Поиск

Олигофрения у детей

Классификация, формы и причины

УО является одним из подвидов психического дизонтогенеза. Под этим понятием подразумеваются нарушения ЦНС и психики. Врачи выделяют несколько степеней:

Степень УОIQУмственный возраст
Легкая50-699-12 лет
Умеренная35-496-9 лет
Тяжелая20-343-6 лет
ГлубокаяДо 3 лет

По МКБ 10 УО легкой степени имеет код F70. Она является самой распространенной и сложной в обнаружении. Дети ведут себя так же, как остальные, а отклонения не так заметны. Многие родители даже не придают им значения. При правильном обучении ребенок или взрослый с легкой отсталостью может учиться, работать, общаться с другими людьми.

Различают две формы отсталости: олигофрения и деменция.

Олигофрения

Отличительной особенностью такой формы является поражение коры головного мозга у ребенка в возрасте до 3-х лет, из-за чего начинается отставание в развитии. Олигофрения разделяется на три вида: дебильность, имбецильность, идиотия.

Легкая умственная отсталость соответствует дебильности. Она в свою очередь разделяется еще на несколько типов:

  1. Неосложненная. Выделяется сниженным уровнем познавательных процессов, при этом эмоциональная составляющая находится в норме.
  2. Осложненная нарушениями различных анализаторов. Вместе с отставанием в интеллектуальном развитии у ребенка наблюдаются вторичные отклонения, проявляющиеся в виде ухудшения слуха и зрения или проблем с речью, когда малыш долго не может научиться говорить.
  3. Осложненная нарушениями нейродинамики. Такой тип дебилизма сопровождается проблемами с координацией движений, что вызвано поражением коры мозга, а также крайне быстрой утомляемостью.
  4. С выраженной лобной недостаточностью. Ребенку, страдающему от этого вида дебильности, сложно ориентироваться в пространстве, у него отсутствует мотивация в поведении и очень вялые руки, разговаривает он шаблонно с подражанием другим людям.
  5. С психопатоподобными формами поведения. Дети, больные таким типом умственной отсталости, очень раздражительны, беспокойны, истеричны. Они не могут ладить со сверстниками, часто дерутся, ругаются. Самоконтроль отсутствует.

Олигофрения может возникнуть в первые три года жизни ребенка и зачастую является врожденной. Иногда обнаружить ее удается далеко не сразу, а лишь спустя несколько лет. Именно эта проблема делает лечение более сложным. Причин для ее появления несколько:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные матерью, во время вынашивания плода;
  • Несовместимость матери и ребенка по резус-фактору;
  • Родовые травмы у новорожденных;
  • Наследственность, умственная отсталость одного из родителей;
  • Алкоголизм или наркомания родителей.

При правильном подходе к обучению и лечению такого ребенка шансы на нормальную жизнь будут довольно высоки.

Деменция

Под деменцией понимают органическое поражение мозга человека после рождения и полноценного развития центральной нервной системы. Приобретенные проблемы с интеллектуальной деятельностью, как правило, более серьезны и представляют собой сразу среднюю или тяжелую стадию УО. Однако в некоторых случаях при деменции умственная отсталость имеет легкую степень и может проявляться не так заметно. Приобрести УО человек может по следующим причинам:

  • Травмы головного мозга;
  • Менингит или др. инфекционные заболевания;
  • Шизофрения;
  • Эпилепсия, инсульт.

Деменция проявляется так же, как олигофрения. Разница исключительно в первопричинах и среднем возрасте, когда удается выявить болезнь.

Что такое умственная отсталость

Умственная отсталость – это врожденное или приобретенное нарушение психического развития вследствие поражения мозга, которое характеризуется снижением интеллекта, общей заторможенностью, обеднением эмоций, снижением социальной активности.

Если умственная отсталость проявляется в раннем возрасте, ее называют олигофренией и выражается она в значительном отставании развития ребенка от своих ровесников: он намного позже начинает узнавать родных, сидеть, ползать, ходить, говорить. Вырастая, такой ребенок не имеет тяги к познанию мира, общению с другими детьми. Он социально не адаптирован, интеллектуально не развит, при этом физические данные страдают редко.

Иногда умственная отсталость бывает приобретенной и развивается на фоне болезни, травмы или других, непонятных на первый взгляд, причин. Это состояние называется деменцией и характеризуется, кроме снижения умственной деятельности, прогрессирующей потерей памяти, сменой уже сложившегося характера, эмоциональными изменениями вплоть до полного разрушения личностного ядра.

Описание деменции и олигофрении

Понятие умственная отсталость, олигофрения и деменция тесно связанные между собой, тем не менее, это не одно и то же. Врожденное или раннее возникновение болезни проявляется у 1-3% детей. Это может происходить по ряду причин:

  1. Наследственность.
  2. Значительная недоношенность.
  3. Проблемы, возникшие в процессе родов (например, асфиксии) или родовые травмы.
  4. Хромосомные аномалии.
  5. Инфекционные поражения плода.
  6. Влияние алкоголя, наркотиков во время беременности.

Также причиной олигофрении могут стать тяжелые травмы головы в период жизни до 3-х лет.

Деменция – это снижение когнитивных способностей в результате атрофии мозга, вызванной его недостаточным питанием, гипоксией. Это приобретенная болезнь, которая проявляется у детей от 3-х лет и в таком возрасте может быть вызвана различными причинами:

  • травмами головного мозга;
  • инфекционными заболеваниями;
  • опухолевыми процессами;
  • авитаминозами;
  • тяжелыми болезнями внутренних органов.

В старшем возрасте основные причины отличаются, в 50-70% случаев развитие слабоумия провоцирует болезнь Альцгеймера, реже – сосудистые заболевания, болезнь Пика, Паркинсона, с тельцами Леви.

Историческая справка

Умственные отклонения у детей и взрослых долгое время не имели четкой классификации

Впервые обратил внимание на различия симптоматики известный врач, основоположник французской психиатрии Филлип Пинель, он же автор понятий аменция, деменция и умственная отсталость. В свою очередь, термин «олигофрения» появился еще позже, более чем через 100 лет

Он был предложен немецким психиатром Эмилем Крепелином.

В XX веке изучением олигофрении занялись несколько ведущих врачей-психиатров. Тогда же было предложено деление болезни на три типа: дебильность, имбецильность, идиотия.

В 1989 году в ходе разработки МКБ-10 классификацию изменили, исключив понятия, которые вышли за рамки диагнозов и приобрели негативный окрас. Теперь олигофрения официально имеет 4 стадии:

  • легкая (ранее – дебильность), отвечает уровню знаний 9-12 летнего ребенка;
  • умеренная (незначительная имбецильность), уровень знаний 6-9 летнего ребенка;
  • тяжелая (имбецильность по старой классификации), уровень 3-6 лет;
  • глубокая (ранее – идиотия), уровень 3 и менее лет.

Определение стадии олигофрении важно для установления уровня помощи, необходимой пациенту

Виды

Существует не одна классификация олигофрении, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки.

Традиционная (по степени выраженности)

До недавнего времени медики различали следующие формы заболевания:

  • олигофрения в стадии дебильности, характеризуется слабо выраженной клинической картиной;
  • олигофрения в степени имбецильности, отличается уже более ярко выраженными и заметными симптомами заболевания;
  • идиотия — крайне выраженная степень.

Однако в последнее время в детской психиатрии всё чаще пользуются иной классификацией, в которой олигофрения распределяется по степени тяжести на основании уровня IQ.

По МКБ-10

Международная классификация болезней десятого пересмотра была проведена в 1989 году. Согласно ей, стадии олигофрении определяются следующим образом.

I степень

Это лёгкая степень, соответствует дебильности по предыдущей классификации. IQ = 50-69. У детей наблюдаются физическая неразвитость, плохая память, проблемы с логическим и абстрактным мышлением, неустойчивость внимания, трудности при осуществлении определённых целенаправленных действий, расстройства поведения, эмоциональная нестабильность, большая внушаемость. Диагностируется преимущественно в школьном возрасте.

II степень

Это средняя степень, умеренная, незначительно выраженная имбецильность. IQ = 35-50. Отмечаются минимальное самостоятельное мышление, расстройства сна и аппетита, быстрая усталость, раздражительность, отставания в развитии становятся заметными уже в раннем возрасте. Такие дети владеют скудным словарным запасом. Наблюдаются нарушения мелкой моторики, низкая способность к освоению простейших действий.

III степень

Это тяжёлая степень, значительно выраженная имбецильность. IQ = 20-35. Клиническая картина практически такая же, как у предыдущей формы заболевания, но все нарушения проявляются более ярко.

IV степень

Это глубокая степень, соответствует идиотии. IQ = меньше 20. Сопровождается отсутствием мыслительных способностей и речи. Диагностируется при рождении или сразу после него. Так как имеют место значительные повреждения ЦНС, такие дети не реагируют на внешние раздражители, не воспринимают речь, не узнают родителей, не испытывают и не выражают эмоции (отсутствует мимика), не координируют движения, не осязают предметы, не чувствуют вкуса, запаха и даже боли. Характерный симптом — многократное механическое повторение одного движения или состояние полной неподвижности на длительный промежуток времени.

Сейчас в большинстве медицинских учреждений диагноз олигофрения ставится детям именно в соответствии с этой классификацией.

Классификация Певзнер

М. С. Певзнер на основе клинических и психолого-педагогических исследований смогла определить структуру дефектов при олигофрении и разработать подробную классификацию. Это качественная типология состояний, выходящая на систему коррекционно-воспитательных и медицинских мероприятий. В 70-х годах XX века учёная выделила следующие виды олигофрении:

  • неосложнённая;
  • сопровождающаяся нарушениями нейродинамики;
  • с нарушениями анализаторов;
  • осложнённая олигофрения с психопатическими формами поведения;
  • с ярко выраженной лобной (умственной) недостаточностью.

Наибольшего внимания со стороны медиков и родителей требуют последние 4, осложнённые формы олигофрении, так как их симптомы наиболее ярко выражены и мешают ребёнку в дальнейшем социально адаптироваться. Чтобы ему помочь, нужно вовремя диагностировать заболевание и пройти соответствующий курс лечения.

Причины умственной отсталости у детей

Интеллект определяется как генетическими, так и внешними факторами. Дети, рожденные от родителей с умственной отсталостью, подвергаются повышенному риску целого ряда отклонений в развитии, но четкая передача по наследству умственной отсталости необычна. Хотя достижения в области генетики, такие как хромосомный анализ микрочипов, увеличили вероятность выявления причин умственной отсталости, конкретные причины не могут быть идентифицированы в 60-80% случаев. Причину скорее всего нужно определять в тяжелых случаях. Нарушение языка и личных социальных навыков может быть связано с эмоциональными проблемами, депривацией, нарушением обучаемости или глухотой, а не с умственной отсталостью.

Пренатальные причины. Пренатальное воздействие наркотиков и токсинов также может вызвать умственную отсталость. Алкогольный синдром плода является наиболее распространенным из таких состояний. Противосудорожные препараты, такие как фенитоин или вальпроат, химиотерапевтические препараты, облучение, свинец и метил-ртуть, также являются причинами этой патологии.

Перинатальные причины. Риск увеличивается у маленьких для гестационного возраста младенцев; умственная отсталость и снижение веса имеют одни и те же причины. Младенцы с очень низким и крайне низким весом при рождении имеют варьирующийся риск возникновения умственной отсталости в зависимости от срока беременности, перинатальных событий и качества медицинской помощи.

Постнатальные причины. Энцефалиты, отравления и несчастные случаи, которые вызывают тяжелые травмы головы или асфиксию, способны привести к умственной отсталости.

Лечение умственной отсталости

Сегодня существует множество препаратов для лечения умственной отсталости и подобрать наиболее подходящий препарат сможет только лечащий врач. В зависимости от причины заболевания, это могут быть препараты йода или гормоны (если олигофрения вызвана заболеванием щитовидной железы). В случае фенилкетонурии бывает достаточно специального режима питания, который назначит педиатр.

Часто для коррекции умственной отсталости врачи используют ноотропы – всем известный пирацетам, а также аминалон, энцефабол, пантогам. Целью применения ноотропных препаратов является улучшение обменных процессов в мозговой ткани. С этой же целью в лечении умственной отсталости используются витамины группы В и аминокислоты, необходимые для нормального функционирования мозга (глутаминовая и янтарная кислоты, церебролизин). Эти препараты продаются без рецепта врача, но целесообразность их приема должен определить специалист.

Иногда у пациентов с умственной отсталостью наблюдаются нарушения поведения, тогда врач-психиатр может подобрать препарат из группы нейролептиков или транквилизаторов.

Залогом успешного лечения умственной отсталости является комплексное воздействие, т.е. применение не только медикаментов, но и индивидуальный подход к обучению, занятия с психологами и логопедами – все это необходимо для более успешной адаптации в обществе. Необходимо соблюдать дозировки препаратов, предписанные врачом, а при появлении новых симптомов незамедлительно прийти на прием. Например, при лечении ноотропами может появиться повышенная возбудимость и головные боли, в таком случае надо обратиться к лечащему врачу для решения вопроса о замене препарата или изменении доз.

В народной медицине вместо ноотропных препаратов применяют лекарственные растения, обладающие активизирующим влиянием на нервную систему. Это женьшень, лимонник китайский, алоэ. Следует помнить, что применение стимулирующих средств при умственной отсталости может спровоцировать психозы и грубые нарушения поведения, поэтому перед применением средств народной медицины лучше проконсультироваться с врачом.

Социальная реабилитация является важнейшим компонентом помощи пациентам с умственной отсталостью. В первую очередь программы реабилитации направлены на обеспечение трудоустройства пациентов с легкой степенью умственной отсталости. Для этого существуют специализированные учебные заведения, где возможно обучение по адаптированной школьной программе, а затем – освоение несложных профессий, например, таких строительных специальностей как маляр, штукатур, плотник и т.д.

При своевременном  и правильном  лечении легкой степени умственной отсталости возможно добиться хороших результатов  — многие пациенты с умственной отсталостью легкой степени самостоятельны, имеют профессию и свою семью. В то же время, при отсутствии должного воспитания, реабилитационных мер и медицинской помощи, олигофрены становятся асоциальными личностями – злоупотребляют алкоголем, оказываются участниками криминальных историй, могут представлять общественную опасность. Что касается средней и тяжелой формы умственной отсталости,  то задачами медицинской и социальной помощи таким пациентам являются обеспечение ухода и надзора, а при необходимости – контроля за состоянием здоровья.

Симптомы, признаки и характеристика

Как определить умственную отсталость у ребенка? Особенности симптоматики тесно связаны с уровнем интеллекта.

Дебильность

Если IQ находится в верхних границах, распознать патологию у ребенка в раннем возрасте затруднительно. Родители могут заметить, что ребенок поздно начал разговаривать, плохо запоминает цифры, буквы, но эти моменты могут остаться без внимания, так как подобное может быть и вариантом нормы.

Когда малыш попадает в школу, признаки неполноценности проявляются ярче. Он отстает от сверстников, ему сложно научиться писать и читать.

Правила русского языка также даются ему с трудом, а особенно сложным предметом становится математика. Не развивается способность оперировать абстрактными понятиями либо выражена крайне плоско и слабо.

В характере часто преобладает либо добродушие и дружелюбие, часто чрезмерное, либо агрессия, раздражительность, нелюдимость.

У подростков и детей в предподростковом возрасте может наблюдаться повышенная тяга к онанизму.

Они легко попадают под чужое влияние, поэтому могут стать асоциальными, совершать преступления по указу тех, кто ими руководит, склонны к развитию патологических зависимостей (наркомания, алкоголизм, игромания и другие).

Речь замедлена, словарный запас маленький, ребенку крайне сложно пересказать прочитанную информацию. Но в примитивных бытовых моментах дети не испытывают сложностей, поэтому прогноз в плане адаптации обычно положительный.

Имбецильность

Так же, как и в случае с легкой степенью, этот вид умственной отсталости не всегда можно выявить в раннем возрасте.

Если у ребенка тяжелая степень умственной отсталости, родители могут отмечать нарушения еще во младенческом возрасте: малыш апатичен, меньше, чем его сверстники, интересуется игрушками либо не интересуется ими совсем, поздно начинает лепетать и гулить.

Могут отсутствовать эмоциональные реакции при контакте со взрослым, характерные для детей первых месяцев жизни.

Мимика у детей выражена слабо, их лица выглядят застывшими, также они реже моргают. Эту разновидность часто сопровождаются другими нарушениями: уродствами, недоразвитостью внутренних органов.

Отмечаются проблемы с координацией движений. Дети малоактивны, их движения сдержаны, наблюдается скованность, угловатость. Мелкая моторика нарушена, поэтому манипуляции с предметами маленького размера затруднены либо невозможны.

Дети безынициативны, мало интересуются окружающим миром, много едят, рано начинают онанировать, их кругозор крайне ограничен.

Присутствуют выраженные нарушения когнитивных функций — памяти, внимания, воли и других.

Лексикон состоит из 200-300 слов, но речь других людей они воспринимают относительно неплохо. Мышление шаблонное: дети не способны делать самостоятельные выводы и оперируют заученными фактами.

Они плохо запоминают людей, за исключением тех, которые контактируют с ними регулярно, легко внушаемы, быстро привязываются.

Идиотия

Характерные признаки глубокой степени умственной отсталости в возрасте до года:

  • ребенок не интересуется окружающим миром, не контактирует с игрушками, пассивен;
  • эмоциональный ответ при контакте с матерью и другими близкими людьми не наблюдается;
  • практически не запоминает людей;
  • поздно начинает улыбаться, мимика крайне бедна, практически отсутствует;
  • не воспринимает обращенную к нему речь;
  • моторика нарушена.

Такие дети не начинают разговаривать, когнитивные функции серьезно нарушены: внимание рассеяно либо не наблюдается, мышление примитивно либо отсутствует, память практически не развита. Психическая деятельность базируется на безусловных рефлексах и основных биологических потребностях

Сформировать условные рефлексы не представляется возможным, за исключением пищевых условных рефлексов

Психическая деятельность базируется на безусловных рефлексах и основных биологических потребностях. Сформировать условные рефлексы не представляется возможным, за исключением пищевых условных рефлексов.

Эмоциональный интеллект не развит: из их поведения можно вычленить лишь две базовые реакции, возникающие при дискомфорте (агрессия, крик) и при удовлетворении потребностей, получении удовольствия (улыбка).

Дети постоянно тянут руки и предметы в рот, много и активно едят. Обучить их чему-либо крайне затруднительно, они нуждаются в постоянном уходе и контроле.

Лечение

Полностью избавить малыша от олигофрении не удается. Однако, родителям и врачам под силу сделать коррекцию этого состояния при своевременном выявлении недуга.

Большую роль играют занятия со специалистами:

  • дефектологом, логопедом;
  • психиатром;
  • невропатологом;
  • ортопедом;
  • физиотерапевтом;
  • работникам социальной службы.

Может быть назначена симптоматическая терапия:

  • транквилизаторы, седативные средства, в частности Диазепам или Феназепам;
  • нейролептики, препараты антипсихотического действия, например, Релатин или Ноотропил;
  • гормональные средства, например, Тиреоидин или Гипофизин;
  • прием препаратов для нормализации деятельности центральной нервной системы, например, Пирацетам или Фезам;
  • витаминотерапия, в частности группа В;
  • глутаминовая кислота, которую принимают курсом с целью снижения симптоматики умственной отсталости;
  • психотерапия, психокоррекция, занятия с логопедом;
  • лечебная физкультура и массаж;
  • психомоторная гимнастика.

Глубокая степень или идиотия

Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.

В свою очередь, идиотия делится на три вида:

  • глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
  • типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
  • речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.

Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.

Диагностика олигофрении у детей

Изучение анамнеза (в том числе семейного), полная информация о беременности и родах матери, оценка физиологического развития ребенка и его общего – база, на которой основана диагностика олигофрении у детей. Однако детские психиатры не скрывают, что у детей раннего и дошкольного возраста определить олигофрению (если, конечно, это не явно выраженный синдром) достаточно сложно: тестирование уровня умственных возможностей по Векслеру (по версии WAIS для дошкольников) рассчитано на детей пяти лет и старше, оценить уровень адаптационного поведения и коммуникабельности – с помощью специальной рейтинговой шкалы — тоже непросто. Остается проверка словарного запаса и умения складывать кубики.

Так что проверка психического развития (кроме выраженной имбецильности и идиотии) бывает затруднена, но при этом врачу необходимо максимально точно структурировать симптоматику (часто неспецифичную) и связать клиническую картину с причинами задержки развития.

В этом могут помочь анализы крови — общий, биохимический, на ферменты, на RW, Anti-HSV-IgМ, токсоплазму и CMV (цитомегаловирус), анализ мочи на аминокислоты, генетическое тестирование и т.д.. И только инструментальная диагностика – энцефалография, КТ и МРТ головного мозга – могут выявить имеющиеся черепно-мозговые нарушения. Дополнительно см. статью — Диагностика умственной отсталости.

Правильность определения патологии развития обеспечивает дифференциальная диагностика, так как многие состояния и заболевания (эпилепсия, шизофрения и др.) имеют частично сходную психоневрологическую симптоматику.

В 66 странах мира диагностика олигофрении у детей проводится согласно разработанному Американской психиатрической ассоциацией (APA) диагностическому руководству Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders (DSM), и базируется на трех критериях: дефиците общих умственных способностей, существенных ограничениях в одной или нескольких областях адаптивного поведения и доказательствах того, что ограничения интеллекта стали очевидными детском или подростковом возрасте.

Лечение олигофрении у детей

Забежные врачи прямо говорят родителям детей с олигофренией, что умственная отсталость — это не болезнь, а состояние, и вылечить таких детей невозможно: лекарства от олигофрении нет.

Поэтому лечение олигофрении у детей – это, по сути, реабилитация детей больных олигофренией: благодаря усилиям родителей и педагогов специальных учебных заведений большинство детей с умственной отсталостью (кроме идиотии и тяжелой имбецильности) могут многому научиться. Только это займет больше времени и потребует больше усилий.

Детям с легкой интеллектуальной недоразвитостью нужны внимание, поддержка и позитивная мотивация, а детям с умеренной степенью олигофрении следует помочь овладеть элементарными навыками общения с другими детьми и взрослыми, приучать к простейшему самообслуживанию. В спецшколах реабилитация проводится методами лечебно-коррекционной педагогики, и многие дети с умеренной олигофренией получают начальные навыки счета, письма, чтения, рисования, ручного труда

Этиологческое лечение применимо в случаях, когда олигофрении связана с наследственными нарушениями обмена веществ или ферментопатиями (фенилкетонурия).

Назначаемое врачами симптоматическое лечение олигофрении у детей – с использованием транквилизаторов (седативных средств) или нейролептиков (антипсихотических препаратов) – направлено на снятие повышенной напряженности и обсессивно-компульсивных расстройств, на улучшение настроения, а также необходимо при психотическом возбуждении и тяжелых расстройствах поведения с выраженной агрессивностью.

Но данные препараты вызывают массу побочных эффектов, а постоянный прием нейролептиков имеет практически неизбежные последствия в виде экстрапирамидных двигательных расстройств, ригидности или непроизвольной спастики мышц, стойком нарушении сна и остроты зрения. Также может снизиться память и развиться амнезия.

Более целесообразным считается применение витаминов группы В. К примеру, препарата Гамалате В6 (в форме раствора для приема внутрь) – с гидробромидом глутамата магния, гамма-аминомасляной кислотой и витамином В6, который оказывает седативное действие (угнетает процессы возбуждения ЦНС) и в то же время способствует повышению концентрации внимания и улучшению памяти.

Народное лечение олигофрении у детей, предполагает лечение травами: отваром корней валерианы лекарственной (детям нельзя давать аптечную спиртовую настойку). Также используются лекарственные растения гинкго билоба и корень женьшеня. Гомеопатия в лечении детей с умственной отсталостью не применяется.

Прогноз олигофрении у детей — пожизненная неполноценность интеллекта различной степени и сопутствующие проблемы психического характера. При тяжелых формах (значительно выраженной имбецильности) и глубокой олигофрении (идиотии) – инвалидность, которая может потребовать нахождения в специализированных медицинских учреждениях.

Профилактика олигофрении заключается в полном обследовании женщины при планировании беременности (обязательно сдать анализ крови на TORCH-инфекции); также следует проконсультироваться у генетиков, особенно, если в истории семей будущих родителей были случаи рождения детей с различными синдромами умственной неполноценности. Обязательному лечению до беременности подлежат конгенитальный токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис. Беременным следует обязательно принимать фолиевую кислоту в первом триместре беременности и остерегаться инфекций (коревой краснухи и др.)

По данным Американской академии детской и подростковой психиатрии (AACAP), умственной отсталостью страдают почти 6,5 млн. человек в Соединенных Штатах, из них — более 550 тыс. в возрасте от 6 до 20 лет. В Великобритании детей и подростков с различной степенью олигофрении насчитывается до 300 тысяч.

Схожесть и отличия олигофрении и деменции

Хотя понятия олигофрении и деменции давно разделены, путаница в постановке диагноза случается до сих пор. Основная причина этого заключается в том, что олигофрения, хоть и является в большинстве случаев врожденной, часто проявляется в возрасте 3, а иногда и 5 лет и напоминает слабоумие в ранней стадии.

Чем похожи врожденная умственная отсталость и деменция?
ДеменцияОлигофрения
Первопричиной может быть инфекционный процесс, травма, опухолевый процессВ случае если олигофрения не врожденная, причиной часто становится травма, немного реже – инфекционные процессы
Характеризуется изменениями личности: заострением черт характера, агрессивностью, раздражительностью или наоборот, ранимостью, слезливостью и меланхоличностью. Пациент замыкается в себе, изолируется от обществаОлигофрения влияет на эмоциональную составляющую, подавляя ее. Ребенок замкнутый, подавленный, социально неадаптированный
Чаще всего на первой стадии страдает память, мышление, речьТак как в первую очередь страдают интеллектуальные способности, ребенок испытывает трудности в общении, формировании логических цепочек, мыслей.

Первое отличие умственной отсталости от деменции – период начала болезни. В большинстве случаев олигофрения врожденная, при этом начальные проявления заметны уже в первый год жизни ребенка. Деменция же никогда не диагностируется раньше 3-х лет.

Второе отличие — течение болезни. Олигофрения не прогрессирует, ребенок может развиваться в физическом и даже умственном плане, значительно отставая от сверстников.

Прогноз деменции менее утешительный, и если на ранних стадиях пациент испытывал лишь незначительные проблемы (чаще всего это забывчивость и трудности в формировании мысли), то с течением времени болезнь прогрессирует, происходит полная потеря всех навыков и умений, возможности ориентироваться во времени, пространстве, собственной личности. При олигофрении в отличие от деменции приобретенные навыки не теряются.

Сравнительная таблица отличия симптомов деменции и олигофрении
Умственная деменцияОлигофрения
Диагностируется после 3-х летПоявляется с рождения, очень редко – с 3-5 лет
Постепенно прогрессируетХарактер заболевание постоянный, не прогрессирующий
Нарушения проявляются локально, атрофия мозга частичнаяОбщее недоразвитие мозга, из-за чего одновременно страдают все нервно-психические функции
Охватывает различные когнитивные функции: память, мышление, речь, интеллект, эмоциональную составляющую.Олигофрения затрагивает исключительно интеллект, механическая память не страдает.

Также стоит отметить, что больной деменцией не может существовать без посторонней помощи, соблюдать личную гигиену, питаться, иногда даже передвигаться. Человек с олигофренией не теряет возможности ухаживать за собой сам, заниматься физическим трудом, часто способен жить самостоятельно.

Лечение и реабилитация при олигофрении

К сожалению, данное заболевание считается неизлечимым. Лечение олигофрении назначается по результатам комплексного обследования, когда врач точно определит степень тяжести заболевания.

На ранних стадиях применяется медикаментозная терапия. Она носит симптоматический характер и помогает устранить первопричины, сгладить неприятные признаки заболевания. Для этого применяются следующие группы лекарственных средств:

  1. Транквилизаторы (Феназепам, Диазепам и т.д.).
  2. Нейролептики (Релатин и т.д.).
  3. Гормоны (Тиреодин и др.).
  4. Фитопрепараты, которые положительно влияют на процесс поступления кислорода в мозг и обмена веществ (Фезам, Пирацетам и т.д.).
  5. Витамины и микроэлементы (группа В, глутаминовая кислота).

Такой комплекс помогает улучшить психическое состояние больного, стабилизирует его эмоциональный фон, снимает агрессивность. Стоит отметить, что препараты имеют ряд побочных симптомов:

  • нарушение двигательной активности;
  • расстройство функции сна;
  • ухудшение зрения и памяти;
  • полная или частичная ригидность.

Это обязательно нужно учитывать перед началом приема медикаментов. Некоторые врачи советуют применять средства народной медицины, которые являются более щадящими. К ним относятся отвары и настои из лекарственных растений (корня валерианы, женьшеня и др.).

К сожалению, гомеопатия не всегда помогает избавиться от неприятных симптомов, ее используют только после предварительной консультации с лечащим врачом.

Коррекция

Обязательно проводят психологическую коррекцию (помогает стабилизировать поведение больного), проходят занятия с логопедом (это улучшает разговорную речь). Также врачи назначают комплекс лечебной физкультуры и массажа. Такие меры развивают навыки ходьбы, сидения и т.д., их проходят курсами по 10 дней.

Лечением таких детей занимаются опытные специалисты (невропатолог, психолог и т.д.). Нужно обязательно следовать их рекомендациям и не пропускать занятия. Помимо этого, потребуется закрепление полученных знаний в домашних условиях (тренировки, занятия для развития речи и моторики и т.д.).

Очень важным является правильный уход за ребенком с диагнозом «олигофрения». От родителей потребуется много внимания и заботы. Правильный подход помогает облегчить состояние больного.

Важно помнить, что если ребенок будет воспитываться под воздействием неблагоприятных факторов, то заболевание будет только усугубляться, малыш  станет агрессивным по отношению к окружающим. Для улучшения памяти и речи нужно регулярно проводить развивающие занятия, читать ребенку книги и т.д

Выполняя все врачебные рекомендации, шансы на стабилизацию состояния пациента с олигофренией повышаются.

Ни в коем случае нельзя кричать или наказывать ребенка, это повлечет за собой только ухудшение ситуации. Помните, что ребенок не виноват в своей болезни, ему требуется обеспечить максимально стабильную психологическую обстановку.

Нужно правильно обучать такого больного элементарным навыкам самообслуживания. Большинство таких детей проходят обучение в специализированных школах, детских садах и т.д. Это помогает избежать насмешек  и ухудшения состояния.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий