно отметить, что лечение ЗПРР, отзывы это подтверждают, только тогда будет эффективным, когда устраняются причины появления таких отклонений. Важно иметь в виду, что наличие в роду страдающих такими отклонениями повышает вероятность развития ЗПРР у малыша

Важно иметь в виду, что наличие в роду страдающих такими отклонениями повышает вероятность развития ЗПРР у малыша

Нормы психоречевого развития

Чтобы помочь ответить на вопросы «ЗПРР — что это такое? И когда оно есть, а когда все в порядке?», приведем шкалу нормального развития ребенка до 7 лет. Нужно отметить, что психоречевое развитие – это целый комплекс навыков и умений. Кроме простого воспроизведения звуков, сюда входят правильное произношение слов и их логичное употребление, связывание отдельных слов в предложения, употребление без ошибок глаголов во времени, а также местоимений (я, он, мне, тебе и так далее), умение достаточно понятно и обоснованно выражать свои мысли и желания. Диагноз ЗПРР ребенку должен ставиться в возрасте примерно 5 лет. Приводимая ниже таблица поможет родителям сориентироваться, что и в каком возрасте должен уметь их малыш.

Нормы развития ребенка
ВозрастУмения
0-1 (мес)

Эмоциональное реагирование малыша на обращение к нему (на ласковое — улыбка либо любое проявление радости, на резкое и строгое возможен плач, всхлипывания, мимика обиды или расстройства).

1-3 (мес)

Гуление, лепет, а ближе к концу 3 месяца — произношение отдельных, самых простых звуков.

3-6 (мес)

В лепетании сперва непроизвольное, а после намеренное соединение звуков в звукосочетания, малыш должен быть заинтересован тем, что у него получается, прислушиваться к создаваемым им новым звукам, а ближе к 6 месяцам более отчетливо произносить отдельные легкие слоги (ба, ма, па и так далее).

6-9 (мес)

Достаточно четкое произношение простых буквенных сочетаний и слогов, а ближе к 9 месяцам малыши должны начать повторять за взрослыми слоги и простейшие слова (дай, на). Также дети уже должны понимать значения некоторых слов и выражений, например, «это мама», «где папа?», «»мяв» делает кошечка», «»гав» делает собачка» и так далее.

1 (год)

Осмысленное произношение простейших слов. У кого-то их может быть всего 2-3, у кого-то 10-12, но они уже должны появиться в детском лексиконе.

1-1,5 (лет)

Ребенок с удовольствием идет на контакт, увлеченно играет, каждый день учится чему-то новому. Занимаясь активной детской деятельностью, малыш быстро развивает свой словарный запас, который за последующие 6 месяцев должен достичь примерно 100 слов. Ребенок может уже сформулировать самые простые предложения, типа «киса мяв-мяв», «мама дай». Многие слова он пока произносит искаженно, не все звуки выговаривает, там, где его не понимают, добавляет к речи мимику и жесты, может придумать новые, не существующие в природе слова, но по тому, как и что он пытается сказать, хорошо видно, что его развитие идет нормально.

1,5-3 (лет)

Речь ребенка становится более отчетливой. Некоторые дети в 3 года могут правильно выговаривать почти все звуки, но чаще с «р», «л», «з», «с», «ч», «щ» и «ш» еще есть проблемы. Словарный запас в 3 года должен вырасти примерно до 3000 слов и уже включать «куда», «потому что», «когда», причем, употреблять их нужно осмысленно.

3-5 (лет)

Дети правильно произносят все или подавляющее большинство звуков, хорошо умеют соединять слова в осмысленные предложения и составлять из них коротенькие рассказы, описывать картинку, отвечать на поставленные вопросы не только однозначно «да» или «нет», но и более пространственно, рассказывать что-то из случившегося с ними за день.

5-6 (лет)

Большинство детей произносит звуки без искажений, умеет вести диалог и четко высказывать свои желания.

6-7 (лет)

Речь правильная и осмысленная. У ребенка не должно быть трудностей с пересказом увиденного, описанием картинки. Многие дети в этом возрасте умеют читать, считать, решать простые задачки на логику.

Отклонения от этих норм могут стать для родителей поводом обратиться к врачу за консультацией.

ЗПРР с аутичными чертами

Нарушения в работе нервной системы, патологии в развитии головного мозга, воздействие инфекционных агентов могут привести не только к развитию отставания в речи и в психике, но и к формированию признаков аутизма. Распознать его можно уже в младенческом возрасте по некоторым симптомам:

  • Ребенок часто и много плачет, бурно реагирует на мокрые пеленки, громкий звук.
  • Малыш не реагирует на сильные раздражители, например, на уколы.
  • Нет активного двигательного оживления.
  • Абсолютное безразличие на обращение родных, их заботу.
  • Нет лепетания.

Чем старше становится малыш, тем ярче проявляются черты аутизма.

ЗПРР с аутичными чертами симптомы в более позднем возрасте имеет следующие:

  • Ребенок не контактирует эмоционально с окружающими, он не улыбается даже родителям.
  • Такие малыши стараются не смотреть в глаза.
  • Малый словарный запас.
  • Часто проявляет агрессию, особенно если чем-то недоволен. Может направлять ее на себя, то есть, кусать самого себя, бить.«>
  • Совершает стереотипные движения: ходит по кругу, раскачивается, постоянно вертит один и тот же предмет в руках, не любит перемен и негативно на них реагирует.
  • Нет навыков самостоятельной игры в игрушки, может сильно привязываться к одной из них.
  • Не умеет играть с другими детьми.
  • Избегает любого общения.
  • Такие дети с трудом засыпают и плохо спят.
  • Практически не обращаются к родителям или другим детям с просьбами.
  • Неправильно употребляют местоимения, например, на вопрос «как тебя зовут?» ребенок отвечает «тебя зовут Маша».

ЗПРР с аутичными чертами у ребенка проявляется также непониманием речи, обращенной к нему. Если имеют место перечисленные признаки, то не стоит затягивать с обращением к специалистам. Лечить ЗПРР и аутизм следует одновременно у нескольких специалистов.

Кто ведет прием в центре Ember для детей с задержками речи

Третьякова Елена Александровна — ведущий логопед-дефектолог центра, стаж более 10 лет. Ведет прием в офисе на Новочеркасском проспекте. Работает в нашем центре с 2013 года. Огромное число положительных отзывов. Использует Дэнас-терапию и специализированные наушники Forbrain в своей работе.
Королёва Виктория Николаевна — ведущий педагог-дефектолог, стаж более 8 лет. Выезжает на дом в пределах Санкт-Петербурга и проводит занятия в офисе. Использует Дэнас-терапию.

Посмотреть странички всех сотрудников можно здесь

Посмотреть цены на занятия можно здесь

Запишитесь на консилиум (комплексную диагностику развития ребёнка) или на консультацию к конкретному специалисту по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Лечение ЗПРР

Исходя из того, что проблема в подавляющем большинстве случаев кроется в нарушениях функционирования отделов головного мозга, лечение должно начинаться с комплексного обследования для выявления точной и полной картины происходящего. Обследования проводят невролог, психиатр, педиатр, детский психолог. Только после этого разрабатывается индивидуальный план лечения. Он может включать в себя следующие составляющие.

  • Медикаментозное лечение, направленное на коррекцию работы пораженных участков мозга, улучшение нейронных связей и микроциркуляции крови, улучшение кислородного питания, снижение нервной возбудимости и гиперактивности, обогащение организма поливитаминами и минералами. Назначение препаратов проводит детский невролог или невропатолог после проведения таких исследований, как КТГ, ЭЭГ, МРТ.
  • Микротоковая рефлексотерапия – метод реабилитации детей с ЗПРР, при котором сверхмалые электроимпульсы действуют на биологически активные точки головного мозга. Это позволяет восстанавливать нарушенную работу центральной нервной системы в пораженных участках. Такой метод разрешен уже с 6-месячного возраста и эффективен даже при гидроцефалии.
  • Работа с дефектологами. Эти специалисты начинают занятия с детьми от двух лет. Они нацеливают свою работу на развитие памяти, мыслительных способностей, мелкой моторики ребенка.
  • Занятия с логопедами. Их целесообразно начинать не раньше 4 лет (но и не позже 5). Логопед должен «выставить» ребенку правильную артикуляцию, научить его понимать и строить предложения и связные тексты. При этом может понадобиться логопедический массаж, помогающий разрабатывать жевательные и мимические мышцы лица, шеи, языка, снимать с них повышенный тонус, что будет способствовать более свободному звукоизвлечению. Работа с логопедом должна являться логическим продолжением комплекса лечебно-реабилитационных мер, а не единственным способом заставить малыша говорить. В 4-5 лет это практически невозможно.
  • Посещение детского психолога. Обращение к нему может понадобиться, если клиническая картина сопровождается серьезными психотравмирующими моментами (например, длительная разлука с мамой, когда кроха вынужден был после рождения долгое время находиться в больнице без нее, сильный испуг, состояние стресса, проживание в неблагополучной семье с неблагоприятным психологическим микроклиматом и т. д.).

В серьезных случаях задержки психоречевого развития не пренебрегайте дополнительными, альтернативными способами коррекции и адаптации. Это может быть, например, дельфино- или иппотерапия, музыкальные занятия, сеансы общения с кошками, всевозможные игры, развивающие мелкую моторику, творческое мышление и логику (пазлы, головоломки, конструкторы, лепка из пластилина, глины, соленого теста; танцы, рисование, работа с песком, крупами, мыльной пеной и т. д.).

Все это не только поможет ребенку освоить нужные ему навыки, но и снизит чувство тревоги и одиночества, придаст уверенности в своих силах (особенно если за малейший успех мама его похвалит), даст ощущение родительской любви и заботы, поможет ему ощутить свою нужность и значимость в семье и обществе. Не бойтесь показать малышу все богатство проявлений эмоций, творчества, общения, красоту и гармонию окружающей природы. Все эти звенья логично дополнят цепь предыдущих мер, и результат будет гораздо заметнее.

При задержке психоречевого развития важно не просто помочь ребенку восстановить нарушенные «опции». Важно вовремя установить истинные причины, вызвавшие отставание

И чем раньше, тем успешнее будет дальнейшая адаптация ребенка к жизни в социуме. Один только психолог или логопед в таких случаях ситуацию не спасет. Но правильное и своевременное лечение поможет малышу избежать проблем в общении со сверстниками и старшими людьми, трудностей с обучением, психологических комплексов.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий