вЕПМШИ ОЮОЮ — мЪМЪ ОПЕДКНФХКЮ МЮЬЕЛС ЯШМС 2,3 ЯКЕОХРЭ МЮЬС…
мЪМЪ ОПЕДКНФХКЮ МЮЬЕЛС ЯШМС (2,3) ЯКЕОХРЭ МЮЬС ЯЕЛЭЧ ХГ ОКЮЯРХКХМЮ. дКЪ ЯЕАЪ бНБЮ БШАПЮК ГЕКЕМШИ ОКЮЯРХКХМ, ДКЪ ЛЮЛШ ЙПЮЯМШИ, Ю ДКЪ ОЮОШ ВЕПМШИ. оПХВЕЛ ЯБНЧ ТХЦСПЙС НМ ОПХЙКЕХК МЮ ПСВЙЕ ТХЦСПЙЕ-ЛЮЛЕ, Ю ОЮОС ОНЯРЮБХК Б МЕЙНРНПНЛ НРДЮКЕМХХ. ъ ЯКШЬЮКЮ, ВРН ОН ЖБЕРС ДЕРЯЙХУ ПХЯСМЙНБ ЛНФМН СБХДЕРЭ МЕЙХЕ ЯЙПШРШЕ ОЯХУНКНЦХВЕЯЙХЕ ОПНАКЕЛШ ПЕАЕМЙЮ. оПХЛЕМХЛН КХ ЩРН Й РЮЙНЛС ЛЮКЕМЭЙНЛС БНГПЮЯРС? х ВРН ЛНФЕР НГМЮВЮРЭ ВЕПМШИ ОЮОЮ? й ЯКНБС, ОЮОЮ КЧАХР БНГХРЭЯЪ Я бНБНИ, ХЦПЮРЭ Х АЕЯХРЭЯЪ, МН ЯРПНЦ, ЛНФЕР…
с МЮЯ Б 2 ЦНДЮ ЩРН ОПНЯРН АШК КЧАХЛШИ ЖБЕР ДКЪ МЮХАНКЕЕ ГМЮВХЛШУ НАЗЕЙРНБ.
05.02.2005 22:30:10
дЕИЯРБХРЕКЭМН, Б ДБЮ ЦНДЮ ПЕАЕМНЙ СФЕ ЯОНЯНАЕМ ОНЙЮГШБЮРЭ БГПНЯКШЛ, Я ЙЮЙХЛ ЖБЕРНЛ ЮЯЯНЖХХПСЕРЯЪ С МЕЦН ПНДХРЕКЭ.нДМЮЙН, ЙЮЙ ОПЮБХКН, ЩРН НРПЮФЕМХЕ ЖБЕРНБШУ ОПЕДОНВРЕМХИ ЯЮЛНЦН ПНДХРЕКЪ:)
05.02.2005 21:02:46
Мнение психолога
Каждый детский рисунок, как и его автор, уникальны и неповторимы. «Причесывать» всех детей под одну гребенку нельзя. Взрослые должны понимать, что нет на свете цветов хороших и плохих. Это лишь цвета. Значение имеет совокупность факторов
Чтобы понять, почему малыш рисует то или иное, важно знать, в каком настроении он взял в руки карандаши, о чем он думает в момент создания рисунка, как он себя чувствует.
Нередко цветовые тесты пытаются проводить в детских садах «умные» и «образованные» психологи с «многочисленными рекомендациями». Была бы моя воля, такие эксперименты я бы запретила на законодательном уровне. Потому что, каждый, кто изучал возрастную психологию в университете, как дважды два знает, что тестировать дошкольников тем же методом Люшера – неинформативно. И уж тем более делать какие-то негативные выводы на основе черно-белого творчества дошкольника!
Видеоконсультацию психолога о том, почему рисунок рисует черным, смотрите ниже:
Единственная допустимая диагностика по рисунку имеет право на существование при подготовке к школе. Школьный психолог может попросить шестилетнего ребенка нарисовать свою семью, например, или себя самого. И вывод будет делать строго ограниченный – умеет ли малыш рисовать пропорционально, и хорошо ли развита у него рука для последующего письма.
И никаких тебе «рисует черным – значит, маньяк!».
Если ребенок рисует маму в черном цвете, себя, кота Ваську и соседку тетю Катю и при этом остается жизнелюбивым и позитивным ребенком, любит маму и кота, не боится соседку, ничего страшного, как мы уже выяснили, нет. Просто так ему больше нравится. Но если у крохи конфликт с кем-то из членов семьи, и изображать черным он начинает именно этого человека, стоит обратиться за консультацией к детскому психологу или арт-терапевту.
В большинстве случаев ребенок рисует черным, потому что ему так нравится
Как выяснить, что ребенок имел в виду, создавая черную картину? Да очень просто. Детально расспросите его о сюжете рисунка. Выясните, кто, почему и зачем изображены на ней. Задавайте наводящие вопросы, чтобы чадо смогло более конкретно сформулировать мысли. И если ребенок сумеет рассказать, то по поводу бессознательного выбора черной краски переживать не стоит.
Впрочем, если малыш начал рисовать черным после какого-то стресса, не спешите записывать его в число депрессивных, страдающих людей. Рисунок для ребенка — способ выхода внутренней энергии. Не исключено, что по прошествии нескольких дней гамма изменится на более яркую. Если «темный период» в творчестве затянулся, и появились физические признаки неблагополучия малыша, проконсультируйтесь со специалистами.
Они с помощью дополнительных методик смогут выяснить, что произошло и как помочь юному художнику.
Посмотрите видео, в котором психологом высказано одно из мнений по поводу того, почему ребенок может рисовать черным цветом:
В большинстве своём дети очень любят рисовать. Для них это один из немногих способов выразить собственные мысли. Зачастую малыши ещё даже говорить толком не умеют, но уже с удовольствием пачкаются в краске и создают собственные, понятные только им, шедевры. Каждый детский рисунок наделён огромным количеством символов. По каждой нарисованной детали можно многое сказать о внутреннем мире ребёнка, его и представлениях об окружающем мире. Но настроение и переживания ярче всего видны в использовании цветов. Предпочтение того или иного цвета является диагностическим параметром и используется в профессиональной психологической диагностике. Одним из самых известных цветовых тестов является тест Люшера. Мы не будем раскрывать тонкости цветовой психодиагностики, но предлагаем вашему вниманию достаточно простой цветовой анализ детских рисунков дошкольников и младших школьников.
Характер по любимому цвету ребёнка
Цвета могут вызвать у маленького человека самые разные эмоции
Поэтому, покупая малышу игрушки, одежду, шторы, мебель или обои в детскую комнату, важно присмотреться к ребёнку и понаблюдать за ним. Малыш так или иначе подскажет маме о своих предпочтениях
Например, выбирая игрушку, он несколько раз подряд потянется за красной или синей.
Психологи говорят, что любимый цвет ребёнка может рассказать очень многое о его состоянии и особенностях личности, цвет так же влияет на настроение. Можно даже определить характер по любимому цвету. Особенно важны именно яркие цвета, которые входят в естественную палитру цветов, то, что входит в радугу. Вопросы, с которыми родители часто обращаются к психологу: почему мой ребёнок выбрал тот или иной цвет или почему ребёнок рисует чёрным цветом.
Значения цветов
У каждого цвета есть, как минимум, два значения: одно пришло к нам из психологии, второе из эзотерики.
- Красный – это мужественный цвет. Он означает целенаправленность, активность. Если малыш выбирает его чаще других, значит ребёнок у Вас с характером: он ставит цель и достигает её. С точки зрения парапсихологии этот цвет преодоления страхов и преград.
- Оранжевый цвет – сложный, это смесь красного и жёлтого. Этот цвет считается цветом перевозбуждения. Дети, предпочитающие оранжевый цвет нетерпеливы, болтливы, смелы и непосредственны. А с точки зрения парапсихологии это цвет удовольствия и показатель хорошего здоровья.
- Жёлтый цвет словно кричит: хочу всё и сразу. Традиционная трактовка значения жёлтого цвета – страсть к богатству, склонность к профессиям, которые связаны с финансами. Эзотерика говорит, что дети, выбирающие жёлтый цвет полны внутренней радости, очень откровенны и бескорыстны.
- Зелёный цвет в своей комнате многие подростки предпочитают неспроста. Этим самым молодой человек заявляет родителям: я отстаиваю свои границы. Это цвет замкнутости. Парапсихологи же говорят противоположное: это цвет любви, всепрощения, милосердия, духовного роста и мудрости.
- Голубой цвет предпочитают те дети, чьи родители предъявляют к ним завышенные, порой, взрослые требования. Они (родители) ищут любую мелочь и пытаются исправить все недостатки, чтобы всё было идеально. Но ведь ребёнок не может делать всё идеально. Если ребёнок выбирает голубой цвет, это может быть сигналом родителям к тому, что необходимо снизить планку требований. С точки зрения парапсихологии, голубой цвет – это цвет людей, способных делать несколько дел одновременно, получая превосходные результаты. Они не могут долго заниматься только одним делом.
- Синий считается более тяжёлым случаем голубого. Синий в эзотерике: сбалансированное существование, воля к жизни, свободная нервная система, энергия и силы.
- Фиолетовый цвет, как показали исследования, предпочитает большинство матерей в первом триместре беременности, а также дети до трёх лет. Его значение – креатив, осмысливание. Приверженцы же эзотерической теории считают, что фиолетовый цвет – цвет высшей энергетической активности. Он отвечает за аспекты жизни человека, понимание высшего предназначения.
Рекомендации психологов-цветотерапевтов по выбору цветов детской комнаты, одежды, игрушек: сами стены не должны быть яркими, обои должны быть приглушённых пастельных тонов, например, голубоватых, зеленоватых или желтовато-бежевых, но на них должны быть какие-то яркие пятна, одежда – яркая, игрушки – тоже яркие, основной цветовой палитры (радуги). Желательно присутствие любимого цвета ребёнка. Это способствует гармоничному развитию ребёнка не только с точки зрения психологии, но и даже с точки зрения физиологии.
Ребёнок рисует чёрным цветом
Напоследок, несколько слов о чёрном цвете. Почему ребёнок рисует чёрным цветом и стоит ли этого бояться? Здесь так же мнения расходятся. Есть мнения, что это сигнал тревоги. На мой взгляд, не стоит очень тревожиться по этому поводу. Маленький ребёнок вряд ли выберет чёрную игрушку, но вот рисовать чёрной краской – запросто, по той простой причине, что чёрный цвет хорошо контрастирует с белым листом альбома. Он выделяется на нём лучше всех остальных цветов. Мои дети в возрасте 3-4 лет предпочитали рисовать чёрным или протым карандашом. Это обычно проходит, и уже очень скоро Ваш малыш будет использовать всю палитру. А вот если не пройдёт, тогда уже надо искать причины глубже, анализируя психическое состояние ребёнка.
пЕАЕМНЙ ПХЯСЕР ЙПНБЭ… : — ПЕАЕМНЙ ПХЯСЕР ЙПНБЭ
вРН ДЕКЮРЭ РН?? мЕДЮБМН АШКХ ЯБХДЕРЕКЪЛХ МЕОПХЪРМНЦН ГПЕКХЫЮ, ЛЮЬХМЮ ОЕПЕЕУЮКЮ ЙНЬЙС 🙁 ЙПНБХ АШКН ЛМНЦН ОН ЮЯТЮКЭРС … ПЕАЕМНЙ НВЕМЭ ГЮХМРЕПЕЯНБЮКЯЪ, ОПЪЛН ЦКЮГЮ НРНПБЮРЭ МЕ ЛНЦ, Ъ ЕИ ЦКЮГЮ ЯРЮПЮКЮЯЭ ОПХЙПШБЮРЭ Х РЮЫХРЭ НРРСДЮ ОНЯЙНПЕИ… рЮЙ Х МЕ ОНИЛС, ОНМЪК КХ ПЕАЕМНЙ, ВРН ЯКСВХКНЯЭ, МН БЯУКХОШБЮЪ ЯОПЮЬХБЮКЮ ЛЕМЪ «йНЬЙЮ ГЮАНКЕКЮ ДЮ? ю ЕЕ БШКЕВЮР, НМЮ ЙН ЛМЕ Б ЦНЯРХ ОПХДЕР? » Ъ МЕ ЯРЮКЮ НАЗЪЯМЪРЭ, ВРН ЙНЬЙЮ СЛЕПКЮ…. Ю РСР НАПЮРХКЮ БМХЛЮМХЕ, ВРН БН БЯЕУ ПХЯСМЙЮУ ЯРЮКЮ ОНЪБКЪРЭЯЪ ЙПНБЭ…
еЯКХ ПЕАЕМНЙ ДЕИЯРБХРЕКЭМН НВЕМЭ БОЕВЮРКХКЯЪ, РН ЛНФЕР Х ЯРНХР НРБКЕЙЮРЭ НР ЩРХУ ЛШЯКЕИ, ЕЯКХ МЕ НВЕМЭ, РН (ЦДЕ-РН ВХРЮКЮ), ВРН РЮЙНИ ЯКСВЮИ ЛНФМН ХЯОНКЭГНБЮРЭ ДКЪ КЕЙЖХХ МЮ РЕЛС АЕГНОЮЯМНЯРХ ДБХФЕМХЪ. мН ЕЫЕ НР БНГПЮЯРЮ ПЕАЕМЙЮ ГЮБХЯХР.
31.05.2006 17:14:23
н-УН-УНМЧЬЙХ.с ЛНЕЦН ПЕАЕМЙЮ МЮ ЦКЮГЮУ РЕРЕ ПСЙХ НРНПБЮКН,БНР ЦДЕ СФЮЯ АШК.рНФЕ ЯЮЛНЕ ОПНХЯУНДХКН Я ПХЯСМЙЮЛХ,ОНЙЮ Ъ МЕ ЯЙЮГЮКЮ,ВРН ЩРН ОПНЯРН ЙХМН ЯМХЛЮКХ,Ю ОНРНЛ ОПХДСЛЮКЮ ЯЙЮГЙС ЙЮЙ ГКЮЪ БНКЬЕАМХЖЮ ГЮЙНКДНБЮКЮ РЕРЧ, Ю ДНАПЮЪ ЕЕ ЯОЮЯКЮ.йЮЙ ПСЙНИ ЯМЪКН…
31.05.2006 09:58:59
н ПХЯНБЮМХХ . дЕРЯЙХИ ПХЯСМНЙ
ю С МЮЯ ДНВЮ НВЕМЭ КЧАХР ЙСУМЧ Х БНЯЙНБШЕ ЛЕКЙХ КЕЦЙН МЮРЕПКЮ МЮ РЕПЙЕ Б 2,3 Ц, Ю ПХЯНБЮРЭ МЮВЮКХ ПЮМН, ОНОПНАНБЮКХ БЯЕЛ, С МЮЯ ЯРЕМШ ДНЛЮ НРЛШБЮЧРЯЪ ДНЛЕЯРНЯНЛ, НАНХ ОНД ОНЙПЮЯЙС,Ъ ПЮГПЕЬХКЮ ПХЯНБЮРЭ МЮ МХУ ЮБРНПСВЙЮЛХ Х ЙЮПЮМДЮЬЮЛХ, РЕЛ ЯЮЛШЛ ДСУ РБНПВЕЯРБЮ ОПНЪБХКЯЪ ОН БЯЕИ ЙБЮПРХПЕ, Б СДНАМНЕ ДКЪ кХГЮБЕРЙХ БПЕЛЪ, ЙЮЙ МЮИДЕР БДНУМНБЕМХЕ, РЮЙ Х ПХЯСЕР.ю ТХЦСПЙХ Я 1,5 Ц СГМЮЕЛ, АДЮЦНДЮПЪ ЛНЕЛС ПХЯНБЮМХЧ Б Word. яЕИВЮЯ ПХЯСЕР ЙПСЦХ Х ОПНВХЕ ТХЦСПЙХ ЯОНЙНИМН ЯЮЛЮ, МЮЛ Б ЛЮПРЕ 3 Ц ХЯОНКМХКНЯЭ. мЮ ЙСЙКЮУ ПЮГПЕЬЮЧ ПХЯНБЮРЭ, НДМС КЧАХЛСЧ ПЮГСЙПЮЯХКЮ ТКНЛЮЯРЕПНЛ, НРЛШРЭ МЕ ОНКСВХКНЯЭ, РЕОЕПЭ МЮ ДПСЦХУ МЕ ПХЯСЕР , ФЮКЙН. вЕЛ АНКЭЬЕ ЯБНАНДШ Б БШПЮФЕМХХ КЧАШУ ВСБЯРБ ЯЕИВЮЯ, РЕЛ АНКЭЬЕ НОШРЮ МЮЙНОХРЯЪ ОНРНЛ. ю ЛШ ПНДХРЕКХ РНКЭЙН ЛНФЕЛ ОНЛНВЭ, Я ХУ, ХГБХМХРЕ, ПЮГПЕЬЕМХЪ.
02.04.2007 02:02:51
ю ЛШ БНР Б 1,3 МЮВЮКХ ПХЯНБЮРЭ ТКНЛЮЯРЕПЮЛХ. йЮПЮМДЮЬЮЛХ МЮДН ЯХКЭМН МЮФХЛЮРЭ, МЕСДНАМН. рнКЭЙН КХМХХ ОНКСВЮКХЯЭ. ю ЙЮЙ ДН ЛЮПЙЕПЮ ДНАПЮКЮЯЭ, ЯПЮГС МЮЬХ ЬРПХУХ Б «ЛНРНВЙХ» ОПЕБПЮРХКХЯЭ. сФЕ СЛЕЕР ПХЯНБЮРЭ ЙПСФНВЙХ Б ЙПСФНВЙЮУ. ю ЕЫЕ МПЮБЪРЯЪ ПЮЯЙПЮЯЙХ, ЦДЕ МЮДН БНДНИ ПЮЯЙПЮЬХБЮРЭ Х ЙПЮЯЙХ ОПНЪБКЪЧРЯЪ.
10.02.2005 17:15:24
Детский рисунок и цвет
Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр — обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета
Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор
Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.
Особенности цветовосприятия у детей
Макс Люшер, безусловно, выдающийся психолог, и придуманный им тест сегодня – один из наиболее важных для профессионального тестирования военных, сотрудников полиции и т.д. Но вот применим ли он к детям? Насколько достоверными будут результаты, если по методу доктора Люшера анализировать детский рисунок?
Начнем с того, что дети видят мир несколько иначе. Новорожденный вообще не различает цветов, воспринимает лишь контрастные сочетания – черное — белое, например. От 6 недель до 2 месяцев от роду кроха начинает видеть очертания предметов и свой первый цвет — красный. Постепенно он становится способен воспринимать и другие яркие цвета. К 3 годам малыш прекрасно различает синий, зеленый, желтый, в 3,5 года – черный, серый, коричневый.
Но ни в 1 год, ни в 2, ни в 3 ваш кроха при рисовании не выбирает краску целенаправленно. Иными словами, ребенку совершенно все равно, каким цветом раскрасить домик, машинку или портрет мамы, лишь бы краска была контрастной по отношению к листу бумаги. А какой цвет лучше всего видно на белом? Правильно! Черный!
Свое отношение к выбору цвета малыш начинается менять к 4 годам. Вот тогда он уже сам стремится рисовать красным, синим, зеленым и желтым.
Поэтому рисование черной краской до определенной поры не должно настораживать родителей и вызывать у них опасения. А тест Люшера к рисункам малышей практически неприменим. Психологи рекомендуют начинать цветовое тестирование к 8 годам. Ведь окончательное «цветное видение» окружающего мира у ребенка формируется примерно в 8-10 лет.
Диагностировать какие-либо проблемы психологического или того хуже психиатрического характера у ребенка лишь по рисунку не возьмется ни один даже самый гениальный психолог. Все специалисты знают, что составить более-менее внятную картину можно только соединив несколько методик: тест Люшера и беседу- описание, например. Мало одного детского рисунка черной краской, он должен рассказать, что и зачем он изобразил.
Какие могут быть причины у здорового ребенка рисовать картины в черных тонах?
- Кризис 3 лет. В этом возрасте малыши начинают проявлять невероятное упрямство, отрицание и даже негативизм. Если кроха раньше заметил, что его творчество черной краской не вызывает у мамы восторга, озадачивает или даже пугает ее, он может решить для себя, что этот цвет маме не нравится. Тогда он намеренно будет раскрашивать картинку именно черным.
- Начинающаяся болезнь или ненастная погода. У детей от 1 года до 5 лет очень развита чувственная сфера. Но не все малыш может выразить при помощи слов, как это делают взрослые. Если ребенок чувствует, что начинает заболевать, у него недомогание, он, еще не понимая толком происходящего, может начать выражать свое самочувствие в рисунке. А если за окном грязь, слякоть, и преобладают серые, черные, коричневые цвета, то он просто может изображать все, как есть – грязное, черное, мрачное. Ни в случае начинающейся болезни, ни в случае реакции на погоду нельзя говорить о нарушениях психоэмоциональной сферы у ребенка, если он рисует в траурных тонах.
- Развитая фантазия. Часто дети, рисуя, одухотворяют картину. Они искренне верят, что изображенный домик — самый настоящий, или в нарисованной коробке можно что-то хранить. Если малыш закрашивает рисунок черной краской, он, вероятно, так пытается спрятать что-то в домике или коробке. Чтобы понять это, достаточно спросить его, что спрятано за чернотой? Для ребенка имеет значение не цвет, а информативное содержание его картины.
- Темная одежда. Малыши, которым мамы покупают практичные темные вещи, которые меньше пачкаются, наиболее часто изображают на своих рисунках мир в черном цвете. Почему так происходит? Да просто они любят рисовать черным, поскольку привыкли ассоциировать себя с темным, а рисунок для крохи — частичка себя. Кстати, психологи утверждают, что дети, в гардеробе которых преобладает темная гамма, болеют чаще своих ярко одетых сверстников. Рекомендация тут одна – меняйте ребенку цвет одежды, и общий тон его художественных изысков обязательно станет ярче.
Черный цвет в рисунках ребенка дошкольника: значение в психологии дать ссылку на статью
Черный цвет самый грустный из всех возможных цветов. Нужно ли паниковать, если рисунки ваших детей черно-белые? Иногда дети выбирают такой стиль рисования лишь потому, что так легче и проще передать форму рисованных предметов, животных и людей. Насторожить должны лишь те рисунки, в которых наблюдается выраженная агрессия или обида к окружающему миру. Психологи считают, что этот цвет может быть выбран ребенком в подавленном эмоциональном состоянии.
Грустный детский рисунок
В таких случаях родителям нужно попытаться понять причины подавленного настроения детей. Иногда, своими рисунками дети сами дают подсказки своим родителям.
Рисунок с призывом о помощи
Если дети рисуют страшные, с точки зрения родителей картинки черным карандашом, у родителей возникает вопрос: все ли в порядке со здоровьем малыша? Прежде, чем обращаться за помощью к психотерапевтам, определите, видит ли ребенок ваш испуг и растерянность, когда вы рассматриваете эти картинки? Дело в том, что дети умеют читать по выражению вашего лица ваши внутренние переживания. И если ваш испуг понравился малышу, он может сознательно продолжать рисовать такие картинки с целью напугать своих родителей.
Черно-белые детские рисунки
Обычно к помощи психотерапевтов родители обращаются тогда, когда сами они чувствуют беспомощность в решении проблем с воспитанием малыша. Таким образом, свою работу по воспитанию детей они перекладывают на плечи других людей.
ВИДЕО: Работа психолога в детском саду
Как в домашних условиях определить эмоциональное настроение ребенка?
Попросите малыша нарисовать слона. Если малыш нарисует его черным и серым карандашом — значит сегодня его настроение грустное.
Серый слон
Если слон получится разноцветным — малыш весел и может в своем воображении серые будни сделать праздничными.
Разноцветный слон
Но, даже в дошкольном возрасте некоторые дети способны логически мыслить и выстраивать логические цепочки. И они могут быть такими:
- Слон на картинке и в зоопарке серый.
- Если нарисовать слона другим цветом — это будет уже не слон.
- Значит слона нужно рисовать черным и серым карандашом.
В итоге слон на картинке будет серым независимо от настроения ребенка. Картинки, нарисованные малышом, отражают его внутренний мир. Если ваш малыш любит рисовать яркие, интересные пейзажи, натюрморты или портреты — это говорит о его богатом внутреннем мире
И неважно, какие краски или карандаши он выбрал для этой цели. Больше про значение черного цвета на рисунках малышей можно прочитать в этой статье
Зачем нужно анализировать детские рисунки
Что нам дает анализ детского рисунка? Психологи довольно часто используют рисование в психологических работах с маленькими детками. Посредством рисунка вы узнаете о том, чего никогда не услышите от самого ребенка.
В силу своего возраста он может не идти на контакт, не может правильно сформулировать свои мысли и дать правильную оценку, как ситуации в целом, так и объяснить, что его тревожит и с чем связаны его опасения, надежды, мечты и желания.
Подсознание маленького человека хранит все ответы на поставленные вопросы и поможет нам достать эти ответы именно рисунок. Дети чаще всего редко задумываются над смыслом нарисованного.
Рисуют интуитивно, эмоционально, они все в рисунке, в той жизни, которую творят на бумаге. Это их фантазия, их мир, их волшебство. Здесь и кроется ключ к детскому подсознанию, к детской душе.
Безусловно, полнейший анализ детского рисунка, его интерпретация как отдельных деталей, так и картины в целом и рекомендации для родителей, вам даст только опытный психолог. Но знать основы шифрования детского творчества никому не помешает, тем более маме, желающей только всего наилучшего для своего малыша.
Для маленького ребенка, от 3 лет, вы можете уже делать небольшие выводы. В этом возрасте дети уже начинают более сознательно относиться к изобразительному искусству, они могут нарисовать что-то конкретное, присутствует сюжет и определенные персонажи.
Но серьезно анализировать детские творения можно только после 4 лет. Благодаря всему, что можно узнать из рисунка, можно скорректировать поведение ребенка, его успеваемость, что позволить поправить ситуацию в положительную сторону.
Рисование чёрным цветом как вариант нормы
Бывают ситуации, когда рисование чёрным цветом — не следствие каких-то серьёзных проблем у ребёнка, а вариант нормы.
У малышей
Хорошо различать основные цвета дети начинают примерно в трёхлетнем возрасте. Однако даже после этого для малышей выбор цвета во время рисования не является важным. Им абсолютно всё равно, будет домик красным, жёлтым или зелёным. Главное — чтобы рисунок был ярким, контрастным и отчётливым. Один из самых подходящих цветов для этой цели — чёрный. Поэтому если дети до четырёх лет в своём творчестве часто используют чёрный цвет, родителям не стоит беспокоиться и мчаться за помощью к психологу. Такое явление абсолютно нормальное и не указывает на какие-то психологические проблемы у малыша.
Маленькие дети выбирают чёрный цвет для рисования, потому что он яркий и контрастный
У детей в возрасте 5–10 лет
В возрасте 5–10 лет ребёнок уже рисует осознанно. Выбор цвета для него становится важным фактором для получения нужного результата. Однако и в этом возрасте любовь к рисованию чёрным цветом может быть не опасным, а нормальным явлениям:
- если ребёнку просто нравится этот цвет, ведь он яркий и выразительный;
- если у ребёнка закончились краски другого цвета;
- если ребёнок увлечён таким видом изобразительного искусства, как графика. В отличие от живописи в графике при создании рисунков используются 1–2 цвета. Наиболее часто основным цветом является чёрный. Графическое изображение обычно строится при помощи нанесения на лист бумаги чёрных линий, пятен, штрихов;
- если ребёнок рисует чёрным цветом не постоянно, а эпизодически. Такие рисунки могут указывать на кратковременные физиологические или психологические проблемы у детей:
- недомогание;
- плохое настроение;
- переживание по поводу плохих оценок, отношений с друзьями и родителями и т. д.
Наиболее часто негативные эмоции при помощи рисования чёрным цветом выражают «закрытые» дети, которым не свойственно делиться с окружающими своими проблемами. И в таком поведении, если оно имеет недолговременный характер, нет ничего ненормального.
У подростков
Подростковый период — сложное время для любого ребёнка. И речь идёт не только о физиологических изменениях в организме, но и психологических
В этом возрасте ребёнку важно утвердиться как личность. И это получается далеко не у всех
Очень часто барьером для достижения цели становится избыточный контроль со стороны родителей, учителей и других взрослых. Распространённая причина рисования чёрным цветом у подростков — низкая самооценка и несамостоятельность.
А также часто именно в подростковом возрасте ребёнок первый раз влюбляется. И нередко случается, что влюблённость оказывается безответной. В такой ситуации ребёнок огорчается и может при помощи рисования чёрным цветом выплёскивать свои эмоции.
Подросток может начать рисовать чёрным цветом, если он переживает из-за безответной любви
Опять же, если подросток рисует чёрным цветом эпизодически или кратковременно, то тревожиться родителям не стоит. Ребёнок должен уметь по-своему переживать не только радостные, но и негативные эмоции. Одни дети во время стресса начинают активно заниматься спортом, другие — уходят с головой в учёбу, третьи — рисуют чёрным цветом. Все эти способы абсолютно нормальные.
А так же подростки, как и дети более младшего возраста, могут попросту любить чёрный цвет или увлекаться графическим рисунком.
Что делать родителям
Если вы убедились, что ребёнок рисует чёрным цветом по неопасным причинам, то лучше вовсе не вмешиваться в его творчество. Ни в коем случае нельзя прятать от ребёнка чёрные краски или запрещать ему ими рисовать. Такое поведение взрослых вызовет протест у ребёнка и всплеск негативных эмоций.
Если рисование чёрным цветом вызвано незначительными психологическими проблемами, то самое лучшее, что вы можете сделать для ребёнка — поговорить с ним в спокойной обстановке и обсудить, как исправить ситуацию.
пЕАЕМНЙ ПХЯСЕР ВЕПМШЛ . уЕКО — ЛЮКЭВХЙС 4 ЦНДЮ ПХЯСЕР ВЕПМШЛ …
лЮКЭВХЙ 4 Я ОНКНБХМНИ ЦНДЮ, ФХГМЕПЮДНЯРМШИ, ХЛЕЕР ЛЮКЕМЭЙНЦН АПЮРЮ 2 КЕР. мЮВЮК БЯЕ ПХЯНБЮРЭ ВЕПМШЛ ЖБЕРНЛ. пЮМЭЬЕ НМ ЛНЦ ЖБЕРНВЕЙ МЮПХЯНБЮРЭ ЛЮКЕМЭЙХИ, Ю ЯЕЦНДМЪ БЯЧ РПЮБС ПЮЯЙПЮЯХК ВЕПМШЛ, ОПЪЛН ЯЛНРПЕРЭ ЯРПЮЬМН: С БЯЕУ ДЕРЕИ МЕАН ФЕКРНЕ, РПЮБЮ ГЕКЕМЮЪ, Ю С МЕЦН МЕАН ТХНКЕРНБНЕ, РПЮБЮ ВЕПМЮЪ. х ОЕДЮЦНЦ ХГ БНЯЙПЕЯМНИ ЬЙНКШ ГЮЛЕРХКЮ… яЮЛ мХЙХРЮ ЦНБНПХР, ВРН ЕЛС ЖБЕР ЩРНР МПЮБХРЯЪ, Х БННАЫЕ, НМ УСДНФМХЙ — ЙЮЙ МЮПХЯНБЮК РЮЙ Х ДНКФМН АШРЭ. йЮЙ БШ ДСЛЮЕРЕ, ЕЯРЭ КХ ОНБНД ДКЪ АЕЯОНЙНИЯРБЮ? х ЙЮЙ…
МЕ ГЮЛНПЮВХБЮИРЕЯЭ, ЕЯКХ ПЕАЕМНЙ ЯЮЛ БЕЯЕКШИ, МЕ ЦНБНПХР, ВРН НМ ОКНУНИ ЕЦН МЕ КЧАЪР Х Р.О., РН Х ОСЯРЭ ПХЯСЕР ЙЮЙ УНВЕР лНИ, МЮОПХЛЕП, ЦНБНПХР, ВРН ВЕПМШИ ЕЦН КЧАХЛШИ ЖБЕР, Р.Й. ХЛ ЛНФМН БЯЕ ГЮЙПЮЯХРЭ, ЕЯКХ ОКНУН ОНКСВХКНЯЭ. Ю ЕЫЕ ПЮЯЙПЮЯЙХ ОНЛНЦЮЧР — БЯЕ-РЮЙХ ЖБЕР ДНКФЕМ АШРЭ ПЕЮКЭМШЛ: РПЮБЮ ГЕКЕМЮЪ, ЯНКМЖЕ ФЕКРНЕ (ЙПЮЯМНЕ). Ю ЕЯКХ НМ ЛНФЕР БЯЕ ОПЮБХКЭМН ПЮЯЯЙПЮЯХРЭ, Ю ЙНЦДЮ ЯЮЛ ПХЯСЕР ХЯОНКЭГСЕР ЖБЕРЮ РЕЛМШЕ (ВРН ЯНАЯРБЕММН С МЮЯ ОПХЯСРЯРБСЕР), РН ЯОПНЯХРЕ, ВРН НМ МЮПХЯНБЮК — ЛНФЕР ЙНЯЛНЯ ХКХ ЯЙЮГНВМСЧ ОПХПНДС.
14.02.2006 11:39:56
с ЛЕМЪ РЮЙНИ ФЕ. нМ ЦНБНПХР — РН МНВЭ, РН ДНФДЭ, РН БЕВЕП. мЕДЮБМН МЮПХЯНБЮК (НМ ГЮМХЛЮЕРЯЪ Б ЯРСДХХ) РЕЛМН-ЙНПХВМЕШИ ТНМ — «ЩРН ГЮЙЮР». мС БНР РЮЙ НМ ГЮЙЮР БХДХР. оПЕОНДЮБЮРЕКЭ Б ЯРСДХХ ОПНЯРН ЯКЕДХР ГЮ МХЛ,ВРНАШ НМ ОНЛЕМЭЬЕ ВЕПМШЛ ПХЯНБЮК ХКХ ОПЕДКЮЦЮЕР ЯОПЪРЮРЭ ВЕПМСЧ ЙПЮЯЙС, РНКЭЙН ЙЮЙ ЕЕ НРРСДЮ БШМЕЬЭ.оЯХУНКНЦХВЕЯЙХУ ОПНАКЕЛ С ЯШМЮ РНВМН МЕР.пХЯНБЮМХЕ — КЧАХЛНЕ ГЮМЪРХЕ.
14.02.2006 11:25:49
аСДЕЛ ПХЯНБЮРЭ дЕРЯЙХИ ПХЯСМНЙ
…мН, ЯРЮМНБЪЯЭ РБНПЖНЛ ПХЯНБЮММШУ ВЕКНБЕВЙНБ Х ТХЦСПНЙ, НМ, ЙЮЙ ХЯРХММШИ УСДНФМХЙ, НЫСЫЮЕР ОНКМСЧ, МХВЕЛ МЕ НЦПЮМХВЕММСЧ ЯБНАНДС. йНМЕВМН ФЕ, НМ МЕ ГЮДЮЕРЯЪ ЛШЯКЭЧ ОЕПЕКНФХРЭ МЮ АЕКШИ КХЯР ЯБНХ ВСБЯРБЮ, ЛЮКЕМЭЙХЕ ОЮКЭВХЙХ ЯЮЛХ БЕДСР ЙЮПЮМДЮЬ, Ю ХГ-ОНД МЕЦН БШУНДХР ГЕПЙЮКН ДСЬХ ЛЮКЕМЭЙНЦН РБНПЖЮ.
бНГПЮЯРМШЕ НЯНАЕММНЯРХ
юМЮКХГХПСЪ ПХЯСМНЙ, СВХРШБЮИРЕ БНГПЮЯР ПЕАЕМЙЮ. бЕДЭ Б ДБЮ ЦНДЮ НМ АСДЕР ПХЯНБЮРЭ ОЮКНВЙХ, ЙПСФНВЙХ, ЙБЮДПЮРХЙХ Х, РНКЭЙН ХГНАПЮГХБ ХУ, ОПХДСЛШБЮРЭ, ВРН ФЕ НМХ РЮЙНЕ Х ЙЮЙ ФЕ ХУ МЮГБЮРЭ. й РПЕЛ ЦНДЮЛ С ЛЮКШЬЮ ОНЪБКЪЕРЯЪ ФЕКЮМХЕ ОНПХЯНБЮРЭ ВЕКНБЕВЙНБ. мН РНКЭЙН МЮПХЯНБЮРЭ ХУ НМ РНКЙНЛ МЕ ЛНФЕР. с МЕЦН ОНКСВЮЕРЯЪ ЙПСФНВЕЙ Я ПНФХЖЕИ (ЦНКНБЮ) , Й ЙНРНПНЛС ОПХДЕКЮМШ ОЮКНВЙХ (ПСЙХ Х МНЦХ). ю БНР Б В……йПЮЯМШИ — ПЕАЕМНЙ ЩЙЯЖЕМРПХВЕМ, ЮЦПЕЯЯХБЕМ, ЮЙРХБЕМ Х КЕЦЙН БНГАСДХЛ.
фЕКРШИ — ЛЮКШЬ — КЧАНГМЮРЕКЭМШИ НОРХЛХЯР.
тХНКЕРНБШИ — ПЕАЕМНЙ КЧАХР ТЮМРЮГХПНБЮРЭ, НМ ЩЛНЖХНМЮКЕМ, МН Б РН ФЕ БПЕЛЪ НВЕМЭ ВСБЯРБХРЕКЕМ Х ПЮМХЛ.
йНПХВМЕБШИ — ПЕАЕМНЙ ВЮЯРН ХЯОШРШБЮЕР НРПХЖЮРЕКЭМШЕ ЩЛНЖХХ. нМ ЛЕДКХРЕКЕМ Х ТХГХВЕЯЙХ МЕ ПЮГБХР.
вЕПМШИ — ПЕАЕМНЙ ОНДЮБКЕМ, ВЕПМШИ ЖБЕР НМ ХЯОНКЭГСЕР ЙЮЙ ОПНРЕЯР ОПНРХБ ДХЯЙНЛТНПРЮ, ЙНРНПШИ НЫСЫЮЕР. еЛС МЕНАУНДХЛЮ ЯЛЕМЮ ЮРЛНЯТЕПШ.
яЕПШИ — БЯЕ ПЮБМН, ВРН НРЯСРЯРБХЕ ЖБЕРЮ. лЮКШЬ АЕГПЮГКХВЕМ Й НЙПСФЮЧЫЕЛС, НМ ЯРПЕЛХРЯЪ МЕ ГЮЛЕВЮРЭ РНЦН, ВРН ЕЛС МЕ МПЮБХРЯЪ Х ВРН ЕЦН РПЕБНФХР.
рЮЙХЕ МЕЯКНФМШЕ ЙКЧВХ БЮЛ ОНМЮДНАЪРЯЪ ДКЪ ПЮЯЬХТПНБЙХ ПХЯСМЙЮ ЛЮКЕМЭЙНЦН ВЕКНБЕВЙЮ. пХЯНБЮМХЕ МЕ РНКЭЙН ОНЛНФЕР БЮЛ ЯДЕКЮРЭ ОЯХУНКНЦХВЕЯЙХИ ОНПРПЕР…
яНЦКЮЯМЮ Я кХКЕЙ, ДЕРЯЙХЕ ПХЯСМЙХ — ОПЕЙПЮЯМЮЪ БНГЛНФМНЯРЭ СГМЮРЭ МЮЯРПНЕМХЕ ПЕАЕМЙЮ, БШЪБХРЭ ЕЦН ЯРПЮУХ Х АЕЯОНЙНИЯРБН, ОНМЪРЭ, ЙЮЙ НМ ЯПЕЮЦХПНБЮК МЮ ЙЮЙСЧ-РН ФХГМЕММСЧ ЯХРСЮЖХЧ. ъ НВЕМЭ КЧАКЧ ЯЛНРПЕРЭ, ЙЮЙ ПХЯСЕР ЛНИ 4КЕРМХИ ЛЮКШЬ, Б ОПНЖЕЯЯЕ ГЮДЮЧ ЕЛС МЮБНДЪЫХЕ БНОПНЯШ, ВРН ЕЯРЭ ВРН, НМ МЮВХМЮЕР НАЗЪЯМЪРЭ, Х РЮЙХЛ НАПЮГНЛ Я ОНЛНЫЭЧ ЯКНБ Х ЙЮПЮМДЮЬЕИ ЯНГДЮЕРЯЪ ЙЮПРХМЮ ЕЦН ЯЕЦНДМЪЬМЕЦН ЛХПЮ. оНКМНЯРЭЧ ЯНЦКЮЯМЮ ОПН БШАНП ЖБЕРНБ Х ОПНПХЯНБЙС ДЕРЮКЕИ, СФ МХЙЮЙ МЕ ЯРЮМЕР ЛЮКШЬ РЫЮРЕКЭМН ОПНПХЯНБШБЮРЭ МЕ БЮФМШИ ДКЪ МЕЦН ЩКЕЛЕМР, ДЮФЕ ЕЯКХ ПСЙЮ ЯНПБЮКЮЯЭ. х, ОПНЯРХРЕ, МХ ГЮ ВРН МЕ ОНБЕПЧ, ВРН ФХГМЕПЮДНЯРМШИ ПЕАЕМНЙ АСДЕР БШАХПЮРЭ РНКЭЙН ВЕПМШИ ЖБЕР ДКЪ ЯБНХУ ПХЯСМЙНБ, ГМЮВХР ПНДХРЕКЕИ ОПНЯРН МЕ БНКМСЕР, ВРН ОПНХЯУНДХР Б ДСЬЕ ХУ ЛЮКШЬЮ, ПЮГ НМХ ЯВХРЮЧР ЕДХМЯРБЕММН ВЕПМШИ ЖБЕР МНПЛЮКЭМШЛ. яОЮЯХАН ЮБРНПС ЯРЮРЭХ!
20.08.2008 22:49:29
ъ МЕ ЯНБЯЕЛ ЯНЦКЮЯМЮ Я ОПЕБШЛХ ЯННАЫЕМХЪЛХ. нМН ЙНМЕВМН ОНМЪРМН, ВРН ОПНЯРН РЮЙ ЩРНЛС МЮСВХРЭЯЪ ЯКНФМНХ ВРН ДЕРХ МЕ БНР РЕА Я СОНПЯРБНЛ ЛЕУЮМХВЕЯЙХ БШБНДЪР ДНАЕЯЙНМЕВМНЯРХ ЙЮЙНИ-РН ПХЯСМНЙ. мН Ъ БЯЕ-РЮЙХ ДСЛЮЧ, ВРН ЕЯКХ ПНДХРЕКХ НАЕЯОНЙНЕМШ ОНБЕДЕМХЕЛ ПЕАЕМЙЮ, МЕ ЛНЦСР МЮИРХ НАЗЪЯМЕМХИ ХКХ НАПЮРХКХ БМХЛЮМХЕ, ВРН, ПХЯСЪ, ПЕАЕМНЙ Б ВЕЛ-РН СОНПМН ОНБРНПЪЕРЯЪ, МЮДН БЯЕ-РЮЙХ ПЮГНАПЮРЭЯЪ Б МХУ. бДПСЦ МЮИДЕРЯЪ РНР ЙКЧВХЙ Й ПЮГЦЮДЙЕ.
25.10.2006 10:26:16
Причины
Диагностировать какие-либо проблемы психологического или того хуже психиатрического характера у ребенка лишь по рисунку не возьмется ни один даже самый гениальный психолог. Все специалисты знают, что составить более-менее внятную картину можно только соединив несколько методик: тест Люшера и беседу- описание, например. Мало одного детского рисунка черной краской, он должен рассказать, что и зачем он изобразил.
Какие могут быть причины у здорового ребенка рисовать картины в черных тонах?
- Кризис 3 лет.
В этом возрасте малыши начинают проявлять невероятное упрямство, отрицание и даже негативизм. Если кроха раньше заметил, что его творчество черной краской не вызывает у мамы восторга, озадачивает или даже пугает ее, он может решить для себя, что этот цвет маме не нравится. Тогда он намеренно будет раскрашивать картинку именно черным. - Начинающаяся болезнь или ненастная погода.
У детей от 1 года до 5 лет очень развита чувственная сфера. Но не все малыш может выразить при помощи слов, как это делают взрослые. Если ребенок чувствует, что начинает заболевать, у него недомогание, он, еще не понимая толком происходящего, может начать выражать свое самочувствие в рисунке. А если за окном грязь, слякоть, и преобладают серые, черные, коричневые цвета, то он просто может изображать все, как есть – грязное, черное, мрачное. Ни в случае начинающейся болезни, ни в случае реакции на погоду нельзя говорить о нарушениях психоэмоциональной сферы у ребенка, если он рисует в траурных тонах.
- Развитая фантазия
. Часто дети, рисуя, одухотворяют картину. Они искренне верят, что изображенный домик — самый настоящий, или в нарисованной коробке можно что-то хранить. Если малыш закрашивает рисунок черной краской, он, вероятно, так пытается спрятать что-то в домике или коробке. Чтобы понять это, достаточно спросить его, что спрятано за чернотой? Для ребенка имеет значение не цвет, а информативное содержание его картины. - Темная одежда.
Малыши, которым мамы покупают практичные темные вещи, которые меньше пачкаются, наиболее часто изображают на своих рисунках мир в черном цвете. Почему так происходит? Да просто они любят рисовать черным, поскольку привыкли ассоциировать себя с темным, а рисунок для крохи — частичка себя. Кстати, психологи утверждают, что дети, в гардеробе которых преобладает темная гамма, болеют чаще своих ярко одетых сверстников. Рекомендация тут одна – меняйте ребенку цвет одежды, и общий тон его художественных изысков обязательно станет ярче.
Темная одежда ребенка может отрицательно влиять на его здоровье и настроение
бНОПНЯ Й ОЯХУНКНЦЮЛ ПХЯСМЙХ . дЕРЯЙЮЪ ОЯХУНКНЦХЪ
бНОПНЯ С ЛЕМЪ. пЕАЕМНЙ (Б ЛЮПРЕ АСДЕР 3 ЦНДЮ) ПХЯСЕР НДМХ ЙПСЦХ. йПСЦ МЮ ЙПСЦЕ, ЙПСЦ Б ЙПСЦЕ Б ЙПСЦЕ. лЮКЕМЭЙХЕ, АНКЭЬХЕ, МН БЯЕЦДЮ ЙПСЦХ. ДНЯРЮРНВМН ПНБМШЕ. Н ВЕЛ ЩРН ЛНФЕР ЦНБНПХРЭ, Ю? ЯОЮЯХАН. гЮАШКЮ МЮОХЯЮРЭ. нМ Б ЛЕЯРЕ ЯНЕДХМЕМХЪ ЙПСЦЮ ПХЯСЕР ОЮКНВЙС, НАШВМН НМЮ БМХГС. йНЦД Ъ ЯОПЮЬХБЮЧ, Ю ГЮВЕЛ ЩРЮ ДЕРЮКЭ, НМ ЦНБНПХР, ВРНАШ НМ МЕ СОЮК. БНР.
гДПЮБЯРБСИРЕ. лНЕЛС ЯШМС 6КЕР. яЙЮФХРЕ ОНВЕЛС НМ ПХЯСЕР БЯЕЦДЮ ЛЮКЕМЭЙХЕ ОПЕДЛЕРШ.мЮ КХЯРЕ ю4 ЛЮКЕМЭЙХЕ ЛЮЬХМЙХ ОПХ ЩРНЛ ЛЮКЕМЭЙХЕ ЖБЕРНВЙХ БМХГС КХЯРЮ ГЕК╦МЮЪ КХМХЪ РПЮБШ. яБЕПУЕ КХМХЪ ЯХМЕЦН МЕАЮ.лЮКЕМЭЙНЕ ЯНКМЖЕ. оПХ ЩРНЛ 80% КХЯРЮ НЯРЮ╦РЯЪ ВХЯРШЛ
30.03.2016 11:35:24
яОЮЯХАН БЯЕЛ ГЮ НРБЕРШ. аСДЕЛ ПХЯНБЮРЭ ЙПСЦХ ДЮКЭЬЕ:))
05.02.2006 09:31:46
Счастья хватит на всех
Между небом и землей размещаются в ряд персонажи. Они стоят таким образом, чтобы каждый был в полноте своей самости – целиком, во весь рост и не загораживая друг друга. Натюрморт по-детски – это когда рядом лежат яблочко, груша или тыква, и никто не закрывает друг друга. Если на картинке будет озеро, и девочка, и пальма рядом, то они тоже все будут «стоять» рядом, и озеро в том числе, потому что в детском сознании загородить кого-то – значит отнять у него «кусочек», отобрать его пространство. Потому еще младшие дети не умеют долго играть в прятки, сидеть в засаде – «если меня не видят, то, может, меня и нет»? (До сих пор помню то безграничное уважение и восторг, которое вызвал у меня мальчик, старший на один год, когда нарисовал лису, которая стояла ЗА деревом и справа выглядывал ее хвост! Я не могла поверить, как он до этого додумался.)
Такая композиция называется ленточной, или фризовой.
Первым описал фризовую организацию рисунков детей – дошкольников искусствовед А. В. Бакушинский еще в 1925 году. Она заинтересовала его как историка искусства своим сходством с композиционными принципами древнеегипетских изображений
Для психолога же важно то, что фризовая композиция является первой попыткой ребенка построить систему пространственных координат, которая организует картину мира, создаваемого им на листе бумаги. В этом мире главным структурообразующим принципом является вертикаль – разделение листа на верх, середину и низ
Это древнейший в истории человечества принцип символической организации пространства.
Небо и земля и весь мир между ними
Однако уже в 3,5–4 года ребенок делает следующий шаг: он начинает представлять пространство листа как пространство Мира, который должен быть определенным образом организован для того, чтобы туда можно было поселить персонажей. Под ногами у них обязательно должна быть земля, а над головой должно быть небо. Линия «земли» может быть проведена коричневой или зеленой чертой, но может быть «набрана» из вертикальных черточек – травинок, из цветочков или грибочков
Для ребенка важно, чтобы была реализована в каком-либо виде идея почвы под ногами, опоры, на которой все держится
…Часто взрослые не понимают, что без этой черты для ребенка все изображенное на рисунке как будто повисает в воздухе, почти в космосе. Часто на занятиях рисованием в детсаду дети этого возраста рисуют одинокую ягодку, или учатся оставлять кисточкой одинаково правильные точки, или обводят цветным фоном какой-нибудь листик. Вот как «исправила» такое положение вещей девочка, сделав не так, как нужно, а так, как правильно: яблоки не лежат, а висят на ветке, потому что там они родились, а внизу земля и для большего веселья – лошадка!